Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 11:50, реферат
Философия итальянского Возрождения представляет собой не нечто неизменное и застывшее, а постоянно ищущее духовное образование. Различают следующие периоды в развитии ее идей: 1) раннее Возрождение; 2) период расцвета, или Высокое Возрождение; 3) позднее, или модифицированное Возрождение.
Отвергая дуализм земного и небесного, следуя античной и возрожденческой традиции и развивая идею единства, Бруно утверждает физическую однородность земного и небесного. Согласно схоластической философии, Землю образуют четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь, а небо - стихия эфира. С точки зрения Бруно, эфир вкупе с землей, водой, воздухом и огнем образуют как земной мир, так и все другие миры. Мысль о физической однородности земного и небесного находит развитие в проблеме единицы бытия. Бруно решает ее в духе античного атомизма, дополненного учением об абсолютном максимуме. Он полагает, что основной единицей бытия является монада, которая как минимум бытия выступает в трех смыслах: онтологическом как наименьшая субстанция, представляющая и телесное, и духовное начало; физическом как атом; математическом как точка, которая образует линию, линия - плоскость, а плоскость - всякое геометрическое тело. Верховная субстанция есть «монада монад» или Бог.
Размышляя над сущностью единой субстанции и над проблемой возникновения множественности разнообразных вещей, Бруно высказывает целый ряд диалектических идей. Субстанция представляет собой источник внутреннего родства противоположностей: противоположности совпадают в едином, все вещи суть единое. В бесконечности отождествляются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъективное и объективное. При этом одна противоположность есть обязательно начало другой: уничтожение - начало возникновения, возникновение - уничтожения; любовь начало ненависти, ненависть - любви; сильные яды могут служить лекарством, а лекарства - ядом и т.д.
Центральным моментом диалектического учения Бруно является учение о «монаде монад». Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – «монаде монад», или Боге. Эта точка такое целое, которое - вне всех своих частей и вне каждой части в отдельности. Тем не менее, это целое существует во всех единичных вещах мира, и в каждой из них в отдельности, а любое единичное носит печать целого. Будучи совпадением противоположностей, это целое и нигде, и везде, проявляет себя как «все во всем».
В отличие от Н.Кузанского, диалектика которого была ограничена теологической областью и развивалась, в основном, на примерах математики, Дж. Бруно усматривал диалектические начала во всех областях природы и человеческой деятельности, уделяя внимание не только их единству, но и борьбе.
Развивая гносеологические идеи, Бруно продолжает традиции возрожденческой философии и решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов в познании. Он утверждает, что низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы. Целью познания, с точки зрения Бруно, является достижение единства определенных знаний. Познание единства приводит к познанию бесконечного универсума и невозможно без уяснения диалектики совпадения противоположностей.
Бруно полагает, что процесс достижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума. Роль чувственной ступени в процессе познания довольно незначительна. Чувства пригодны лишь для того, чтобы «возбуждать разум: ... Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси». Перед чувственным познанием не раскрывается смысл бесконечности. Большую роль в познании играет рассудок. Он осмысливает чувственную информацию, в собирании которой принимают участие память и воображение. Возможность проникновения в высшие тайны природы дает разум, или интеллект, который окончательно исправляет показания чувств. В некоторых работах в эту иерархию Ноланцем вводится четвертая ступень - ум. Именно при помощи ума достигается познание единства мира, диалектического совпадения в нем противоположностей и его бесконечности. Таким образом, главным источником достижения истины Дж. Бруно считает разум (ум), не проявляя должного интереса к знанию, основанному на эксперименте. Что касается одной из центральных проблем как философии средневековья, так и эпохи Возрождения, - проблемы соотношения разума и веры, то Бруно придерживается концепции двойственности истины.
