Место и роль Аристотеля в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 11:10, реферат

Краткое описание

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Файлы: 1 файл

контрольная раб (1).docx

— 46.45 Кб (Скачать)

Аристотель считал землю шарообразной. Согласно Аристотелю, центр земли совпадает с центром мира. Мир или вселенная по Аристотелю представляет собой сферу. Границей этой сферы является сфера неподвижных звезд (как и все древние, Аристотель считал, что все неподвижные звезды равноудалены от земли). Аристотель также разделял мир на надлунный и подлунный. Подлунный мир, согласно Аристотелю, состоит из четырех элементов: земли, вод воздуха и огня. Эти элементы соответствуют определенным комбинациям основных качеств: холодное, горячее, сухое, влажное, а именно, земля - холодное, сухое; вода - холодное, влажное; воздух - горячее, влажное; огонь - горячее, сухое. Надлунный же мир состоит из пятого элемента - эфира. В подлунном мире происходя взаимопревращения элементов и их смесей; надлунный же мир неизменен и вечен. Границей двух миров, по Аристотелю, является сфера Луны. Сферы имеются и у Солнца, и у каждой из пяти известных в античности планет: Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия. Земля, согласно Аристотелю, неподвижна. Таким образом, аристотелевская космология была геоцентрической. Космос, согласно Аристотелю, существует вечно. Он устроен следующим образом: в центре находится шарообразная Земля, вокруг которой вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части - подлунный и надлунный (границей является сфера Луны). Подлунный мир - место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей; надлунный - мир вечных сущностей.

Различаются несколько видов движения - перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение - наиболее близкое к вечности и неизменности. Движутся не сами небесные тела, а сферы, к которым они прикреплены. Крайнюю сферу - сферу звезд - двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам - вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира круговое движение распадается на множество неправильных движений. Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.

Онтологические взгляды мыслителя находят свое продолжение в учении о человеке и его душе, где он применяет общие принципы своей философии - понятия формы и материи. Рассматривая душу как форму органического тела, Аристотель утверждает, что они составляют неразрывное целое; поэтому как душа не может существовать без тела, так и тело не может выполнять своих функций без души, которая его оживляет. На основе различия функций он выделяет три вида души - растительную, животную и мыслящую.Растительная душа имеет наиболее простые функции: она руководит питанием и ростом. В отличие от нее животная душа обладает способностью к восприятию; она порождает чувства и желания. Но существует еще более высокий уровень - мыслящая душа, присущая лишь человеку. Ее способность - разум. Управляющий волей разум называется практическим, тогда как познающий разум получает название теоретический.

                                  5. Природа для Аристотеля. 
 
            Природа для Аристотеля есть живая связь всех единичных субстанций, которые в своем движении осуществляют свою форму и при этом в своей совокупности определяются чистой формой, как высшей целью. Поэтому, по мнению Аристотеля, существует только один мир, который действует с постоянной целесообразностью, как в движениях единичных вещей, так и в их отношениях. Осуществление целей происходит всегда посредством движения материи, а оно состоит или в перемене места, или в изменении свойств. 
 
           Исследуя основные понятия механики, Аристотель доходит до воззрения, что мир представляет собой нечто ограниченное в пространстве, во времени же, напротив того, находится в движении без начала и без конца. Он отрицает реальность пустого пространства и действие на расстоянии: движение возможно только через соприкосновение. 
 
           Ограниченный мир имеет самую совершенную форму - шарообразную. В нем существует два главных вида движения - круговое и прямолинейное. Естественным носителем кругового движения является эфир, из которого образуются небесные тела, а прямолинейное движение принадлежит элементам земного мира. 
 
            Поэтому вселенная распадается на две существенно обособленные системы: небо с равномерными круговыми движениями эфира и земля с изменчивыми прямолинейными взаимно-противоположными движениями элементов. Первое - средоточие всего совершенного,соразмерного и неизменного, последняя же - вместилище несовершенства и вечно изменчивого разнообразия. 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Аристотель особое внимание уделяет в своих трудах наиболее важным вопросам философии, ядром которой он считал антологию - "науку о сущем". Основу всякого бытия составляет, по Аристотелю, так называемая первая материя, которая является потенциальной предпосылкой всякого существования. Четыре элемента - огонь, воздух, вода, земля - лежат в основе реальных вещей. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, согласно Аристотелю, образует из потенциального (первой материи, четырех основных элементов) действительное реальное бытие. Таким образом, действительное бытие представляет единство материи и формы.

Аристотель различает шесть видов движения "возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места". Согласно характеристике философа, движение есть реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность, становясь практически универсальным свойством сущего. Шаг вперед по сравнению с предшествующей ему философией сделал Аристотель в понимании проблемы пространства и времени. Он видел тесную связь между конкретным бытием и временем, отмечал взаимосвязь времени и движения. Пространство философ также связывал с движением тел, однако понимал его как "особую" необходимую реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них.

Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Асмус В.Ф. "Античная философия": 3-е изд. - М.; Высш. школа, 1999.

2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Смирнов Ю.Б. "Философия". Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.; 2002.

3. Губин В.Д. Ф "Философия" учеб. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

4. Лукашевич В.К. Белакурский В.М. Мамыкин И.П. и др. "Философия": 2-е изд. - Мн.: БГЭУ, 2002 .

5. Энциклопедия "История Философии" - Мн.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002.

6. Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Место и роль Аристотеля в философии