Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:10, реферат
На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
У Анаксимандра
встречается проблематика, которую
Фалес лишь абстрактно обозначает,
- проблематика возникновения и формирования
жизни. Способность жизни приписывается
здесь непосредственно определенному
виду материи. Кроме того, Анаксимандр
к естественному ряду развития животных
относит и человека.
Эмпедокл
Эмпедокл (ок. 484-424 гг. до нашей эры) был учеником Пифагора, но в тоже время в его взглядах содержится влияние и элеатов и ионических философов. Важнейшие философские мысли содержат два его произведения Очищение» и «О природе».
По своему характеру философия Эмпедокла близка к стихийному '2'ернализму. Однако вместо одной праматерии он выдвигает четыре исходных принципа, корни всякого бытия. С четырьмя стихиями связаны имени четырех богов: Зевс - огонь, Гера - воздух, Гадес - земля, Нестида - вода.
Корни всякого бытия, по Эмпедоклу, по преимуществу пассивны. Поэтому он вводит две движущие силы, которые путем смешения основных указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, - ЛЮБОВЬ и ВРАЖДУ. Движущий принцип здесь отделен от понимаемой как пассивная материи. Движение, вызванное любовью и враждой. в понимании Эмпедокла, нельзя отождествлять с притяжением и отталкиванием. Любовь в его концепции разделяет однородное и соединяет разнородное и таким образом «из многого делает одно». Напротив, вражда разделяет разнородное и соединяет однородное и так «из одного делает многое». При этом по мысли Эмпедокла, мир несотворим и неуничтожим. Основные силы стихии не могут ни возникать, ни уничтожаться. Соединяются и разъединяются только соединения стихий. Любовь и вражда являются также основными принципами всей изменений, происходящих в мире.
Эмпедокл отстаивает тезис о том, что пустоты не существует. Все вещи меняются местами.
Эти взгляды проецируются и на понимание развития космоса. Первоисходную стадию, в которой находится весь космос, Эмпедокл определяет термином СФАЙРОС. В этой стадии нет никакой определенности, асе сливается в неразличимом единстве. Это состояние космоса представляет собой собственно некую наисовершеннейшую смесь и подлинное единство стихий. Это период универсальной власти любви, вражда здесь поставлена «вне» мира, вытеснена.
Вторая
стадия развития космоса начинается
с возникновения единичных
Третья стадия в развитии космоса определяется однозначной гегемонией вражды. Стихии в этот период более или менее разделены.
Четвертая стадия определяется возвратом власти любви. Стихии опять соединяются.
Таким образом, согласно взглядам Эмпедокла, сущее образуют четыре пассивные стихии и две противоположные силы, которые тоже имеют более или менее материальный характер и способствуют неустанному соединению и разъединению мельчайших частей основных стихий. Космогонический процесс развития состоит при этом из постоянно повторяющихся четырех стадий, в которых попеременно берет верх то вражда, то любовь.
Теория
познания Эмпедокла построена по
принципу познавания «подобного подобным».
Познание возможно лишь потому, что как
субъект познания (человек), так и объект
(окружающий мир) состоят в принципе их
одних и тех же стихий, соединенных лишь
в различных отношениях. Это делает принципиально
возможным познание и дает достаточную
адекватность знаний. В отличие от элеатов
Эмпедокл является сторонником определяющей
роли чувственного познания. В соответствии
с его взглядами мыслить и чувственно
воспринимать - это одно и то же.
Анаксагор
Анаксагор (500-428 гг. до нашей эры) по свидетельству Диогена Лаэртского, был учеником Анаксимена.
Анаксагор считает основой всех вещей бесконечное множество малых материальных частичек, качественно различных между собой, которые он называл «семена вещей» (ГОМЕОМЕРИИ). Материя, по Анаксагору, вечна, несотворима и неуничтожима, но качественно дифференцирована. Так он пытается решить проблему отношения единства и многообразия (качественного различия) сущего через признание положения о качественной определенности семян вещей. С этих же позиций он пытается решить проблему возникновения и гибели. Согласно Анаксагору, новое возникает, потому что семена вещей содержаться в различных вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться и разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, либо как гибель и упадок.
Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории познания. Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание.
Разум тесно
связан с чувствами, и только при
их посредстве можно получить знание
об окружающем мире. Однако, согласно его
взглядам, восприятие совершается обратным,
ибо одинаковое не воздействует на одинаковое.
И, хотя он признает за чувственным познанием
главную роль, но не абсолютизирует его.
Он также подчеркивал необходимость коррекции
чувственного познания.
Заключение
Сказанное позволяет сделать вывод о некоторых общих чертах древнегреческой философии первого (досократовского) этапа.
Во-первых, эта философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы
были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.
Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период.
В-третьих,
спецификой древнегреческой философии
в ее начальный период является стремление
понять сущность природы, мира в целом,
космоса, т.е. космоцентризм (космогонизм).
Список использованной литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.:
ТЕИС, 1996.-504 с.
2. История философии в кратком изложении. - М., 1989. - 000 с.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 304 с.
4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. - М.:
Политиздат, 1988.-592 с.
5. Теория
познания. В 4 т. Т. 1. Домарксистская
теория познания/ АН СССР. Институт
философии; Под ред. В.А.
6. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд., - М.:
Политиздат,
1986. - 590 с.