Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:42, реферат
Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1] от лат. mores — [здесь] общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.[2] Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.
Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1] от лат. mo
Мораль и нравственность — тесно связанные понятия, которые многие считают синонимичными, хотя термин нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека, а мораль — для общественных.
Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание.
Специфика морали состоит
в том, что она отражает объективно
сложившиеся в обществе нормы
поведения людей в основных этических
понятиях и категориях. Моральные
нормы в совокупности с понятиями
составляют нравственное сознание, которое
обнаруживается в поступках и
поведении людей. На каждой ступени
развития человечество вырабатывает принципы
и нормы своего поведения. Эти
нормы и правила закрепляются
в индивидуальном сознании членов социального
коллектива, благодаря чему постепенно
вырабатывается общее представление
о нравственном и безнравственном.
Иными словами формируется общ
Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания:
- императивность (
- нормативность – реализуется с помощью норм, можно выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения.
- оценочность морали заключается в самооценке человеком своих деяний и поступков, в оценке другими людьми и обществом поведения человека. Формы оценочности представляют собой: одобрение, согласие или несогласие и порицание.
Моральные идеалы, принципы
и нормы возникли из представлений
людей о справедливости, гуманности,
добре, общественном благе и т.п.
Поведение людей, которое соответствовало
этим представлениям объявлялось моральным,
противоположное – аморальным. Иными
словами, морально то, что, по мнению людей,
отвечает интересам общества и индивидов.
То, что приносит наибольшую пользу.
Естественно, что эти представления
менялись от века к веку, и, кроме
того, они были различны у представителей
различных слоев и групп. Отсюда
же проистекает специфичность
Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:
Происхождение морали.
Мораль – понятие
историческое. Она относится
к числу тех общечеловеческих духовных
ценностей, которые определяют содержание
социального бытия с самого начала возникновения
человеческой цивилизации и останутся
важнейшим ее атрибутом пока существуют
человек и общество. Являясь одной из самых
древних форм общественного сознания,
мораль формировалась по мере выделения
человека из животного мира в ходе становления
общественных отношений, образования
социальных коллективов и общностей.
Первобытный
человек не мог выжить в одиночку, а необходимость
коллективного существования в тот период
времени требовала определенных правил
общежития, которыми должен был владеть
каждый член рода. Решающую роль в этом
процессе играл труд, на основе которого
появлялись и закреплялись (становились
традициями) определенные требования
и нормы в поведении людей. Совместный
труд требовал согласованного поведения,
следования каждого и всех определенным
правилам. Возникновение морали сопровождало
становление самого общества и означало
переход первобытного человека от инстинктивных
форм поведения к целесообразно и сознательной
деятельности. Многие элементарные требования
морали, которые возникли в эпоху родового
строя, сохраняют свое значение и в настоящее
время.
Мораль изначально,
в силу своего назначения, была обращена
к каждому индивиду и регулировала отношения
«человек – человек», «человек – коллектив»,
«человек – общество». В процессе
развития общества устанавливались и
закреплялись все более сложные правила
общежития, которые превращались в привычку
и передавались из поколения в поколение.
Биологическое наследование уступало
место реализации социальных программ,
в содержание которых, в качестве необходимого
элемента, включалась мораль как механизм
социальной преемственности. Возникнув
из потребности в регулировании отношений
между людьми и управлении общественными
процессами на основе сочетания индивидуальных
и общественных интересов, она имеет социальное
содержание, является важнейшим признаком
духовного мира человека как социального
существа. Эта потребность существовала
на всем протяжении развития общества,
определяя его гуманистическую сущность.
Вопросы происхождения морали рассматриваются
по-разному в различных этических системах. Натуралистические (
Большое распространение натуралистические
концепции в этике получают в эпоху Возрождения
(Д. Бруно, Б. Телезио) и в период Нового
времени: теории естественной морали и
права, разумного эгоизма, утилитаризма
и др. В XIX в. эти идеи разрабатываются Ч.
Дарвином, П. Лафаргом, К. Каутским, Г. Спенсером,
П. Кропоткиным и другими социологами,
рассматривающими этику как фазу биологической
эволюции мира.
Недостаток натуралистических концепций
заключается в том, что они стирают грань
между социальным и биологическим, отождествляют
человека и животное, приравнивают моральные
ценности к биологическим. Антропологическ
Представители эвдемонизма (от греч. –
счастье) как разновидности антропологического
учения считали счастье исходным принципом
нравственности, ее главной целью. Счастье
как высшее моральное благо не сводится
сиюминутным телесным удовольствиям,
а представляет собой совокупность физических
и духовых ценностей.
Креационистские теории
(креация – творение) представляют различного
вида религиозные системы морали. Источником
нравственности в рамках этих концепций
является Бог. Мораль – это божий дар,
который, подобно удару молнии, отсек человека
от мира животных. Поскольку авторитет
Бога священен и непререкаем, моральные
заповеди его столь же сакральны, абсолютны
и не требуют обоснования. Эти заповеди
ассоциируются с именами Моисея, Иисуса
Христа, Будды и Мухаммеда. Следование
им, соблюдение их приближает человека
к нравственному идеалу.Существуют так
же и др. концепции.