Наряду с понятиями стиля мышления и
картины мира для фиксации метатеоретического
(или интертеоретического) уровня знания
в литературе используются также такие
понятия, как «собственные и философские
основания науки» (С.Т. Мелюхин, Ю.А. Петров),
«теоретический базис научного познания»
(М. В. Мостепаненко), «условия познания»
(П.С. Дышлевый) и др.
Сведение всех подобного рода понятий
свидетельствует о том, что и в нашей литературе
по методологии науки давно уже назрела
необходимость выделения в составе научного
знания того, что мы пока условно называем
метатеоретическим уровнем знания, введения
новой методологической единицы, которая
вместе с понятиями теоретического и эмпирического
позволила бы составить более полное и
правильное представление о структуре
исследовательской деятельности в научном
познании.
Признание существования в составе научного
знания метатеоретического уровня сразу
же поднимает целый комплекс проблем,
касающихся гносеологической природы
этого знания, его структуры, особенностей
и тех функций, которые оно выполняет в
ходе теоретического освоения действительности,
и ряд других проблем.
Встает вопрос о тех основаниях, на которых
можно проводить демаркационную линию
между теоретическим уровнем исследования
и его метатеоретическим основанием. Для
решения этого вопроса прежде всего следует
наложить некоторые ограничения на использование
понятий «теоретическое мышление» и «теоретический
уровень исследования». В широком смысле
слова теоретическое мышление отождествляется
с научным мышлением и противопоставляется
в этом отношении обыденному мышлению.
Ясно, что при таком понимании теоретического
мышления то, что мы имеем в виду под метатеоретическим
уровнем систематизации знания, относится
к теоретическому мышлению. В более узком
смысле слова под теоретическим мышлением
понимают мышление, направленное «на совершенствование
и развитие концептуальных средств науки»,
на построение «теоретического мира»
в противоположность эмпирическому мышлению,
которое направлено «на установление
связей концептуального аппарата науки
с реальностью, выявляемой в эксперименте
и наблюдении». Но и три таком понимании
теоретического мышления метатеоретическая
деятельность не выходит за его рамки.
Ограничить понятие теоретического мышления
можно, если связывать его с определенными
предполагаемыми результатами. В частности,
можно считать, что результатом собственно
теоретического мышления, в узком смысле
слова, является научная теория. Тогда
содержание теоретического мышления будет
зависеть от понимания научной теории.
Существует множество подходов к определению
понятия «научная теория». Возьмем за
основу определение научной теории, даваемое
в «Философской энциклопедии» М. В. Поповичем
и В. Н. Садовским. «Теория — форма достоверного
научного знания о некоторой совокупности
объектов, представляющая собой систему
взаимосвязанных утверждении и доказательств
и содержащая методы объяснения и предсказания
явлений данной предметной области». В
теории в форме законов выражается знание
о существенных связях, обусловливающих
возникновение и существование тех или
иных явлений, и это позволяет в функциональном
отношении трактовать теорию как систему
описания, систематизации, объяснения
и предсказания явлений определенной
предметной области.
Если ограничивать теоретическое мышление
процессами построения теорий, то в его
состав следует включать всю ту совокупность
познавательных процессов, которые направлены
на выдвижение, развитие и обоснование
теоретических гипотез, а также тех мыслительных
процедур, в которых реализуются основные
познавательные функции научных теорий:
описание, объяснение, предсказание. В
противоположность этому, на метатеоретическом
уровне познания на основе определенных
философских установок, обобщения результатов
теоретической деятельности и самой практики
научного познания фиксируются общие
предпосылки теоретической деятельности.
Если основным элементом теоретического
знания является закон, утверждение о
необходимых существенных связях между
явлениями, то метатеоретическое знание
формулируется в виде принципов различного
порядка, в которых утверждается нечто
уже о самой теории и практике теоретической
деятельности. В форме принципов формулируются
требования, предъявляемые к самой научной
теории. Кроме того, можно добавить, что
если теоретическое знание всегда выступает
в определенном контексте исследования
как проблематическое знание, знание,
подлежащее обоснованию и проверке, то
метатеоретическое знание в том же контексте
условно рассматривается как непроблематическое,
предпосылочное знание, эмпирическому
обоснованию и проверке не подлежащее.
В связи с этим можно теперь пояснить смысл
приставки «мета» в понятии «метатеоретический
уровень знания». Она имеет несколько
смысловых оттенков: прежде всего аристотелевский
смысл — это знание, лежащее «за» теоретическим
знанием. Далее, эта приставка законно
может ассоциироваться и с ее семантическим
смыслом, поскольку метатеоретическое
знание фиксируется в метаязыковых контекстах
по отношению к языку теории. И наконец,
приставка «мета» может связываться с
предпосылочным, непроблематическим характером
этого знания.
Метатеоретический уровень
включает методологию и философию науки.
Методология науки - это учение о методах, формах
и внутренних механизмах научного познания.
Предметом методологии научного познания
являются:
- методы и операции научного исследования;
- формы научного познания;
- нормы и идеалы науки.
В самом общем смысле метод
- есть совокупность определенных правил,
приемов, способов, норм познания и действия.
Метод представляет собой систему предписаний,
принципов, требований, которые ориентируют
субъекта познания на достижение определенного
результата.
Основания для классификации
методов могут быть различными Традиционно
методы научного познания классифицируются
по формальным признакам: здесь выделяются
общелогические методы, которые используются
как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровнях (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование,
индукция, дедукция и т.п.), и по содержательным
аспектам - методы эмпирического и теоретического
исследования.
К эмпирическим методам исследования
относят: наблюдение, эксперимент, измерение,
описание. Наблюдение - целеноправленное,
планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявления
отдельных свойств и отношений объекта
познания Наблюдение позволяет фиксировать
лишь то, что раскрывает объект исследования.
