Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:09, контрольная работа
Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в. В феодальной Европе существовали большие различия в экономическом, политическом и культурном развитии городов, поэтому Ренессанс не возникает сразу во всех странах, но прежде всего в самых развитых.
1.Характерные черты и этапы развития философии эпохи возрождения.
2.Образы человека в истории философии.
3. Список используемой литературы.
Министерство образования и науки РФ
Себряковский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра
гуманитарных социально-экономических
дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «ФИЛОСОЛФИЯ»
Вариант
2
Михайловка
2012
1.Чарактерные черты и этапы развития философии эпохи возрождения.
2.Образы человека в истории философии.
3. Список используемой
литературы.
Характерные черты
и этапы развития философии эпохи
возрождения.
Ренессанс, или
Возрождение, - важный этап в истории
философии. Ренессанс в Европе занимает
период с XIV по XVI в. В феодальной Европе
существовали большие различия в экономическом,
политическом и культурном развитии городов,
поэтому Ренессанс не возникает сразу
во всех странах, но прежде всего в самых
развитых. Его колыбелью является Италия
— почти весь первый период своего развития
Ренессанс был «итальянским явлением»,
и лишь во втором периоде он приобретает
европейский характер. Само
название говорит о
возрождении интереса
к античной философии
и культуре, в которых
начинают видеть образец
для современности. Идеалом
знания становится не
религиозное, а светское
знание.
Причины
возникновения Ренессанса
Основной причиной
возникновения Ренессанса
считалась причина экономическая, так
как это было время бурного развития ремесел,
возникновения и укрепления городов (недаром
Возрождение начинается именно в Италии,
где существовали такие города-полисы,
как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее
развитые с экономической точки зрения).
Экономически свободные люди для оправдания
и обоснования своей деятельности требовали
нового мировоззрения, отличного от того,
какое давали оторванные от жизненной
практики схоластические построения томистов
и поздних номиналистов или аскетические
трактаты католических священнослужителей,
монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась
другая, более деятельная и ориентированная
на земные цели философия, каковая и не
замедлила появиться.
Очевидно, что кроме чисто экономических
причин, которые, несомненно, действительно
существовали, были и другие причины, иначе
сложно будет объяснить, почему Ренессанс
возникает именно в Западной, а не в Восточной
Европе, именно среди западного, а не восточного
христианского вероисповедания.
Можно предположить, что не последнюю
роль в возникновении Возрождения играет
та специфическая форма
христианства, которая
бытовала в Западной Европе. Не случайно
именно Италия послужила центром первоначального
Возрождения. Во-первых,
чисто внешняя сторона
католической жизни
служила немалым толчком
для возникновения свободомыслия
ренессансных философов. Знаменитое
Авиньонское пленение пап, появление разного
рода антипап (когда папы спорили за власть
и этот спор происходил с нарушением не
только норм христианской морали, но и
границ дозволенного юриспруденцией)
порождали в умах людей сомнения в справедливости
существовавших нравственных устоев и
даже уход в свободомыслие и отрицание
католических и вообще христианских идеалов.
С другой стороны, и само католическое
миросозерцание во многом способствовало
отходу от схоластической философии. Именно
в католицизме, как известно, философия
развивалась в большей степени, чем в византийском
или российском православии. Поэтому
миросозерцание западного
католического человека
было более рассудочным,
более направленным
на решение онтологических
и особенно гносеологических
вопросов. При таком подходе часто понятие
Бога отделялось от человека и Бог становился
не центром мира, не смыслом и целью жизни,
а объектом чисто теоретического познания,
допускавшим разного рода сомнения. И
такие сомнения не замедлили появиться;
позднее они перешли в огульное отрицание
Бога. Само схоластическое
мировоззрение, таким
образом, как бы подготовило
то явление, которое
мы называем Возрождением.
Важнейшая особенность
философии Возрождения -
антисхоластическая
направленность взглядов
и сочинений мыслителей
этого времени. Другая ее характерная
черта - создание новой пантеистической
картины мира, отождествляющей Бога и
природу. Наконец, если философия Средневековья
теоцентрична, то характерная особенность
философской мысли Возрождения - антропоцентризм.
Это процесс диалектический, противоречивый,
сложный, осуществляется он повсеместно,
но в различных модификациях, вариантах,
формах.
Человек - не только
важнейший объект философского
рассмотрения, но и центральное
звено всей цепи космического
бытия. Обращение к человеку и его земному
существованию знаменует начало новой
эпохи. Появляется интерес к античной
культуре, происходит как бы её «возрождение»
— так и появился термин. На первый план
культуры Ренессанса выступают гуманистические,
антропоцентрические мотивы. Презрение
к земному естеству заменяется признанием
творческих способностей человека, разума,
стремления к земному счастью.
Общая характеристика
эпохи
Такой взгляд на человека обусловил важнейшую
черту культуры Ренессанса - развитие
индивидуализма в сфере мировоззрения
и всестороннее проявление индивидуальности
в общественной жизни. Одной из характерных
черт духовной атмосферы этого времени
стало заметное оживление светских настроений.
