Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:20, контрольная работа
На первом месте среди функций философии, в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека, среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.
Нет, наверное, на свете ни одного человека, который бы не размышлял над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Бердяев, известный русский философ писал: “Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски”. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. “Всю жизнь меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда достигала большей остроты и напряжённости, иногда ослаблялась”,- свидетельствует Бердяев. “Философия же “освобождена от тоски и “скуки” жизни. Я стал философом, чтобы отрешится от невыразимой тоски обыденности “жизни”. Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски “жизни”, от её уродства”,- пишет он. И далее уже заключал: “Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла”.
Разные люди и один и тот же человек в разное время могут совершать разные, противоречащие поступки. Ворон ворону глаз не выклюет, — говорит русская пословица. Животным присущ врожденный запрет братоубийства. Им свойственны инстинктивные тормозные механизмы, ограничивающие проявления агрессивности против представителей своего вида. У человека ничего этого нет или ослаблено до очень опасного предела. Существуют физиологические механизмы, в силу которых проявления жизни являются источником приятных ощущений, а проявления смерти порождают инстинктивное отвращение. Человек может преодолевать и эти ограничения до такой степени, что способен радоваться страданиям. Человек есть на все способная тварь — это суждение писателя и социолога А. А. Зиновьева является в такой же мере суровой оценкой, а в какой и констатацией факта.
Другой особенностью человеческого бытия является то, что человек находится в процессе непрерывного самосовершенствования. Он всегда стремится стать иным, чем он есть на самом деле, подняться над собой. Он постоянно недоволен собой, обуреваем желанием быть другим, выйти за свои границы. Мало сказать: человек не равен самому себе. Следует добавить: эту неравность он воспринимает как недостаток. Он движим желанием быть другим, но это состояние вечного самосовершенствования он не может принять как норму. Он в то же время желает освободиться от желания быть другим. Мораль и есть отношение человека к себе в перспективе собственного стремления к совершенству, идеалу. Эта замкнутость на идеал, совершенство выражается в том, что в человеческих мотивах и соответствующих им действиях есть пласт, который не умещается в границы закона причинности и принципа полезности. Человек, как уже отмечалось, не хочет мириться со смертью. Это — закон природы. Однако мы знаем много случаев, когда люди идут на смерть за свои убеждения, считая их важнее жизни. Такой способ поведения мы называем героическим. Из двух возможных вариантов поведения в бизнесе, один из которых сулит доход в один миллион рублей, а второй в десять раз больше, человек изберет второй. Однако есть поступки, которые он не совершит ни за какие деньги. Нет такой корысти, которая оправдала бы предательство друга, измену Родине, потому что и дружба, и любовь к Родине ценны сами по себе. Они бескорыстны. Мораль есть та область героического и бескорыстного в человеке, которая не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, то есть самозаконодательный характер. Она беспричинна. Поскольку точкой отсчета морали является некое состояние, которое по определению бесконечно, неисчерпаемо совершенно, то она не может не находиться в отрицательном отношении к любому наличному состоянию, которое всегда конечно, ограниченно. Мораль всегда имеет характер запретов. Позитивная формулировка в данном случае означала бы парадокс. Этот вывод может вызвать возражения, так как существует немало предложений, заключающих позитивное содержание. Они, однако, всегда являются настолько общими, неопределенными, что их можно рассматривать как вариации одного требования — требования быть моральным. Строгий, конкретный и, самое главное, проверяемый смысл имеют только моральные запреты. Люди и их поступки отличаются друг от друга только мерой морального несовершенства. В человеке, начиная с древности, выделяются три составляющие: тело, душа, дух. Мораль является характеристикой души. Если дух — божественное начало, то душа представляет собой самое человеческое в человеке. Тело привязывает человека к земле, скручивает его обручем ненасытных желаний, духом он созерцает вечное. Душа представляет собой соединение одного с другим, она характеризует человека в его движении от низшего к высшему, от животного к богу, от конечного к бесконечному, показывает меру преодоления животно-неразумного начала. Качественное состояние души выражается в морали. Мораль, собственно, и есть анатомия души. Подобно тому, как дух бывает истинным или ложным, тело — сильным или слабым, так и душа бывает доброй или злой, точнее, добродетельной или порочной. Вовсе не случайно образный строй культуры связывает душу и мораль с одним и тем же человеческим органом — сердцем. Чем же определяется то или иное состояние души, а соответственно моральные качества человека? В платоновском диалоге "Федон" рассказывается миф, согласно которому души людей после смерти воплощаются в животных соответственно тем навыкам, которые они обнаружили в своей человеческой жизни. В образной форме Платон выразил очень важную истину: характер человека, качество его души определяются характером его отношений с другими людьми. Сами эти отношения, а соответственно человеческая душа становятся добродетельными в той мере, в какой они оказываются смирными, сдержанными, умеренными. Любопытно заметить, что, согласно Платону, добродетельности недостаточно для того, чтобы попасть в род богов. Для этого надо еще стать философом. Платон тем самым обозначает различие между душой и моралью, с одной стороны, разумом и познанием — с другой.