Эксперимент - это метод исследования
состоящий в целенаправленном, активном
вмешательстве в протекание изучаемого
процесса, при котором происходит соответствующее
изменение объекта или его воспроизведение
в определенных условиях, отвечающим целям
исследования. Для эксперимента характерны:
контролируемость и возможность многократного
повторения. Описание - фиксирование средствами
естественного или искусственного языка
результатов наблюдения или эксперимента.
Измерение - совокупность познавательных
операций средством средств измерений
с целью нахождения числового значения
измеряемой величины в принятых единицах
измерения.
К методам теоретического исследования
относят:
- формализацию;
- аксиоматический метод;
- гипотетико-дедуктивныи метод;
- восхождение от абстрактного к конкретному
и т.д.
Формализация - выражение содержания
знания в знаково-символическом виде (формализованном
языке). Это необходимо для более точного
выражения мыслей, исключения неоднозначного
понимания.
Аксиоматический метод - способ
построения научной теории, когда в ее
основу кладутся некоторые исходные положения
из которых при помощи специальных правил
вывода исходят все остальные положения
этой теории.
Гипотетико-дедуктивный метод
- создание системы дедуктивно связанных
между собой гипотез, из которых выводя
утверждения об эмпирических фактах. Эти
заключения, в силу того, что они строятся
на гипотезах, носят вероятностный характер.
Восхождение от абстрактного к конкретному
- метод теоретического исследования,
заключающийся в движении от отдельных
общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему.
Здесь отражается противоречивое развитие
самого предмета исследования.
К общелогическим методам относят:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- обобщение;
- индукцию;
- дедукцию;
- аналогию;
- моделирование и др.
Анализ - метод познания, заключающийся
в разделении объекта познания на составные
части, которые исследуются самостоятельно
относительно целого.
Синтез - метод познания, при
котором происходит соединение выделенных
составных частей объекта в единое целое
с учетом знаний, полученных при анализе.
Абстрагирование - метод познания,
при котором происходит мысленное отвлечение
от ряда признаков, свойств объекта, считающихся
несущественными для данного исследования
при одновременном выделении интересующих
исследователя свойств и признаков объекта.
Обобщение - метод познания,
посредством которого устанавливаются
общие признаки, свойства и отношения
предмета.
Индукция - метод познавательной деятельности, при котором общий
вывод делается на основе единичных фактов
или посылок.
Дедукция - метод познания, состоящий
в том, что из общих утверждений делаются
заключения частного характера.
Аналогия - метод познания, суть
которого заключается в л установлении
сходства в некоторых свойствах, признаках,
отношениях между различными объектами.
Моделирование - метод исследования,
состоящий в исследовании аналога того
или иного фрагмента действительности
(модели), в котором воспроизводятся структура,
функции, характеристики самого фрагмента
реальности (оригинала модели).
Целостность многообразия научного
знания обеспечивается не только взаимосвязью
теоретического и эмпирического уровней,
но также и, наличием так называемых оснований
научного знания. К ним относятся научная
картина мира, идеалы и нормы научного
исследования и философские основания
науки.
Идеалы и нормы науки включают
в себя:
- идеалы и нормы научного объяснения и
описания; идеалы и нормы научного доказательства;
- идеалы и нормы построения и организации-научного
знания.
Целостное единство идеалов
и норм научного исследования, существующих
на определенном этапе развития науки,
выражает понятие стиль научного мышления.
Стиль научного мышления - это обобщенная
характеристика конкретного исторического
типа методологических средств и норм
научного познания. Можно выделить классический,
неклассический, постнеклассический стили
научного мышления. Характер идеалов и нормы науки
определяется предметом исследования,
спецификой изучаемых объектов, а содержание
всегда формируется в конкретном социокультурном
контексте. При переходе на новый этап
научного исследования, к примеру, от классического
к неклассическому, кардинально меняются
его идеалы и нормы исследования. Так,
нормативы объяснения и обоснования знания
в классическом естествознании отличны
от современных.
Научная картина мира - это идеальная
знаковая модель исследуемой реальности,
построенная на основе совокупного научного
знания. Научная картина мира выступает
не просто как форма систематизации научного
знания, но и как исследовательская программа,
которая определяет задачи эмпирического
и теоретического исследования, а также
выбор средств их решения. Истории научного
познания сопровождалась периодической
сменой картин мира. А это означало смену
так называемых научных парадигм.
Понятие «парадигма» (с треч.
- пример, образец) было введено американским
историком науки Т. Куном. Оно обозначает
определенную совокупность общепринятых
в научном сообществе на конкретном этапе
идеалов и нормы научного исследования,
которые в течение определенного времени
задают модель, образец постановки и решения
научных проблем. В различные исторические
периоды времени функционируют различные
научные картины мира. При смене парадигм
изменяются основополагающие представления
о мире, о фундаментальных объектах мира,
об общих закономерностях их взаимодействия,
дается новое толкование базовым понятиям.
Смена парадигм - это революционный сдвиг
в науке, выход ее на новые этапы развития.
Третьим компонентом оснований
науки являются философские основания.
Содержание философских оснований науки
выражено, во-первых, в философских принципах,
отражающих фундаментальные предпосылки
и общую направленность познавательных
процессов. Во-вторых, в нормах научной
познавательной деятельности, фиксируемых
в принципах наблюдаемости, воспроизводимости,
простоты и др. Философские основания
науки выполняют мировоззренческую функцию.
Это блок наиболее общих представлений
об исследуемой реальности, определяющий
основные характеристики способа ее познавательного
освоения, которые конкретизируются в
идеалах, нормах и методах научного исследования,
а также в формах предметного знания.