Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:20, реферат
Культура как знаково-символическая деятельность. Понятие знака и значения. Функции и виды знаков. Язык как знаковая система культуры. Язык как явление культуры. Язык и речь, естественные и искусственные языки. Язык, личность и этнос. Взаимодействие языков. Типы языкового освоения культуры. Символ как знак. Символическое начало культуры: Н. Бердяев, Э. Кассирер. Постмодернизм о культуре как системе знаков и тексте. Принципы взаимопонимания культур человечества.
Для
культурологического аспекта философии
знака и значения определённый интерес
представляют размышления представителей
постмодернизма о культуре как системе
знаков; культуре как тексте. Девиз философов
постмодернизма можно представить как
суждение:«Наш мир – наш язык». Это значит,
что культура в целом не постигает сути
вещей, а эксплуатирует язык, понимаемый
предельно широко – как система знаков
и значений. Задача состоит в прорыве сквозь
преграду – текст языка – к его сокровенной
сути. Одним из первых против традиционного
понимания структуры знака выступил Ж.
Лакан. Он утверждает, что означающее и
означаемое образуют отдельные ряды. Идея
Лакана о том, что само отсутствие порождает
имя в момент своего происхождения, получила
признание - знак, слово, текст, это прежде
всего отсутствие. Центральным понятием
философии Ж. Деррида является введённое
им понятие «деконструкции» как симбиоза
деструкции и реконструкции. Деконструкция
есть освобождение процесса понимания
выявлением внутренней противоречивости
текста. Сталкивая остаточные смыслы («следы»)
прошлого и современности, можно выявить
смысловые движения. Смысл любого текста
неисчерпаем, поэтому вместо поиска невозможного
(окончательного синтеза), следует искать
«значащие» смысловые совпадения. Цель
поиска – выявление иных структур, скрытых
за общепринятой моделью прочтения текста.
М. Фуко выделяет «языковый код», то есть
свод предписаний и запретов, специфический
для эпистемы (система знания) каждой исторической
эпохи. Языковая норма бессознательно
определяет поведение, а через него и мышление
индивидов, групп людей. Цель постмодернистской
исследовательской программы, по Ж. Льотару,
- гуманитаризация мира, ставшего обездушенным
благодаря действиям человека. Вместо
целостной культуры, полагает он, наступило
освобождение равноценных частей. Мир,
как и культура, оказался непостижимым
единством разнородности и монолита. Философ
предлагает своеобразный девиз: знать
для того, чтобы забыть и не быть привязанным
к чему-то одному, обязательному. Ж. Делез
предлагает избегать иллюзий посредством
платоновского различения идеи (духовного
прообраза и образца) и доступной чувственному
познанию материальной копии. Его понятие
«симулякр» есть обозначение копии никогда
не существовавшего оригинала. Чтобы уйти
от господствующих в современном мире
симулякров – видимостей, следует разрушить
понятия с их эмпирической основой, доступной
чувствам. Язык – не просто звучащее слово;
чаще всего язык существует в системе
записи, порождённой историческим сознанием.
Обыденное сознание находится в жёсткой
системе придуманного мира культуры, некой
своеобразной библиотеке, из которой трудно,
но необходимо вырваться. Бытие человека
в языке есть постоянное преодоление жёсткой
системы погружением в потенциал абсолютных
возможностей. Эта неустойчивая устойчивость
и есть языковая укоренённость индивида
в подлинной реальности.
Пожалуй, главная проблема, сближающая направления поиска в современной философии культуры как системы знаков и значений, есть проблема понимания.
Возможно ли взаимопонимание культур? Быть может, мы находимся у истоков зарождения новой мировой культуры – совокупной культуры человечества, вырабатывающей эффективные механизмы синтеза духовных интересов человечества. Её характеризуют масштабность и гуманистическое звучание. Она обогащается опытом народов, взаимодействием национальных культур. Основные достоинства мировой культуры – интеллектуальный потенциал и исторический оптимизм. Противоречия мировой культуры связаны с различными уровнями социокультурного бытия в странах, отсутствием опыта в организации культурного сотрудничества, наличием консерватизма и этноцентризма. Способность к взаимопониманию всё ещё находится на критической точке. Мировое сообщество – это реальная целостность, взаимопроникновение противоположностей, вступивших в новое качественное состояние. Оно учитывает угрозу военных конфликтов и требует особой культуры взаимодействия – культуры согласия. Наступает новая эпоха, когда начинает доминировать сознание, что все нации и народы принадлежат к одной семье. Несмотря на расхождения политических культур, на различия мировоззрений и социальных систем, имеются реальные возможности для их взаимопонимания и взаимодействия. Культурные связи между народами стали чрезвычайно актуальными; их масштабы позволяют признать, что культурная коммуникация народов стала неотъемлемой частью жизни человечества. Речь идёт об уравновешенном взаимодействии, дающем возможность успешно развиваться всем культурам. Понятие «коммуникация» предполагает распространение объективной информации, отказ от манипулирования общественным мнением. Культурное мировое сообщество всё глубже воспринимает идею диалога. Современная ситуация в мире позволяет осознать, что выживание человечества невозможно при конфронтации. Нравственная ценность гуманистического мышления как раз состоит в том, что помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур.
Взаимная
терпимость, склонность к конструктивным
компромиссам и ненасильственным способам
решения проблем - ценность современной
цивилизации, опыт взаимопонимания из
сокровищницы культуры человечества.
Список
литературы:
Дик П.Ф.
Основы культурологии. Учебный комплекс.
Часть I. Теоретический курс. Костанай,
2010