Джордано Бруно избежал крайностей антропоцентризиа Высокого Возрождения. Однако в согласии с возрожденческими гуманистическими традициями он много размышляет над сущностью человеческих добродетелей и пытается дать им оценку. Бруно считает, что человек должен превратиться из раба жизни, стремящегося только к самосохранению, в ее активного деятеля. Этому способствует понимание той истины, что человек приобретает бессмертие не в религиозном смысле, а как частица мировой целостности; жизнь не ограничена ее земными формами, а вечно продолжается в иных формах в бесчисленных мирах.
Стремление активного человека-деятеля к познанию философской истины и труду Бруно называет «героическим энтузиазмом». В работе «О героическом энтузиазме» он приходит к мысли, что существует два типа энтузиазма: для одних он есть просто неразумный порыв, для других - разумное стремление к единому, истинному. «В итоге такие люди говорят и действуют уже не как сосуды и орудия, но как главные мастера и деятели».
В основе учения Бруно о человеке находится его концепция единой субстанции. Несмотря на то, что тело, взятое само по себе, ниже души, взятой самой по себе, тело необходимо для души в качестве ее осуществления, а душа необходима для тела в качестве его формообразующего принципа. «Героический энтузиазме» не есть чисто духовное чувство и чисто духовный порыв. Он охватывает и все телесное, зажигая его своим духовным огнем и через эту телесность он и становится подлинно героическим.
Философские
и естественнонаучные идеи Джордано
Бруно внесли огромный вклад в преодоление
схоластического мировоззрения. Его последовательный
пантеизм, не ограниченный ни теизмом,
ни антропоцентризмом, выходил за рамки
классической возрожденческой традиции.
Учение Бруно явилось существенным шагом
к иному типу мировоззрения - мировосприятию
Нового времени. Бескомпромиссная жизнь
Джордано Бруно стала легендой, она являет
собой пример активного «героического
энтузиазма», о котором он так глубоко
размышлял. Того энтузиазма, который «
... ничего не боится и из любви к божественному
(истинному) презирает другие удовольствия
и совсем не думает о жизни».
3.2.Механистическая
картина мира Галилео
Галилея
Основоположником
экспериментально-
Галилей родился в семье
обедневшего дворянина в городе Пизе (недалеко
от Флоренции). Убедившись в бесплодии
схоластической учености он углубился
в математические науки. Став в дальнейшем
профессором математики Падуанского университета,
ученый развернул активную научно-исследовательскую
деятельность, особенно в области механики
и астрономии. Для торжества теории Коперника
и идей, высказанных Джордано Бруно, а
следовательно, и для прогресса материалистического
мировоззрения вообще огромное значение
имели астрономические открытия, сделанные
Галилеем с помощью сконструированного
им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты
на Луне (в его представлении - “горы”
и “моря” ) , разглядел бесчисленные, скопления
звезд, образующих Млечный Путь, увидел
спутники, Юпитера, разглядел пятна на
Солнце и т.д. Благодаря этим открытиям
Галилей стяжал всеевропейскую славу
“Колумба неба”. Астрономические открытия
Галилея, в первую очередь спутников Юпитера,
стали наглядным доказательством истинности
гелиоцентрической теории Коперника,
а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся
планетой, вполне аналогичной Земле, и
пятна на Солнце подтверждали идею Бруно
о физической однородности Земли и неба.
Открытие же звездного состава Млечного
Пути явилось косвенным доказательством
бесчисленности миров во Вселенной.
