Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 11:10, реферат
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.
Аристотель считал землю шарообразной. Согласно Аристотелю, центр земли совпадает с центром мира. Мир или вселенная по Аристотелю представляет собой сферу. Границей этой сферы является сфера неподвижных звезд (как и все древние, Аристотель считал, что все неподвижные звезды равноудалены от земли). Аристотель также разделял мир на надлунный и подлунный. Подлунный мир, согласно Аристотелю, состоит из четырех элементов: земли, вод воздуха и огня. Эти элементы соответствуют определенным комбинациям основных качеств: холодное, горячее, сухое, влажное, а именно, земля - холодное, сухое; вода - холодное, влажное; воздух - горячее, влажное; огонь - горячее, сухое. Надлунный же мир состоит из пятого элемента - эфира. В подлунном мире происходя взаимопревращения элементов и их смесей; надлунный же мир неизменен и вечен. Границей двух миров, по Аристотелю, является сфера Луны. Сферы имеются и у Солнца, и у каждой из пяти известных в античности планет: Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия. Земля, согласно Аристотелю, неподвижна. Таким образом, аристотелевская космология была геоцентрической. Космос, согласно Аристотелю, существует вечно. Он устроен следующим образом: в центре находится шарообразная Земля, вокруг которой вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части - подлунный и надлунный (границей является сфера Луны). Подлунный мир - место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей; надлунный - мир вечных сущностей.
Различаются несколько видов движения - перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение - наиболее близкое к вечности и неизменности. Движутся не сами небесные тела, а сферы, к которым они прикреплены. Крайнюю сферу - сферу звезд - двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам - вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира круговое движение распадается на множество неправильных движений. Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.
Онтологические взгляды мыслителя находят
свое продолжение в учении о человеке
и его душе, где он применяет общие принципы
своей философии - понятия формы и материи. Рассм
Природа для Аристотеля есть живая связь
всех единичных субстанций, которые в
своем движении осуществляют свою форму
и при этом в своей совокупности определяются
чистой формой, как высшей целью. Поэтому,
по мнению Аристотеля, существует только
один мир, который действует с постоянной
целесообразностью, как в движениях единичных
вещей, так и в их отношениях. Осуществление
целей происходит всегда посредством
движения материи, а оно состоит или в
перемене места, или в изменении свойств.
Исследуя основные понятия механики, Аристотель
доходит до воззрения, что мир представляет
собой нечто ограниченное в пространстве,
во времени же, напротив того, находится
в движении без начала и без конца. Он отрицает
реальность пустого пространства и действие
на расстоянии: движение возможно только
через соприкосновение.
Ограниченный мир имеет самую совершенную
форму - шарообразную. В нем существует
два главных вида движения - круговое и
прямолинейное. Естественным носителем
кругового движения является эфир, из
которого образуются небесные тела, а
прямолинейное движение принадлежит элементам
земного мира.
Поэтому вселенная распадается на две
существенно обособленные системы: небо
с равномерными круговыми движениями
эфира и земля с изменчивыми прямолинейными
взаимно-противоположными движениями
элементов. Первое - средоточие всего совершенного,соразмерного
и неизменного, последняя же - вместилище
несовершенства и вечно изменчивого разнообразия.
Заключение
Аристотель особое внимание уделяет в своих трудах наиболее важным вопросам философии, ядром которой он считал антологию - "науку о сущем". Основу всякого бытия составляет, по Аристотелю, так называемая первая материя, которая является потенциальной предпосылкой всякого существования. Четыре элемента - огонь, воздух, вода, земля - лежат в основе реальных вещей. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, согласно Аристотелю, образует из потенциального (первой материи, четырех основных элементов) действительное реальное бытие. Таким образом, действительное бытие представляет единство материи и формы.
Аристотель различает шесть видов движения "возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места". Согласно характеристике философа, движение есть реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность, становясь практически универсальным свойством сущего. Шаг вперед по сравнению с предшествующей ему философией сделал Аристотель в понимании проблемы пространства и времени. Он видел тесную связь между конкретным бытием и временем, отмечал взаимосвязь времени и движения. Пространство философ также связывал с движением тел, однако понимал его как "особую" необходимую реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них.
Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости.
Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. "Античная философия": 3-е изд. - М.; Высш. школа, 1999.
2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Смирнов Ю.Б. "Философия". Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.; 2002.
3. Губин В.Д. Ф "Философия" учеб. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
4. Лукашевич В.К. Белакурский В.М. Мамыкин И.П. и др. "Философия": 2-е изд. - Мн.: БГЭУ, 2002 .
5. Энциклопедия "История Философии" - Мн.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002.
6. Интернет-ресурсы