Мор-гуманист и "Утопия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 21:11, реферат

Краткое описание

Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….….…3

Глава 1. Эпоха Томаса Мора……………………………………………………….….4-5

Глава 2. Биография..……………………………………………………………………6-9

Глава 3. Творчество……………………………………………………………..……10-12

Глава 4. Мор-гуманист и «Утопия»…………………………………………………13-14

Заключение……………………………………………………...…………………....15-18

Список литературы ……………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

томас мор.docx

— 43.27 Кб (Скачать)

Глава 3. Творчество. 

          Литературное творчество Томаса Мора отличается не только  богатством,  но и разнообразием жанров. Личная судьба Мора, как и все его  творчество,  была тесно связана с бурной и сложной эпохой  гуманистических  исканий  и  острой социально-политической борьбы Реформации и Контрреформации. Находясь в самом центре идейной  и политической  борьбы  своего  времени, Мор со свойственным ему огромным темпераментом,  честностью  и искренностью отразил  надежды  и  чаяния  той  гуманистической  среды,   к   которой   он принадлежал. И в этом смысле его поэзия и  проза  представляют  собой  яркую страницу духовной жизни и борьбы целого  поколения  европейских  гуманистов, обнаруживающих   на   рубеже   15-16вв.   поразительную    общность    своих интеллектуальных  интересов  и  идейных  исканий.   В  частности,  латинская поэзия, «История Ричарда 3» и особенно «Утопия» Мора прекрасно  передают  ту духовную  атмосферу,  с  ее  четко  очерченным  кругом  идей,  которая  была характерна  для  гуманистического  кружка  Колета,  Мора,  Эразма   накануне Реформации.

         Если поздние религиозные трактаты  Мора  являются  в известном смысле итогом  развития  гуманистической  концепции  реформационной  поры,  точнее, обнаруживают превращение ее в свою  противоположность,  то  все,  написанное Мором в канун Реформации, отражало полные  оптимизма  мечты  о  справедливом переустройстве  общества  на  разумных  началах,   при   содействии   мудрых правителей и посредством реформы церкви. Среди произведений Мора предреформационной поры важное место принадлежит его поэзии. Поэтическое творчество  Мора,  включающее  более  250  латинских стихотворений, эпиграмм и  поэму  на  коронацию  Генриха  8,  приходится  на блестящий  период   в   истории   английского   гуманизма   и   одновременно счастливейшее время в жизни самого Мора. Видное  место  в  поэзии  Мора  занимает  политическая  тема.  Говоря  о политических мотивах поэзии Мора, следует, прежде всего,  выделить  проблему наилучшего политического устройства общества, тесно примыкающую к  проблемам «Утопии» и волновавшую в то время умы многих  гуманистов  Европы.  Трактовка ее гуманистами 16в.  так  или  иначе,  связывалась  с  идеалом  совершенного государя. Каким  должен  быть  совершенный  государь,  способный  обеспечить общественное  благоденствие?  Быть  слугой  народа,  соблюдающим  законы   и защищающим мир.

         Традиции античного свободолюбия и ненависть к различным формам  тирании, проповедуемые в сочинениях Эразма и Мора, в условиях феодальной Европы  16в. имели глубоко  прогрессивное  значение,  способствуя  развитию  политической идеологии формирующейся буржуазии. Осуждая политическую тиранию и противопоставляя ей свой  идеал  государя, Мор решительно отвергал  идею  якобы  о  божественном  происхождении  власти короля и развивал мысль о происхождении королевской  власти  от  народа.  На этом основании Мор считал не только  возможным,  но  и  необходимым  ставить вопрос об ответственности государя  перед  народом,  утверждая,  что  «народ своей волей дает власть и отнимает ее». Томас Мор, как и  его  друзья-гуманисты,  искренне  верил  в  возможность осуществления  идеала  просвещенной   монархии.   Для   Мора   добрая   воля просвещенного  монарха  при  тогдашних  условиях   представлялась   наиболее приемлемым  и  наиболее  реальным  средством   к   осуществлению   разумного переустройства общества на основе гуманистических принципов. В латинской поэзии Мора нашли отражения и  настроения  предреформационной эпохи.  Известно,   сколь   важное   место   в   гуманистической   концепции совершенного  общества  занимал  вопрос  о  реформе  церкви.  Следуя   своим наставникам и друзьям Джону Колету и Эразму, мечтавшим о  реформе  церкви  и разумном переустройстве общества  в духе идеалов раннего  христианства,  Мор в своих эпиграммах остроумно высмеивал пороки католического духовенства.  Он бичевал их роскошь и стяжательство.