Козимо Медичи - некоронованный правитель
Флоренции - говорил, что упадет тот, кто
на небе ищет опоры для лестницы своей
жизни, и что он лично всегда укреплял
ее на земле. Светский характер присущ
и такому яркому явлению культуры Возрождения,
как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм
представляет собой образ мышления, который
провозглашает идею блага человека главной
целью социального и культурного развития
и отстаивает ценность человека как личности.
В такой трактовке этот термин употребляется
и в наше время. Но как целостная система
взглядов и широкое течение общественной
мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения,
которая зародилась в Италии, а на рубеже
XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением.
В период Возрождения:
- идеи неоплатонизма
вдохновили мыслителей
на создание целостной
философской системы,
противостоящей средневековой
схоластике;
- была предложена
новая картина мира,
пантеистическая по
содержанию, хотя и сохранившая
элементы мистики;
- создание концепции
человека как микрокосма
открывало дорогу для
понимания его естественной
сущности.
Философия Возрождения —характеризуется
неприятием официальной католической
религиозности и интересом к человеческой
личности. Внутри течения гуманистов этот
интерес выразился в идеях классического
гуманизма и способствовал утверждению
практического критерия истины (опыт +
польза), который лёг в основу методологии
современных естественных наук.
Приходу Ренессанса
способствовали многие
факторы: расширение
торговли, развитие
финансовой системы,
освоение новых земель (географические
открытия), снижение
авторитета католической
церкви, распространение
идей гуманизма. Появились
первые меценаты — покровители
деятелей искусства (например,
Медичи). Несомненно,
итальянский Ренессанс
— самое мощное интеллектуальное
и творческое направление
в истории европейского
континента.
Новый философский склад ума следует рассматривать
на фоне культурно-исторических преобразований,
с точки зрения которых Ренессанс можно
называть также эпохой изобретений и открытий:
1) Усовершенствование техники мореплавания
(компас) привело к великим географическим
открытиям (Колумб, Васко да Гама), следствием
которых стала европейская экспансия
и соответствующее расширение знаний
о дальних странах и чужих народах.
2) Коперник создает гелиоцентрическую
картину мира.
3) Изобретение Гуттенбергом книгопечатания
с наборными литерами позволяет в невиданных
количествах и с небывалой скоростью распространять
идеи по всему миру.
4) Л. Б. Альберти открывает принцип перспективы
в живописи.
5) Развитие торговли и денежной экономики,
как и усовершенствование военной техники,
подорвавшее позиции рыцарства, ведут
к социальным преобразованиям.
Если миру Средневековья с его иерархией
сословий и господством Церкви была свойственна
замкнутость, теперь происходит прорыв
к динамичному обществу.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический
характер (хотя для государства
схоластика оставалась
официальной философией
и ее принципы изучались
в большинстве университетов);
2) пантеизм как главный
принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм
и гуманизм.
В эпоху Возрождения
вырабатывается новый
стиль мышления, который главную роль
отводит не форме выражения
идеи, а ее содержанию. Схоластическая
же традиция создания
философских сочинений
была связана с догматической, <менторской>
манерой изложения, построенной на толковании
авторитетного, религиозно непротиворечивого
текста. Философы Возрождения противопоставили
этому подходу жанр литературно-риторический,
рассчитанный на образованные светские
слои читателей, а не только на узкоспециализированную
аудиторию профессиональных богословов.
В формировании ренессансного
мышления огромную роль
сыграло античное культурное
наследие. Следствием возросшего интереса
к классической культуре стало изучение
античных текстов и использование языческих
прототипов для воплощения христианских
образов, собирательство камей, скульптур
и прочих древностей.
Возрождение античности,
собственно, дало название
всей эпохе (ведь Ренессанс
и переводится как возрождение). Особое
место в духовной культуре этого времени
занимает философия, и ей присущи все те
черты, о которых было сказано выше.
Сами деятели Ренессанса
противопоставляли
новую эпоху Средневековью
как периоду темноты
и невежества. Главные
носители идеологии
Ренессанса — городские
высшие слои, умельцы,
мещане, монастырские
и церковные интеллектуалы — находились
в остром политическом противоборстве
со средними и низшими слоями городского
населения, презирали бедноту («плебс»),
неимущих. Иерархическое представление
о мироздании они предложили заменить
на концепцию о мире, в котором происходит
взаимопроникновение земного, природного
и Божественного начал. Природа трактовалась
ими пантеистически, в чем проявилось
влияние неоплатонизма с его учением о
Мировой Душе. По мнению одного из выдающихся
представителей данного направления,
Плотина, Душа, снизойдя в огромную массу
природы, пронизывает и освещает ее, как
Солнце пронизывает своими лучами и освещает
темное облако. Тем самым Душа сообщает
материи смысл, ценность и красоту, без
которых мир бы не существовал.
Философия Возрождения
устремлена к человеку,
а не к Богу, что было
характерно для средневековой
культуры. В эпоху Возрождения
сам человек считался
прекрасным и возвышенным. Таковыми
были не только его душа, но и плоть. Гуманисты
эпохи Возрождения считали, что, предоставив
свободу воли человеку, Бог предопределил
ему высшее назначение стать своим собственным
скульптором и творцом> устремиться
к безграничному совершенствованию своей
природы. Но своеобразие этого времени
скорее составляет не движение цивилизации
против дикости, культуры - против варварства,
знания - против незнания, а проявление
другой цивилизации, другой культуры,
другого знания. Эпоха Возрождения - это
переворот в первую очередь в системе
ценностей, в оценке всего сущего и отношении
к нему. Возникает
убеждение в том, что
человек - высшая ценность.
В целом философия
Возрождения прошла
три периода:
· I период - гуманистический
(XIV - сер. XV в.) Данте Алигьери,
Франческо Петрарка
· II период - неоплатонический (сер. XV
- XVI в.) Николай Кузанский,
Пико -делла Мирандолла,
· III период - натурфилософский (XVI -
нач. XVII в.) Парацельс,
Николай Коперник, Джордано
Бруно, Галилео Галилей.
Термин “гуманизм”
происходит от латинского
“humanitas” (человечность). В
совершенствовании
духовной природы человека
основная роль отводилась
комплексу дисциплин,
состоящему из грамматики,
риторики, поэзии, истории,
этики. Именно эти дисциплины
стали теоретической
базой ренессансной
культуры и получили
название “studia humanitatis” (гуманитарные
дисциплины).
Гуманизм исторически и типологически
определил первый период развития философии
Возрождения, став ядром нового гуманистического
мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой
отвоевало право быть философией. Этот
подход существенно изменил характер
философствования, источники и стиль мышления,
сам облик ученого-теоретика. Сущность
новой философии - антропоцентризм. Человек
- вот ведущее звено всей цепи вселенского
бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан
только импульс, а дальше Природа раскрывается,
как книга, и человек - венец ее творения.
Он сам - Мастер. Античность чтила героев,
средние века - святых, эпоха Возрождения
- Человека. И задача философии - это не
противопоставление в человеке божественного
и природного, духовного и материального,
а раскрытие их гармонического единства.
Первым, кто наиболее
отчетливо и ярко представил
эти идеи, был Данте
Алигьери (1265 - 1321). Будучи одним из самих
гениальных поэтов мира, он сумел создать
произведение, которое потрясает читателей
уже более 650 лет. Жизненность проблем,
глубина человеческих страстей делают
его не просто литературным, но и философским
трактатом. За высокие достоинства Бокаччо
назвал <<Комедию>> Данте <<Божественной>>.
Оригинальность гуманистического
учения Данте о человеке
заключается в том, что
жизнь этого Божественного
творения строится <сообразно
добродетелям моральным
и интеллектуальным. Все человеческое
ставится в зависимость и подчинение разуму.
Гуманизм Данте антиаскетичен, он
полон веры в силы человека. Человек сам
ответствен за свое благо, решающим здесь
являются его личные качества, но ни в
коем случае не богатство или унаследованное
положение. Свое гуманистическое мировоззрение
Данте изложил прежде всего в бессмертной
«Комедии» , затем в трактатах «Пир» и
«Монархия». Его литературное и идейное
творчество составляют единство. Элементы
нового, нарождающегося мировоззрения
Ренессанса содержатся в его поэтическом
творчестве. Христианскую догматику Данте
принимает как неизменную истину, однако
дает новое изложение отношения божественного
и человеческого. Он не противопоставляет
эти начала, но видит их во взаимном единстве.
Бога нельзя противопоставлять творческим
силам человека. Человек детерминирован
двояким способом: с одной стороны, богом,
с другой — природой.
Данте испытал влияние
латинского аверроизма,
хорошо знал Сигера
Брабантского, не были
ему чужды и неоплатоновские
тенденции средневековья,
исходившие от Псевдо-Дионисия
Ареопагита. Данте принадлежал к тем
идеологам, которые свой гуманизм соединяли
с теорией так называемой двойственной
истины. Концепция Данте содержит много
наивных и схоластических аргументов,
но она сильна своей основополагающей
идеей: все человеческое (и политика) должно
быть подчинено человеческому разуму.
Родоначальником гуманизма
единодушно считается
поэт и философ Франческа
Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало
многих путей, которыми шло развитие ренессансной
культуры в Италии. В трактате “О невежестве
собственном и многих других” он решительно
отвергает присущую Средневековью схоластическую
ученость, по отношению к которой демонстративно
провозглашает свое якобы невежество,
ибо считает такую ученость совершенно
бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется принципиально
новый подход к оценке античного наследия.
По убеждению Петрарки, прийти к новому
расцвету литературы, искусства, науки
позволит не слепое подражание мыслям
замечательных предшественников, а стремление
подняться до высот античной культуры
и в то же время переосмыслить и в чем-то
превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой,
стала ведущей в отношении гуманизма к
античному наследию.
Образ человека в истории