Указанные открытия Галилея
положили начало его ожесточенной полемике
со схоластиками и церковниками, отстаивавшими
аристотелевско-птолемеевскую картину
мира. Если до сих пор католическая церковь
по изложенным выше причинам была вынуждена
терпеть воззрения тех ученых, которые
признавали теорию Коперника в качестве
одной из гипотез, а ее идеологи считали,
что доказать эту гипотезу невозможно,
то теперь, когда эти доказательства появились,
римская церковь принимает решение запретить
пропаганду взглядов Коперника даже в
качестве гипотезы, а сама книга Коперника
вносится в “Список запрещенных книг”
(1616 г.) . Все это поставило деятельность
Галилея под удар, но он продолжал работать
над совершенствованием доказательств
истинности теории Коперника. В этом отношении
огромную роль сыграли работы Галилея
и в области механики. Господствовавшая
в эту эпоху схоластическая физика, основавшаяся
на поверхностных наблюдениях и умозрительных
выкладках, была засорена представлениями
о движении вещей в соответствии с их “природой”
и целью, о естественной тяжести и легкости
тел, о “боязни пустоты” , о совершенстве
кругового движения и другими ненаучными
домыслами, которые сплелись в запутанный
узел с религиозными догматами и библейскими
мифами. Галилей путем ряда блестящих
экспериментов постепенно распутал его
и создал важнейшую отрасль механики -
динамику, т.е. учение о движении тел.
Занимаясь вопросами
механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных
законов: пропорциональность пути, проходимого
падающими телами, квадратам времени их
падения; равенство скоростей падения
тел различного веса в безвоздушной среде
(вопреки мнению Аристотеля и схоластиков
о пропорциональности скорости падения
тел их весу) ; сохранение прямолинейного
равномерного движения, сообщенного какому-либо
телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее
воздействие не прекратит его (что впоследствии
получило название закона инерции) , и
др.
Философское значение
законов механики, открытых Галилеем,
и законов движения планет вокруг Солнца,
открытых Иоганном Кеплером (1571 - 1630), было
громадным. Понятие закономерности, естественной
необходимости родилось, можно сказать,
вместе с возникновением философии. Но
эти первоначальные понятия были не свободны
от значительных элементов антропоморфизма
и мифологии, что послужило одним из гносеологических
оснований их дальнейшего толкования
в идеалистическом духе. Открытие же законов
механики Галилеем и законов движения
планет Кеплером, давшими строго математическую
трактовку понятия этих законов и освободившими
понимание их от элементов антропоморфизма,
ставило это понимание на физическую почву.
Тем самым впервые в истории развитие
человеческого познания понятие закона
природы приобретало строго научное содержание.
Законы механики были
применены Галилеем и для доказательства
теории Коперника, которая была непонятна
большинству людей, не знавших этих законов.
Например, с точки зрения “здравого рассудка”
кажется совершенно естественным, что
при движении Земли в мировом пространстве
должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий
все с ее поверхности. В этом и состоял
один из самых “сильных” аргументов против
теории Коперника. Галилей же установил,
что равномерное движение тела нисколько
не отражается на процессах, совершающихся
на его поверхности. Например, на движущемся
корабле падение тел происходит так же,
как и на неподвижном. Поэтому обнаружить
равномерное и прямолинейное движение
Земли на самой Земле.
Все эти идеи великий
ученый сформулировал в “Диалоге о двух
главнейших системах мира - птолемеевой
и коперниковой” (1632) , научно доказавшем
истинность теории Коперника. Эта книга
послужила поводом для обвинения Галилея
со стороны католической церкви. Ученый
был привлечен к суду римской инквизицией;
в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс,
на котором он был вынужден формально
отречься от своих “заблуждений” . Его
книга была запрещена, однако приостановить
дальнейшее торжество идей Коперника,
Бруно и Галилея церковь уже не могла.
Итальянский мыслитель вышел победителем.
Используя теорию двойственной
истины, Галилей решительно отделял науку
от религии. Он утверждал, например, что
природа должна изучаться с помощью математики
и опыта, а не с помощью Библии. В познании
природы человек должен руководствоваться
только собственным разумом. Предмет науки
- природа и человек. Предмет религии -
“благочестие и послушание” , сфера моральных
поступков человека. Исходя из этого, Галилей
пришел к выводу о возможности безграничного
познания природы. Мыслитель и здесь вступал
в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими
представлениями о незыблемости положений
“божественной истины “, зафиксированных
в Библии, в произведениях “отцов церкви”
, схоластизиированного Аристотеля и других
“авторитетов” . Исходя из идеи о бесконечности
Вселенной, великий итальянский ученый
выдвинул глубокую гносеологическую идею
о том, что познание истины есть бесконечный
процесс. Эта противоречащая схоластике
установка Галилея привела его и к утверждению
нового метода познания истины.