          Отдавая должное глубоко прогрессивной для своего времени  идейной  борьбе Мора  и  Эразма  против  церковного  обскурантизма,   суеверий   и   пороков католического  духовенства,  следует  все  же  не  упускать  из  виду,  что, несмотря  на  остроту  и  бескомпромиссность,  их  критика  основывалась  на позитивной  программе  реформ,  цель  которых  была  не   в   ниспровержении католицизма, а в очищении церкви от порочного  духовенства,  а  теологии  от схоластического догматизма. Мечтая восстановить  «истинное»  учение   Христа путем  возвращения  к  идеалам  раннего  христианства,  Мор,  Эразм   и   их единомышленники  рассчитывали  обновить  и  укрепить  католическую  церковь, сделать ее  опорой  справедливого  переустройства  всего  общества.  В  этом проекте  отражалась  не  только  специфика  социальной  среды,   порождением которой были гуманисты, но и историческое своеобразие духовной жизни эпохи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Мор-гуманист и «Утопия». 

          Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей  родины,  английский гуманист,  Томас Мор,  проникся сочувствием к бедствиям  ее  народных  масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом   произведении   с длинным   заголовком  в  духе  того  времени  -  "Весьма  полезная,   как  и занимательная,  поистине золотая книжка  о наилучшем устройстве  государства и о новом острове Утопия...".  Она была издана при ближайшем участии  Эразма Роттердамского,  близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность  в гуманистических кругах.

          Гуманистическое  мировоззрение   автора  "Утопии"  привело   его  к выводам большой социальной остроты и значимости,  особенно  в  первой  части этого  произведения.  Проницательность  автора  отнюдь   не   ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в  самом  конце своего  произведения,  что  при  внимательном  наблюдении  жизни  не  только Англии,  но и "всех государств",  они не представляют собой "ничего,   кроме некоего   заговора   богатых,   под  предлогом  и  под  именем   государства думающих о своих выгодах".

         Уже эти глубокие констатации  подсказали Мору  основное  направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии".  Многочисленные  исследователи этого произведения констатировали не только  прямые,  но и косвенные  ссылки  на тексты и идеи Библии  (прежде  всего  евангельские),   в  особенности  ж античных и раннехристианских авторов.  Из   всех   произведений,   оказавших на  Мора  наибольшее воздействие,   выделяется  платоновское  "Государство". Многие гуманисты,  начиная   с   Эразма,   видели  в  "Утопии"  долгожданную соперницу  этого  величайшего  творения  политической  мысли,  произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.

         Если ли не самую характерную,  определяющую черту социально- философской доктрины,   лежащей  в  основе  "Утопии",  составляет  антиинди- видуалистическая трактовка   общественной   жизни,   мыслимой   в идеальном государстве.   Последовательный  же   антииндивидуализм   с   необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное  равенство   в   размерах собственности  и  сопутствующего  им  уравнения  в  потреблении  -  нередко требование   народно-оппозиционных   движений    в   эпоху    средневековья, получавших  обычно  религиозное обоснование.  Элементы его имеются и у  Мора   как   активного   сторонника   "христианского гуманизма",  взывавшего   к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

          Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и  качествами  идейутопического  социализма,  и абсолютное  большинство  наших  исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том,  является  ли  Мор основоположником этого направления политической мысли.

          Некоторые  авторы,  однако,  склонны  относить  появление   утопически- социалистических идей к более  ранним периодам истории, вплоть  до  глубокой древности, полагая,  что  любые  проекты  и  даже  просто  смутные  мечты  о ликвидации общественного неравенства и угнетения, о создании строя, где  нет частной  собственности,  где  все  являются  тружениками,  следует   считать утопически-социалистическими.   Н.Е.   Застенкер   называет   такие    идеи, существовавшие в странах Древнего  Востока,  античных  Греции  и  Риме  и  у других народов, «проблесками  социалистической  мысли»,  обнаруживаемыми им даже  в  древнегреческой  легенде  о   «золотом   веке»   (общинно   родовых отношениях, не знавших  неравенства, эксплуатации и собственности).    Напротив, А.И.  Володин и А.Э.  Штекли  выдвинули точку зрения,  что возникновение утопического социализма нужно датировать  более  поздней,  чем времена Т.Мора, эпохой. Первый из них связал  появление  нового  направления общественно-политической мысли с условиями  буржуазных  революций  17-18вв., отнеся к самым ранним представителям утопического социализма Д. Уинстенли  и Г.  Бабефа.  Из  них  он  исключил  Томаса  Мора,  Т.  Кампанеллу   и   даже предреволюционных французских мыслителей 18в. – Ж. Мелье и Морелли,  которых он характеризует как  авторов  «литературных  утопий»,  составляющих  только историю утопического социализма и являющихся, по  его  мнению,  отличным  от него «типом социального утопизма». А.Э. Штекли отодвинул создание   утопического  социализма  на  еще более поздний период, считая, что первыми  его  сторонниками  можно  назвать  лишь К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, то есть великих  утопистов-социалистов начала 19в. По отношению к Т. Мору и Т.  Кампанелле  А.Э.  Штекли  предложил применять термин «утопически-коммунистические гуманисты».

