Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 21:11, реферат
Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму.
Введение…………………………………………………………………………….….…3
Глава 1. Эпоха Томаса Мора……………………………………………………….….4-5
Глава 2. Биография..……………………………………………………………………6-9
Глава 3. Творчество……………………………………………………………..……10-12
Глава 4. Мор-гуманист и «Утопия»…………………………………………………13-14
Заключение……………………………………………………...…………………....15-18
Список литературы ……………………………………………………………………..19
Глава
3. Творчество.
Литературное творчество Томаса Мора отличается не только богатством, но и разнообразием жанров. Личная судьба Мора, как и все его творчество, была тесно связана с бурной и сложной эпохой гуманистических исканий и острой социально-политической борьбы Реформации и Контрреформации. Находясь в самом центре идейной и политической борьбы своего времени, Мор со свойственным ему огромным темпераментом, честностью и искренностью отразил надежды и чаяния той гуманистической среды, к которой он принадлежал. И в этом смысле его поэзия и проза представляют собой яркую страницу духовной жизни и борьбы целого поколения европейских гуманистов, обнаруживающих на рубеже 15-16вв. поразительную общность своих интеллектуальных интересов и идейных исканий. В частности, латинская поэзия, «История Ричарда 3» и особенно «Утопия» Мора прекрасно передают ту духовную атмосферу, с ее четко очерченным кругом идей, которая была характерна для гуманистического кружка Колета, Мора, Эразма накануне Реформации.
Если поздние религиозные трактаты Мора являются в известном смысле итогом развития гуманистической концепции реформационной поры, точнее, обнаруживают превращение ее в свою противоположность, то все, написанное Мором в канун Реформации, отражало полные оптимизма мечты о справедливом переустройстве общества на разумных началах, при содействии мудрых правителей и посредством реформы церкви. Среди произведений Мора предреформационной поры важное место принадлежит его поэзии. Поэтическое творчество Мора, включающее более 250 латинских стихотворений, эпиграмм и поэму на коронацию Генриха 8, приходится на блестящий период в истории английского гуманизма и одновременно счастливейшее время в жизни самого Мора. Видное место в поэзии Мора занимает политическая тема. Говоря о политических мотивах поэзии Мора, следует, прежде всего, выделить проблему наилучшего политического устройства общества, тесно примыкающую к проблемам «Утопии» и волновавшую в то время умы многих гуманистов Европы. Трактовка ее гуманистами 16в. так или иначе, связывалась с идеалом совершенного государя. Каким должен быть совершенный государь, способный обеспечить общественное благоденствие? Быть слугой народа, соблюдающим законы и защищающим мир.
Традиции античного свободолюбия и ненависть к различным формам тирании, проповедуемые в сочинениях Эразма и Мора, в условиях феодальной Европы 16в. имели глубоко прогрессивное значение, способствуя развитию политической идеологии формирующейся буржуазии. Осуждая политическую тиранию и противопоставляя ей свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею якобы о божественном происхождении власти короля и развивал мысль о происхождении королевской власти от народа. На этом основании Мор считал не только возможным, но и необходимым ставить вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что «народ своей волей дает власть и отнимает ее». Томас Мор, как и его друзья-гуманисты, искренне верил в возможность осуществления идеала просвещенной монархии. Для Мора добрая воля просвещенного монарха при тогдашних условиях представлялась наиболее приемлемым и наиболее реальным средством к осуществлению разумного переустройства общества на основе гуманистических принципов. В латинской поэзии Мора нашли отражения и настроения предреформационной эпохи. Известно, сколь важное место в гуманистической концепции совершенного общества занимал вопрос о реформе церкви. Следуя своим наставникам и друзьям Джону Колету и Эразму, мечтавшим о реформе церкви и разумном переустройстве общества в духе идеалов раннего христианства, Мор в своих эпиграммах остроумно высмеивал пороки католического духовенства. Он бичевал их роскошь и стяжательство.
Отдавая должное глубоко прогрессивной
для своего времени идейной борьбе
Мора и Эразма против церковного
обскурантизма, суеверий
и пороков католического духовенства,
следует все же не упускать
из виду, что, несмотря на
остроту и бескомпромиссность,
их критика основывалась на
позитивной программе реформ,
цель которых была не
в ниспровержении католицизма,
а в очищении церкви от порочного духовенства,
а теологии от схоластического
догматизма. Мечтая восстановить «истинное»
учение Христа путем возвращения
к идеалам раннего христианства,
Мор, Эразм и их единомышленники
рассчитывали обновить и укрепить
католическую церковь, сделать ее
опорой справедливого переустройства
всего общества. В этом проекте
отражалась не только специфика
социальной среды, порождением
которой были гуманисты, но и историческое
своеобразие духовной жизни эпохи.
Глава
4. Мор-гуманист и «Утопия».
Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист, Томас Мор, проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...". Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского, близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических кругах.
Гуманистическое
Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские), в особенности ж античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.
Если ли не самую характерную,
определяющую черту социально- философской
доктрины, лежащей в основе
"Утопии", составляет антиинди-
видуалистическая трактовка общественной
жизни, мыслимой в идеальном
государстве. Последовательный
же антииндивидуализм с
необходимостью требует отмены частной
собственности. Максимальное равенство
в размерах собственности и
сопутствующего им уравнения
в потреблении - нередко требование
народно-оппозиционных движений
в эпоху средневековья,
получавших обычно религиозное
обоснование. Элементы его имеются
и у Мора как активного
сторонника "христианского гуманизма",
взывавшего к первоначальному христианству
с его идеалами всечеловеческого равенства.
Заключение.
Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идейутопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли.
Некоторые авторы, однако, склонны
относить появление утопически-
социалистических идей к более ранним
периодам истории, вплоть до глубокой
древности, полагая, что любые
проекты и даже просто смутные
мечты о ликвидации общественного
неравенства и угнетения, о создании строя,
где нет частной собственности,
где все являются тружениками,
следует считать утопически-социалистическими.
В обоих случаях понятие о тех идейно-политических течениях, к которым отнесен Т. Мор, страдает неопределенностью. Термины «литературная утопия» и «социальный утопизм» не раскрывают нам их содержания. Что касается определения «утопически-коммунистический гуманизм», то, будучи правильным для показа разных политических течений в среде широкого по своему содержанию движению гуманизма 16 и более поздних веков, оно никак не может использоваться для противопоставления его утопическому социализму, так как гуманизм и социализм соотносимые, а не противоположные понятия. Попытка разграничить утопический социализм и утопический коммунизм была бы более правильна и, во всяком случае, вполне логична, но вопрос о таком разграничении после специальной научной дискуссии остался неразрешенным и, главным образом, в силу существующей традиции в ряде случаев рассматривать эти понятия в качестве синонимов. Научные споры о времени возникновения утопического социализма неразрывно связаны с определением его главных черт, внутренних этапов развития, выявлением общего и особенного в учениях каждого из представителей. Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих идей, иханализ и сопоставление.
Утопически-социалистическими и утопически-коммунистическими могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям. Древние течения политической мысли, которые содержали идеализацию основных черт первобытнообщинного строя, поэтому не могли быть отнесены к каким-либо видам утопического социализма, хотя их роль в его появлении не должна сбрасываться со счета. В отличие от древних мыслителей у Мора мы находим не только идею общественной собственности и всеобщей обязательности труда, но и принцип коллективного труда и коллективного производства, требования общественного распределения продуктов труда. Ему принадлежит первая постановка вопроса о ликвидации противоположностей между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Он выдвинул задачу дать иные, чем в современном ему мире, функции государственной власти, не отказываясь, подобно защитникам первобытнообщинного строя, от самого ее существования, но предлагая новые формы и принципы ее организации. Взгляды Мора на будущее общество, несмотря на все их недостатки и утопические черты, близки и понятны строившим реальный до недавнего времени социализм и коммунизм.
Обрисованный в «Утопии» идеал пронизан мыслью, что люди созданы для нормального человеческого труда и что все это достигается только при условии ликвидации частной собственности. Т. Мор не раскрыл в «Утопии» планов перехода к описанному им будущему строю. Он отверг путь реформ сверху, но не высказался и в пользу революционных преобразований. Его отношение к народным движениям было сложным. Нельзя сказать, как это чаще всего пишут о Море, что он боялся революционных выступлений народа. Наоборот, он называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании.
Однако Т. Мор видел и то, что массы во время
происходивших в ту эпоху восстаний
и широких народных движений мало осознают
свои интересы, легко становятся
игрушкой ловких политиков, далеки
от тех стремлений, которые могут
привести к правильному преобразованию
общественных и политических отношений.
Таким образом, Мор не видел выхода
из этой проблемы. В самой
«Утопии» возникновение
идеального государства
объясняется мудрой деятельностью
его мифического основателя
Утопа, но это не более
как литературный прием. Т.Мор очень
хорошо понимал всю сложность
ликвидации частной собственности в обществе
его времени. Он показывал в «Утопии»,
как существование частной собственности
ведет к тому, что стремление
к ней делается всеобщим. Только
утопийцам удалось истребить у себя
«корни честолюбия и раздоров». Вопрос
о том, как можно этого добиться
в реальной действительности, Томас
Мор оставляет открытым. В
нерешенности проблемы перехода
к социализму особенно сказывается
утопизм социалистических взглядов
Мора, тесно связанный с непониманием
закономерностей исторического развития.
Небольшая книжечка Т.Мора уже при его
жизни переиздавалась трижды и была
переведена на французский,
немецкий, итальянский и фламандский
языки. С тех пор она выдержала огромное
количество изданий и переводов.
На ее идеи опирались последующие
социалисты-утописты. Ее сильные
и слабые стороны старались учесть
многие передовые мыслители не только
17-18вв., но и последующих столетий.
Список литературы
1. Алексеев М.П.
«Славянские источники «Утопии»