Мораль ответственна за человеческое общежитие, она и есть то, что связывает, соединяет человеческое общежитие, делает его возможным. Для того чтобы могло состояться человеческое общежитие, необходимо осознать его в качестве первоценности. Это и составляет содержание морали.
Для того чтобы понять природу и назначение морали, нам следовало бы сделать предположение — об изначальном состоянии слитности людей, их гармонии с собой и друг с другом. Словом, мораль есть общественное начало в человеке, она связывает людей воедино до всех их прочих связей. Ее можно назвать человеческой (общественной) формой всех связей и отношений между ними. Мораль – это тот плацдарм, на основе которого только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое.
Мораль - как общественная форма отношений между людьми, как такое объединяющее начало, мыслима только в сопряжении со свободой. Акты свободы по определению являются всеобщими - ничто не может им противостоять и их ограничивать. В противном случае они не были бы свободными. Моральная всеобщность, поскольку она не считается ни с какими ограничивающими ее обстоятельствами, предполагает в качестве своего основания свободу. В противном случае она не была бы всеобщностью.
Мораль присуща только существу, обладающему свободой воли. Как было иронично замечено, лучшее доказательство существования свободы воли состоит в том, что без нее человек не мог бы грешить. Вопрос о том, почему человек грешит, почему он склонен к обману или скупости, не вызывал никогда трудностей ни в теории, ни в повседневной практике. Иное дело — вопрос о добродетельности человека, о том, почему он противостоит лжи и стремится быть щедрым. На это нельзя ответить без допущения свободы воли. Единство свободы и всеобщности составляет характерную особенность морали. Мораль не имеет ничего .общего с произволом. Мораль существует в форме закона, она не терпит исключений. Особенность морали состоит в единстве двух противоположных полюсов человеческой деятельности.
Мораль есть неотъемлемое свойство человеческого поведения, подобно тому, как прямохождение есть неотъемлемое свойство человеческого организма. Только благодаря внутреннему свету морали человек узнает себя в других людях и понимает, что он — человек. Единое солнце морали, если оно и существует, недоступно человеческому взору. Мораль горит лампадой внутри каждого человека. Лампада эта иногда бывает ослепительно яркой, иногда тусклой, едва видимой, тем не менее, огонь морали горит в каждом человеке. В доказательство этого можно привести два факта: удивительная точность обыденных представлений о морали как бескорыстии и присущая каждому индивиду безошибочная способность отличать добродетель от порока. В сегодняшнее время предпринимателю необходим имидж честного, глубоко порядочного человека, руководствующегося принципами высокой морали. И это должен быть не показной, не наигранный, а реальный образ, подтверждаемый строгим соблюдением норм человеческой, религиозной, общественной морали и чувства гражданского долга. В современном представлении мораль есть совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу и в обществе. Мораль характеризует культуру и нравственность человеческих отношений. Их основой служат совесть и честь человека. Мораль есть главное качество, характеризующее человечность и порядочность людей.