          В обоих случаях понятие о тех  идейно-политических  течениях,  к  которым отнесен Т. Мор, страдает неопределенностью. Термины «литературная утопия»  и «социальный  утопизм»  не  раскрывают  нам  их  содержания.   Что   касается определения «утопически-коммунистический гуманизм»,  то,  будучи  правильным для  показа  разных  политических  течений  в  среде  широкого   по   своему содержанию движению гуманизма 16 и более поздних веков, оно никак  не  может использоваться для противопоставления его утопическому социализму,  так  как гуманизм и социализм соотносимые,  а  не  противоположные  понятия.  Попытка разграничить утопический социализм и утопический  коммунизм  была  бы  более правильна  и,  во  всяком  случае,  вполне  логична,  но  вопрос   о   таком разграничении после специальной научной дискуссии остался  неразрешенным  и, главным образом, в силу существующей традиции в ряде  случаев  рассматривать эти понятия в качестве синонимов. Научные споры о времени возникновения утопического социализма  неразрывно связаны  с  определением  его  главных  черт,  внутренних  этапов  развития, выявлением  общего  и  особенного  в  учениях  каждого  из   представителей. Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих  идей,  иханализ и сопоставление.

          Утопически-социалистическими и  утопически-коммунистическими  могут  быть названы те политические учения, которые  не  только  отвергали  существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал,  характеризовавшийся  чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям. Древние  течения  политической  мысли,  которые  содержали   идеализацию основных черт первобытнообщинного строя, поэтому не могли  быть  отнесены  к каким-либо видам утопического социализма, хотя их роль в  его  появлении  не должна сбрасываться со счета.  В отличие от древних мыслителей  у  Мора   мы находим не только идею общественной собственности и всеобщей  обязательности труда, но  и  принцип  коллективного  труда  и  коллективного  производства, требования общественного  распределения  продуктов  труда.  Ему  принадлежит первая постановка вопроса о ликвидации противоположностей  между  городом  и деревней, умственным и физическим трудом. Он выдвинул задачу дать иные,  чем в современном ему мире,  функции  государственной  власти,  не  отказываясь, подобно защитникам первобытнообщинного строя, от  самого  ее  существования, но предлагая новые формы и принципы ее организации. Взгляды Мора на  будущее общество, несмотря на все  их  недостатки  и  утопические  черты,  близки  и понятны строившим реальный  до  недавнего  времени  социализм  и  коммунизм.

           Обрисованный  в  «Утопии»  идеал  пронизан  мыслью,  что  люди  созданы  для нормального человеческого  труда  и  что  все  это  достигается  только  при условии ликвидации частной собственности. Т. Мор не раскрыл в «Утопии» планов перехода  к  описанному  им  будущему  строю.  Он  отверг  путь  реформ  сверху,  но  не  высказался  и  в   пользу революционных  преобразований.  Его  отношение  к  народным  движениям  было сложным. Нельзя сказать, как это чаще всего пишут  о  Море,  что  он  боялся революционных выступлений народа. Наоборот, он называл в  «Утопии»  мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство  функцией помощи другим народам в свержении у них тирании.

          Однако Т. Мор видел и то, что массы во время  происходивших  в  ту  эпоху восстаний и широких народных движений мало  осознают  свои  интересы,  легко становятся игрушкой ловких политиков,  далеки  от  тех  стремлений,  которые могут привести к  правильному  преобразованию  общественных  и  политических отношений. Таким образом, Мор не видел выхода  из  этой  проблемы.  В  самой  «Утопии»   возникновение   идеального   государства    объясняется    мудрой деятельностью  его  мифического  основателя  Утопа,  но  это  не  более  как литературный прием. Т.Мор очень  хорошо  понимал  всю  сложность  ликвидации частной собственности в обществе его времени. Он показывал в  «Утопии»,  как существование частной собственности ведет  к  тому,  что  стремление  к  ней делается  всеобщим.  Только  утопийцам  удалось истребить у себя   «корни честолюбия и раздоров». Вопрос о том, как можно этого  добиться  в  реальной действительности, Томас Мор оставляет  открытым.   В  нерешенности  проблемы перехода  к  социализму  особенно   сказывается   утопизм   социалистических взглядов Мора, тесно связанный с непониманием закономерностей  исторического развития. Небольшая книжечка Т.Мора уже при его жизни переиздавалась  трижды и была  переведена  на  французский,  немецкий,  итальянский  и  фламандский языки. С тех пор она выдержала огромное количество изданий и  переводов.  На ее идеи опирались  последующие  социалисты-утописты.  Ее  сильные  и  слабые стороны старались учесть многие передовые мыслители не только  17-18вв.,  но и последующих столетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Алексеев М.П.  «Славянские источники «Утопии»  Томаса Мора», 1955г.

Информация о работе Мор-гуманист и "Утопия"