Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:18, реферат
Целью данного реферата является раскрыть теории «досократиков» о происхождении в целом и происхождении космических объектов и систем.
Введение
Глава 1. Философия «досократиков»
Космогония и космология представителей Милетской школы
Космогония Эмпедокла и Анаксагора
Космология Демокрита
Заключение
Список использованных источников и литературы
Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты.
Демокрит — сторонник концепции множественности миров.
Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги4.
Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).
Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.
Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалась бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле.
По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.
Заключение
Космология и космогония всегда были значимы и интересны для человека любой эпохи. В наивной форме космологические представления зародились в глубочайшей древности в результате попыток человека осознать своё место в мироздании. Эти представления являются характерной составной частью различных мифов и верований. Различные ответы на основные вопросы, которые космология и космогония задают о происхождении и структуре Вселенной, основывались на философских и религиозных взглядах.
Более строгим логическим требованиям удовлетворяли космологические представления античных философов школ Демокрита, Пифагора, Аристотеля (5—4 вв. до н. э.). Именно эти знания заложили начало дальнейшего изучения происхождения Вселенной и космических объектов и систем.
Выводы
космологии имеют большое
Список
использованных источников
и литературы
I. Литература
1. Аристотель О душе: Великие мыслители. - М.: Мир книги, 2007. – 400 с.
2. Сторожук А.Ю. Античная философия/ А.Ю. Сторожук// Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - № 1. - С. 42
3. Философия:
учебник./под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной,
В.П. Филатова. -2-е изд., перераб. и доп. -
М: ТОН, 2000
II. Ресурсы Интернет
4. Академик
словари и энциклопедии [Электронный ресурс].
– Электрон. дан. – М.: Академик, cop. 2000 –
2010. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/index.
5. Википедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. : Wikipedia, cop. 2001 – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
6. Философия
для всех [Электронный ресурс]. – Электрон.
дан. – М.: Философия для всех, cop. 2002 – 2010.
– Режим доступа: http://uchcom.botik.ru/