Подобно многим другим
мыслителям эпохи Возрождения Галилей
отрицательно относился к схоластической,
силлогистической логике. Традиционная
логика, по его словам, пригодна для исправления
логически несовершенных мыслей, незаменимо
при передаче другим уже открытых истин,
но она не способна приводить к открытию
новых истин, а тем самым и к изобретению
новых вещей. А именно к открытию новых
истин и должна, согласно Галилею, приводить
подлинно научная методология.
При разработке такой
методологии Галилей выступил убежденным,
страстным пропагандистом опыта как пути,
который только и может привести к истине.
Стремление к опытному исследованию природы
было свойственно, правда, и другим передовым
мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга
Галилея состоит в том, что он разработал
принципы научного исследования природы,
о которых мечтал Леонардо. Если подавляющее
большинство мыслителей эпохи Возрождения,
подчеркивавших значение опыта в познании
природы, имели в виду опыт, как простое
наблюдение ее явлений, пассивное восприятие
их, то Галилей всей своей деятельностью
ученого, открывшего ряд фундаментальных
законов природы, показал решающую роль
эксперимента, т.е. планомерно поставленного
опыта, посредством которого исследователь
как бы задает природе интересующие его
вопросы и получает ответы на них.
Исследуя природу, ученый,
по мнению Галилея, должен пользоваться
двойным методом: резолютивным (аналитическим)
и композитивным (синтетическим) . Под
композитивным методом Галилей подразумевает
дедукцию. Но он понимает ее не как простую
силлогистику, вполне приемлемую и для
схоластики, а как путь математического
исчисления фактов, интересующих ученого.
Многие мыслители этой эпохи, возрождая
античные традиции пифагореизма, мечтали
о таком исчислении, но только Галилей
поставил его на научную почву. Ученый
показал громадное значение количественного
анализа, точного определения количественных
отношений при изучении явлений природы.
Тем самым он нашел научную точку соприкосновения
опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного
способов исследования природы, дающую
возможность связать абстрактное научное
мышление с конкретным восприятием явлений
и процессов природы.
Однако разработанная
Галилеем научная методология носила
в основном односторонне аналитический
характер. Это особенность его методологии
гармонировала с начавшимся в эту эпоху
расцветом мануфактурного производства,
с определяющим для него расчленением
производственного процесса наряд операций.
Возникновение
этой методологии было связано со спецификой
самого научного познания, начинающегося
с выяснения наиболее простой формы движения
материи - с перемещения тел в пространстве,
изучаемого механикой. Отмеченная особенность,
разработанная Галилеем методологии,
определила и отличительные черты его
философских воззрений, которые в целом
можно охарактеризовать как черты механистического
материализма. Материю Галилей представлял
как вполне реальную, телесную субстанцию,
имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель
возрождал здесь воззрения античных атомистов.
Но в отличие от них Галилей тесно увязывал
атомистическое истолкование природы
с математикой и механикой, Книгу природы,
говорил Галилей, невозможно понять, если
не овладеть ее математическим языком,
знаки которого суть треугольники, круги
и другие математические фигуры.
Поскольку
механистическое понимание природы не
может объяснить ее бесконечное качественное
многообразие, Галилей, в известной мере
опираясь на Демокрита, первым из философов
нового времени развивает положение о
субъективности цвета, запаха, звука и
т.д. В произведении “Пробирщик” (1623) мыслитель
указывает, что частицам материи присущи
определенная форма, величина, они занимают
определенное место в пространстве, движутся
или покоятся, но не обладают ни цветом,
ни вкусом, ни запахом, которые, таким образом,
не существенны для материи. Все чувственные
качества возникают лишь в воспринимающем
субъекте.
