Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 01:08, доклад
В нас всегда живут «два инстинкта» (как их назвал Фромм) – стремление к добру и стремление к злу. Зло обозначено эгоистической природой человека, которая дает ему возможность выжить. Животное, например, в отличие от человека, не имеет «проблем» с выживанием, потому что врожденные инстинкты избавляют его от необходимости размышлять и принимать решения относительно того, хочет оно употреблять свои силы или нет. У людей функционирование аппарата инстинктов в значительной мере утеряло свою действительность, вследствие чего эгоизм перенимает на себя весьма необходимую биологическую функцию: он является как бы продолжением инстинктивного эгоизма природы, основанного на агрессии и самосохранении.
Таким образом, зло – это специфически человеческий феномен. Животное не может быть злым, потому что оно не свободно в выборе, а присущие ему инстинкты служат для выживания. Человек в процессе эволюции обретает новые формы поведения, основанные на разуме, свободе и любви. Любое поведение, противоречащее человечности, есть зло.
В нас всегда живут «два инстинкта» (как их назвал Фромм) – стремление к добру и стремление к злу. Зло обозначено эгоистической природой человека, которая дает ему возможность выжить. Животное, например, в отличие от человека, не имеет «проблем» с выживанием, потому что врожденные инстинкты избавляют его от необходимости размышлять и принимать решения относительно того, хочет оно употреблять свои силы или нет. У людей функционирование аппарата инстинктов в значительной мере утеряло свою действительность, вследствие чего эгоизм перенимает на себя весьма необходимую биологическую функцию: он является как бы продолжением инстинктивного эгоизма природы, основанного на агрессии и самосохранении.
Таким образом, зло – это специфически человеческий феномен. Животное не может быть злым, потому что оно не свободно в выборе, а присущие ему инстинкты служат для выживания. Человек в процессе эволюции обретает новые формы поведения, основанные на разуме, свободе и любви. Любое поведение, противоречащее человечности, есть зло.
В результате этого, зло есть нечто, присущее только человеку и представляющее потенциал нашей агрессии. Во все времена зло имеет название самых тяжелых психических эпидемий человечества, а его биологической основой является агрессивность. Эмоциональным эквивалентом агрессии является ненависть. Вместо того чтобы дать агрессии свободный выход, догма предположила, что ненависть можно скомпенсировать или даже заменить любовью; но вопреки или возможно благодаря этому усиленное воспитание в духе милосердия лишь увеличило нетерпимость и агрессию. Но, не смотря на это, человек не может быть абсолютно добрым или абсолютно злым. Инстинкт агрессии постоянно выделяет ненависть и прочие атрибуты зла, и, по сути, задача каждого человека состоит в том, чтоб научиться ими не пользоваться, так как бороться с ними невозможно. Внутреннюю гармонию человека нельзя создать с помощью внешних усилий, такая гармония есть результат внутренний победы над собой. В нравственности переплетаются инстинктивные, разумные и чувственные мотивы поведения, которые образуют причудливое сочетание доминирующих типов поведения.
Таким образом, в этическом действии, включающем инстинктивную, разумную и чувственные составляющие, возможны две крайности – высокая и низменная. В инстинкте мы видим эти крайности в эгоизме и альтруизме, в разуме в виде справедливости и «гордого произвола злой воли», в чувстве – в виде любви и ненависти. «Высокий» путь – это эволюция, восхождение от альтруизма к любви, «низменный» путь – это инволюция, регресс от эгоизма к ненависти.
С точки зрения психоанализа, людям свойственно ненавидеть, также как и любить. И ненависть нам тоже необходима. Главное, что и как мы ненавидим. Мы привыкли думать о любви и ненависти, как о противоположных чувствах, тогда как они всегда сопутствуют друг другу. Ненависть часто предваряет любовь или завершает её. Но чаще всего эти чувства перемешаны в каждом из нас по отношению к одному и тому же человеку. Отсюда берёт начало внутренний конфликт этих противоречивых чувств, от которого мы страдаем.
От ненависти мы пытаемся защититься. И от той, которая направлена на нас и о той, что чувствуем сами к кому-то. Для этого у психики есть много разных способов. Ненависть к любимому человеку нас пугает. Мы не понимаем, что происходит с нами, и, пытаемся избавиться от этого чувства.
В нашем обществе существует запрет на выражение ненависти, поэтому часто кроме прямой формы её выражения, она находит некоторые косвенные, обходные пути. Если ненависть всё-таки направляется тому, на кого она изначально возникла, она может принимать различные искаженные формы: ненависть превращается в постоянные придирки, выражения недовольства, избегание общения, предъявление повышенных требований, лицемерие и причинение неприятностей иными способами. Тот на кого направлена эта замаскированная ненависть как правило всегда это чувствует и реагирует по-разному, либо открыто начиная проявлять враждебность, либо тоже использует завуалированные формы.
Если ненависть не направляется на того, кто послужил источником ее появления, то она направляется на себя, обуславливая саморазрушение, психосоматические заболевания, депрессии, страдания или на других людей, которые не имеют к этому непосредственного отношения.
Осознание человеком своей настоящей человеческой природы означает выбор в пользу добра, то есть, любви. Но наше время характеризуется особыми отношениями людей, когда они не испытывают друг к другу вообще никаких чувств. В половой любви современный человек пытается найти убежище от одиночества. Он вступает в союз двоих против всего мира, и этот «эгоизм двоих» ошибочно принимается за любовь и близость. Возникает еще один тип отношений – отношения в духе «команды» - это хорошо отлаженные отношения между людьми, которые остаются чужими друг другу, которые не достигают «глубинной связи», но соблюдают взаимную вежливость и стараются сделать друг другу приятное. «Любовь как взаимное половое удовлетворение и любовь как «работа в составе команды» и убежище от одиночества – вот две «нормальные» формы разложения любви в современном западном обществе». Любовь в ее современном выражении как знаменитая со правительница мира на самом деле является не чем иным, как «желанием» как бы безраздельно присвоить себе другого человека и никому не отдавать, оберегая его с помощью «противоугонного» механизма ревности. Нехищный её аналог любви – это дружба, покровительство, жалость. Таким образом, не только явное и откровенное насилие, но и всякая, какая бы то ни было направленность устремлений на личность есть зло в его истинном проявлении. Отсутствие же подобных устремлений и есть подлинная человечность».
Любить всегда – значит отдавать, это всегда также значит заботиться, нести ответственность, уважать и знать. Способность любить самого себя обнаруживает такую же способность по отношению к другим. Как писал Мейстнер Экхарт: «Если ты любишь себя, ты любишь всякого другого так же, как себя. Пока ты любишь другого меньше, чем себя, тебе не удастся любить себя по настоящему; но если ты любишь всех равно, и себя тоже, то ты будешь любить их как одного, и этот один есть и Бог и человек. Итак, велик и праведен тот, кто, любя себя, любит также и всех других».