Контрольная работа по «Философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее характерные черты научной интуиции. Характеристика классической концепции истины, ее основные принципы. Теория и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества.

Оглавление

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека…………………...3
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание……………………...…7
3. Философское учение об истине……………………………………………...11
4. Практика и ее роль в познании………………………………………………13
Список использованной литературы………………………………….…..……15

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 89.50 Кб (Скачать)
 

      Итак, все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно  очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе строго логично и основано на предшествующем чувственном опыте.

     Цель  всякого рода познания – это получение  и преобразование знания. Как известно, существует четыре типа преобразования знания:

  • От одних чувственных образов к другим чувственным образам (чувственное познание).
  • От одних понятий к другим понятиям (логическое познание).
  • От наглядных образов к новому понятию (взаимодействие чувственного и логического).
  • От понятий к новым чувственно-наглядным образам (взаимодействие логического и чувственного).
 

      3 и 4 типы преобразования, таким  образом, относятся к выделенной  сфере интуитивного познания. Принятая  выше классификация интуиции  и позволяет выделить два уровня  этого вида познания: концептуальный и эйдетический.

     Все названные типы преобразования знания диалектически связаны между  собой, обеспечивая взаимосвязь  чувственного, логического и их взаимодействие – интуитивное познание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Философское  учение об истине. 

     Следует отметить, что знание может быть истинным, ложным,  адекватным, неадекватным, вероятностным, логически противоречивым и непротиворечивым, формально правильным и неправильным, случайным, общим, частным, полезным и бесполезным, красивым и  т. п. В этом случае истина предстает как одна из возможных характеристик знания.

     Стержень  классической концепции истины —  принцип соответствии знания действительности. Действительность в данном определении  понимается очень широко. Это не только объективная реальность, внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические области рассуждения.

     Знание  является истинным, если оно прежде всего формально корректно. А  под формальной корректностью разумеют непротиворечивость того мира, к которому относится данное знание.

      Для классической концепции истины характерны следующие принципы:

  1. действительность не зависит от мира знания;
  2. между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие;
  3. существует критерий установления соответствия мыслей действительности;
  4. сама теория соответствия логически непротиворечива.

      Адекватное  отражение объекта возможно, если наше звание точно воспроизводит  объект и независимо от наших субъективных особенностей. Так возникает очень важное понятие объективной истины, т.е. истины, не зависящей от субъективных факторов. Истина как свойство знания не может не зависеть с познавательных способностей, при помощи которых получается это знание.

     Понятия относительной и абсолютной истин  связаны с пониманием познания как  процесса, происходящего во времени  и в определенных исторических условиях. Феномен относительной истины зависит  от конкретных внешних условий и  внутренних факторов познавательной деятельности. Любое вновь возникающее знание может быть относительно истинным. Здесь встают две проблемы.

     Первая  проблема — соотношение истины и  заблуждения. Если верно, что любое  знание относительно истинно, то как  возможны заблуждения, ошибки, даже тупиковые ветви в развитии науки. Может быть, заблуждение — это и есть относительная истина? Но такое предположение выглядит довольно нелепо. Существование в науке ошибок и заблуждений особо доказывать не нужно, они реально были, есть и будут.

     Вторая  проблема связана с тем, что знание, как известно, зависит от внешних и внутренних факторов. Тогда вроде бы получается, что любое знание является относительно истинным. Здесь важно учитывать факт исторического развития знания: поскольку знание представляет собой познавательный процесс, то на каждом его временном срезе существуют абсолютные и относительные истины.

Абсолютно истинное знание — теоретически обосновано, доказано настолько, что в его  истинности не приходится сомневаться, или представляет собой несомненный эмпирический факт (результат многократно повторенного опыта, исторический факт). На самом Деле трудно себе представить нашего современника, который передоказывает закон Архимеда или теорему Пифагора. Тем не менее было такое время, когда данные законы еще не были доказаны, хотя люди эмпирически могли наблюдать и даже пользоваться фактами, соответствовавшими и закону Архимеда, и теореме Пифагора. Абсолютно истинное знание — это такое знание, которое в данный момент не может быть опровергнуто опытными проверками и экспериментом, т.е. его истинность уже не зависит от опыта. 

4. Практика  и ее роль в познании. 

     Теория  и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического  процесса познания и преобразования природы и общества.

     Теория - обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний об объективном  мире; относительно самостоятельная  система знаний, воспроизводящая  в логике понятий объективную  логику вещей.

     Практика - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей. Научный эксперимент также есть одна из форм практики.

     Теория  и практика находятся в неразрывном  единстве, не существуя друг без друга, постоянно воздействуя друг на друга. Основой этого взаимодействия является практика. Именно практическая общественно-производственная деятельность порождает и на каждом этапе развития определяет сознание, а вместе с ним и теоретическое освоение действительности. Люди действуют сознательно, так или иначе осмысливая действительность. Это не значит, что в своих действиях они прямо руководствуются какой-либо строго последовательной научной теории. Но их деятельность всегда направляется определенной совокупностью знаний.

     На  заре человеческой истории единственной формой существования таких знаний было единое, нерасчлененное "обыденное  сознание". Осмысление трудовых навыков, эмпирические обобщения результатов  действия и наблюдений, предания и верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия - эта "теория" не представляла собой логической стройной системы понятий, не являлась научным воспроизведением объективной логики действительности. Зато ее связь с практикой была настолько полной, что эта "теория" была непосредственно "вплетена" в "язык реальной жизни" - в практическую деятельность людей.

     С разделением труда на умственный и физический труд, теория и практика расходятся на разные общественные полюса. Продолжая зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превращаются в относительно самостоятельные формы общественной деятельности.

     Появление "чистой" теории в качестве относительно самостоятельной и специальной  области деятельности было одним  из величайших революционных скачков в истории человечества. Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая форм теории позволили людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С другой стороны, для самих ученых связь теории и практики стала не такой явной.

     На  этой основе в сочетании с характерным  для частнособственнического общества индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как на акт  индивидуального пассивного созерцания "теоретиком" окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. "С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики…"  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Гайденко  П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.
  2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.
  3. Рассел Б. Человеческое познание. – М., 1957.
  4. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. - № 10.
  5. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М.: Политиздат, 1977.
  6. Журнал аналитической философии: http://www.philosophy.ru/analytica/rus/index.htm

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»