Воззрение Галилея
на материю как на состоящую в своей основе
из бескачественных частиц вещества принципиально
отличается от воззрений натурфилософов,
приписывавших материи, природе не только
объективные качества, но и одушевленность.
В механистическом взгляде Галилея на
мир природа умерщвляется, и материя перестает,
выражаясь словами Маркса, улыбаться человеку
своим поэтически-чувственным блеском
Механистический характер воззрений Галилея,
а также идеологическая незрелость класса
буржуазии, мировоззрение которого он
выражал, не позволили ему полностью освободиться
от теологического представления о боге.
Он не смог это сделать в силу метафизичности
его воззрений на мир, согласно которым
в природе, состоящей в своей основе из
одних и тех же элементов, ничто не уничтожается
и ничего нового не нарождается.
Антиисторизм присущ
и Галилееву пониманию человеческого
познания. Так, Галилей высказывал мысль
о внеопытном происхождении всеобщих
и необходимых математических истин. Это
метафизическая точка зрения открывала
возможность апелляции к богу как последнему
источнику наиболее достоверных истин.
Еще яснее эта идеалистическая тенденция
проявляется у Галилея в его понимании
происхождения Солнечной системы. Хотя
он вслед за Бруно исходил из бесконечности
Вселенной, однако это убеждение сочеталось
у него с представлением о неизменности
круговых орбит планет и скоростей их
движения. Стремясь объяснить устройство
Вселенной, Галилей утверждал, что бог,
когда-то создавший мир, поместил Солнце
в центр мира, а планетам сообщил движение
по направления к Солнцу, изменив в определенной
точке их прямой путь на круговой. На этом
деятельность бога заканчивается. С тех
пор природа обладает своими собственными
объективными закономерностями, изучение
которых - дело только науки.
Таким образом, в новое время
Галилей одним из первых сформулировал
деистический взгляд на природу. Этого
взгляда придерживалось затем большинство
передовых мыслителей 17 - 18 вв. Научно-философская
деятельность Галилея кладет начало новому
этапу развития философской мысли в Европе
- механистическому и метафизическому
материализму 17 – 18 вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышеизложенное показывает, что философская мысль итальянского Возрождения XIV - ХVI вв. находилась в постоянном развитии. Ее становление шло от полного или частичного признания средневекового мировоззрения к частичному или полному его отрицанию. Мистический пантеизм ХV в., ограниченный теизмом и антропоцентризмом, к ХVI в. принимает формы натуралистического пантеизма, часто имеющего материалистическую окраску. Диалектический метод, вначале разрабатываемый на основе умозрительного знания, на более поздних этапах находит опору в опытно-эмпирическом знании. Возвысив человека до состояния Бога, а затем разочаровавшись в радикальных формах антропоцентризма, мыслители итальянского Возрождения не утратили оптимизма в оценке возможностей человека, обратившись к его деятельно-познавательной сущности. Устремления этого нового человека хорошо выразил Т.Кампанелла:
Я в горстке мозга весь, - а пожираю
Так много книг, что мир их не вместит.
Мне не насытить алчный аппетит-
Я с голоду все время умираю ...
Меня
Чем больше познаю, тем меньше знаю.
Философия итальянского Возрождения - своеобразный, самостоятельный этап в развитии западноевропейской философской мысли. Историческое значение этой философии заключается в том, что она, опираясь на античные и арабские источники, средневековые ереси и мистику, а также открытия в области естественных наук, преодолела схоластический догматизм средневековой философии и содействовала возникновению рациональной критической философской методологии и росту авторитета науки.
Диалектические,
гносеологический, онтологические и
этические идеи итальянской возрожденческой
философии оказали значительное воздействие
на развитие философии этого периода в
других европейских странах и явились
фундаментом для возникновения философского
мышления Нового времени.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК: