Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 21:11, реферат
Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму.
Введение…………………………………………………………………………….….…3
Глава 1. Эпоха Томаса Мора……………………………………………………….….4-5
Глава 2. Биография..……………………………………………………………………6-9
Глава 3. Творчество……………………………………………………………..……10-12
Глава 4. Мор-гуманист и «Утопия»…………………………………………………13-14
Заключение……………………………………………………...…………………....15-18
Список литературы ……………………………………………………………………..19
Глава 
3. Творчество. 
Литературное творчество Томаса Мора отличается не только богатством, но и разнообразием жанров. Личная судьба Мора, как и все его творчество, была тесно связана с бурной и сложной эпохой гуманистических исканий и острой социально-политической борьбы Реформации и Контрреформации. Находясь в самом центре идейной и политической борьбы своего времени, Мор со свойственным ему огромным темпераментом, честностью и искренностью отразил надежды и чаяния той гуманистической среды, к которой он принадлежал. И в этом смысле его поэзия и проза представляют собой яркую страницу духовной жизни и борьбы целого поколения европейских гуманистов, обнаруживающих на рубеже 15-16вв. поразительную общность своих интеллектуальных интересов и идейных исканий. В частности, латинская поэзия, «История Ричарда 3» и особенно «Утопия» Мора прекрасно передают ту духовную атмосферу, с ее четко очерченным кругом идей, которая была характерна для гуманистического кружка Колета, Мора, Эразма накануне Реформации.
Если поздние религиозные трактаты Мора являются в известном смысле итогом развития гуманистической концепции реформационной поры, точнее, обнаруживают превращение ее в свою противоположность, то все, написанное Мором в канун Реформации, отражало полные оптимизма мечты о справедливом переустройстве общества на разумных началах, при содействии мудрых правителей и посредством реформы церкви. Среди произведений Мора предреформационной поры важное место принадлежит его поэзии. Поэтическое творчество Мора, включающее более 250 латинских стихотворений, эпиграмм и поэму на коронацию Генриха 8, приходится на блестящий период в истории английского гуманизма и одновременно счастливейшее время в жизни самого Мора. Видное место в поэзии Мора занимает политическая тема. Говоря о политических мотивах поэзии Мора, следует, прежде всего, выделить проблему наилучшего политического устройства общества, тесно примыкающую к проблемам «Утопии» и волновавшую в то время умы многих гуманистов Европы. Трактовка ее гуманистами 16в. так или иначе, связывалась с идеалом совершенного государя. Каким должен быть совершенный государь, способный обеспечить общественное благоденствие? Быть слугой народа, соблюдающим законы и защищающим мир.
Традиции античного свободолюбия и ненависть к различным формам тирании, проповедуемые в сочинениях Эразма и Мора, в условиях феодальной Европы 16в. имели глубоко прогрессивное значение, способствуя развитию политической идеологии формирующейся буржуазии. Осуждая политическую тиранию и противопоставляя ей свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею якобы о божественном происхождении власти короля и развивал мысль о происхождении королевской власти от народа. На этом основании Мор считал не только возможным, но и необходимым ставить вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что «народ своей волей дает власть и отнимает ее». Томас Мор, как и его друзья-гуманисты, искренне верил в возможность осуществления идеала просвещенной монархии. Для Мора добрая воля просвещенного монарха при тогдашних условиях представлялась наиболее приемлемым и наиболее реальным средством к осуществлению разумного переустройства общества на основе гуманистических принципов. В латинской поэзии Мора нашли отражения и настроения предреформационной эпохи. Известно, сколь важное место в гуманистической концепции совершенного общества занимал вопрос о реформе церкви. Следуя своим наставникам и друзьям Джону Колету и Эразму, мечтавшим о реформе церкви и разумном переустройстве общества в духе идеалов раннего христианства, Мор в своих эпиграммах остроумно высмеивал пороки католического духовенства. Он бичевал их роскошь и стяжательство.
          
Отдавая должное глубоко прогрессивной 
для своего времени  идейной  борьбе 
Мора  и  Эразма  против  церковного  
обскурантизма,   суеверий   
и   пороков католического  духовенства,  
следует  все  же  не  упускать  
из  виду,  что, несмотря  на  
остроту  и  бескомпромиссность,  
их  критика  основывалась  на 
позитивной  программе  реформ,  
цель  которых  была  не   
в   ниспровержении католицизма, 
а в очищении церкви от порочного  духовенства,  
а  теологии  от схоластического 
догматизма. Мечтая восстановить  «истинное»  
учение   Христа путем  возвращения  
к  идеалам  раннего  христианства,  
Мор,  Эразм   и   их единомышленники  
рассчитывали  обновить  и  укрепить  
католическую  церковь, сделать ее  
опорой  справедливого  переустройства  
всего  общества.  В  этом проекте  
отражалась  не  только  специфика  
социальной  среды,   порождением 
которой были гуманисты, но и историческое 
своеобразие духовной жизни эпохи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 
4. Мор-гуманист и «Утопия». 
Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист, Томас Мор, проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...". Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского, близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических кругах.
          
Гуманистическое  
Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские), в особенности ж античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.
         
Если ли не самую характерную,  
определяющую черту социально- философской 
доктрины,   лежащей  в  основе  
"Утопии",  составляет  антиинди- 
видуалистическая трактовка   общественной   
жизни,   мыслимой   в  идеальном 
государстве.   Последовательный  
же   антииндивидуализм   с   
необходимостью требует отмены частной 
собственности. Максимальное  равенство   
в   размерах собственности  и  
сопутствующего  им  уравнения  
в  потреблении  -  нередко требование   
народно-оппозиционных   движений    
в   эпоху    средневековья, 
получавших  обычно  религиозное 
обоснование.  Элементы его имеются 
и у  Мора   как   активного   
сторонника   "христианского  гуманизма",  
взывавшего   к первоначальному христианству 
с его идеалами всечеловеческого равенства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идейутопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли.
          
Некоторые  авторы,  однако,  склонны  
относить  появление   утопически- 
социалистических идей к более  ранним 
периодам истории, вплоть  до  глубокой 
древности, полагая,  что  любые  
проекты  и  даже  просто  смутные  
мечты  о ликвидации общественного 
неравенства и угнетения, о создании строя, 
где  нет частной  собственности,  
где  все  являются  тружениками,  
следует   считать утопически-социалистическими. 
В обоих случаях понятие о тех идейно-политических течениях, к которым отнесен Т. Мор, страдает неопределенностью. Термины «литературная утопия» и «социальный утопизм» не раскрывают нам их содержания. Что касается определения «утопически-коммунистический гуманизм», то, будучи правильным для показа разных политических течений в среде широкого по своему содержанию движению гуманизма 16 и более поздних веков, оно никак не может использоваться для противопоставления его утопическому социализму, так как гуманизм и социализм соотносимые, а не противоположные понятия. Попытка разграничить утопический социализм и утопический коммунизм была бы более правильна и, во всяком случае, вполне логична, но вопрос о таком разграничении после специальной научной дискуссии остался неразрешенным и, главным образом, в силу существующей традиции в ряде случаев рассматривать эти понятия в качестве синонимов. Научные споры о времени возникновения утопического социализма неразрывно связаны с определением его главных черт, внутренних этапов развития, выявлением общего и особенного в учениях каждого из представителей. Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих идей, иханализ и сопоставление.
Утопически-социалистическими и утопически-коммунистическими могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям. Древние течения политической мысли, которые содержали идеализацию основных черт первобытнообщинного строя, поэтому не могли быть отнесены к каким-либо видам утопического социализма, хотя их роль в его появлении не должна сбрасываться со счета. В отличие от древних мыслителей у Мора мы находим не только идею общественной собственности и всеобщей обязательности труда, но и принцип коллективного труда и коллективного производства, требования общественного распределения продуктов труда. Ему принадлежит первая постановка вопроса о ликвидации противоположностей между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Он выдвинул задачу дать иные, чем в современном ему мире, функции государственной власти, не отказываясь, подобно защитникам первобытнообщинного строя, от самого ее существования, но предлагая новые формы и принципы ее организации. Взгляды Мора на будущее общество, несмотря на все их недостатки и утопические черты, близки и понятны строившим реальный до недавнего времени социализм и коммунизм.
Обрисованный в «Утопии» идеал пронизан мыслью, что люди созданы для нормального человеческого труда и что все это достигается только при условии ликвидации частной собственности. Т. Мор не раскрыл в «Утопии» планов перехода к описанному им будущему строю. Он отверг путь реформ сверху, но не высказался и в пользу революционных преобразований. Его отношение к народным движениям было сложным. Нельзя сказать, как это чаще всего пишут о Море, что он боялся революционных выступлений народа. Наоборот, он называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании.
          
Однако Т. Мор видел и то, что массы во время  
происходивших  в  ту  эпоху восстаний 
и широких народных движений мало  осознают  
свои  интересы,  легко становятся 
игрушкой ловких политиков,  далеки  
от  тех  стремлений,  которые могут 
привести к  правильному  преобразованию  
общественных  и  политических отношений. 
Таким образом, Мор не видел выхода  
из  этой  проблемы.  В  самой  
«Утопии»   возникновение   
идеального   государства    
объясняется    мудрой деятельностью  
его  мифического  основателя  
Утопа,  но  это  не  более  
как литературный прием. Т.Мор очень  
хорошо  понимал  всю  сложность  
ликвидации частной собственности в обществе 
его времени. Он показывал в  «Утопии»,  
как существование частной собственности 
ведет  к  тому,  что  стремление  
к  ней делается  всеобщим.  Только  
утопийцам  удалось  истребить  у  себя   
«корни честолюбия и раздоров». Вопрос 
о том, как можно этого  добиться  
в  реальной действительности, Томас 
Мор оставляет  открытым.   В  
нерешенности  проблемы перехода  
к  социализму  особенно   сказывается   
утопизм   социалистических взглядов 
Мора, тесно связанный с непониманием 
закономерностей  исторического развития. 
Небольшая книжечка Т.Мора уже при его 
жизни переиздавалась  трижды и была  
переведена  на  французский,  
немецкий,  итальянский  и  фламандский 
языки. С тех пор она выдержала огромное 
количество изданий и  переводов.  
На ее идеи опирались  последующие  
социалисты-утописты.  Ее  сильные  
и  слабые стороны старались учесть 
многие передовые мыслители не только  
17-18вв.,  но и последующих столетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
1. Алексеев М.П. 
«Славянские источники «Утопии»