Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:17, контрольная работа
Ответы на вопросы по философии второго курса факультета географии
Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводится под присмотр правителей, задача которых - чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие - с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››(идея Спарты). Отсутствует сословие рабов. Целью государства является благо целого, всех сословий. Не упустил ни одной из известных ему теорий справедливости.
П считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют источник внутренней войны.
Заключение. Так как основу учения П составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление П всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез.Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики.
Платон был
первооткрывателем в сфере
Среди учеников Сократа особое место занимает Платон (427 - 347 гг. до н. э.), основавший Академию — философскую школу, сочетавшую черты научного сообщества и религиозной общины. Учение Платона — результат упорядочения различных моментов его творчества. Философия его обличена в художественную форму диалогического жанра, напоминающую пьесы. Выразителем точки зрения Платона в диалогах является Сократ. Однако Платон выходит за пределы чувственного мира, поскольку приходит к убеждению о существовании неизменного сверхчувственного мира идей, мира «истинного бытия», утверждая первенство общего, существующего вне единичного и над ним. Истина, добро и прекрасное, благо, справедливость носят идеальный, неизменный характер. Идеи представляют собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности. Мировая душа обеспечивает их целесообразное соединение. Идея, материя и душа — причина предметного мира, упорядоченного демиургом, богом, высшей идеей. Именно демиург упорядочил хаос в космос, устроил ум в душе, душу в теле.
Платона
принято считать
Всё, доступное
познанию, Платон в VI книге «Государства»
делит на два рода: постигаемое
ощущением и познаваемое умом.
Отношение между сферами
Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого
также делится на два рода — это идеи вещей
и их умопостигаемые подобия. Идеи для
своего познания не нуждаются ни в каких
предпосылках, представляя собой вечные
и неизменные сущности, доступные одному
лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся
математические объекты. Согласно мысли
Платона, математикам лишь «снится» бытие,
поскольку они используют выводные понятия,
нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых
бездоказательно. Способность производить
такие понятия есть рассудок (διάνοια).
Разум и рассудок вместе составляют мышление,
и лишь оно способно на познание сущности.
Платон вводит
следующую пропорцию: как сущность
относится к становлению, так
мышление относится к мнению; и
так же относятся познание к вере
и рассуждение к уподоблению.
Введением
в гносеологическое
учение Платона может
быть диалог «Теэтет».
Предмет диалога
— именно вопрос
о существе знания.
Речь идет не о том,
какие существуют
частные виды знания,
а о том, что
такое знание само
по себе [см. Теэтет, 146
Е].
Диалог
не дает положительного
ответа на вопрос, но
опровергает три несостоятельных,
с точки зрения Платона,
решения этого вопроса: 1)
взгляд, по которому
знание есть чувственное
восприятие, 2) взгляд,
по которому знание
— правильное мнение,
и 3) взгляд, по которому
знание — правильное
мнение «со смыслом».
Чтобы отвергнуть отождествление знания с чувственным восприятием, необходимо, по Платону, рассмотреть принципиальную основу этого отождествления. Основа эта — учение о безусловной текучести всего существующего и об его безусловной относительности. Опровергающие доводы Платона в первую очередь направлены против знаменитого тезиса Протагора о человеке как о мере всех вещей: «мерой» может быть только человек, уже владеющий знанием. Далее, против учения о безусловной текучести выдвигается возражение, согласно которому защитники этого учения лишены возможности точно указать, что именно движется: все ускользает от определения в вечном и безусловном потоке движения [см. там же]. Наконец, указывается,
[ 201 ]
что
— при безусловной
текучести — познание
невозможно еще и потому,
что посредством одних
лишь чувственных восприятий
невозможны умозаключения,
без которых не достигается
никакое знание о сущности.
Поэтому ответ на вопрос,
что такое знание, необходимо
искать в том, что получает
душа, когда осуществляет
рассмотрение сущего
сама по себе [см. Теэтет, 187
А]. Необходимое для
познания единство не
может быть найдено
в области чувственных
восприятий, так как
в этой области все течет
и все лишено твердой
определенности.
Таким образом, получается
вывод, что чувственному,
как текучему, должно
предшествовать нечто,
уже не текучее и не
чувственное, а потому
и знание не может быть
тождественно чувственному
восприятию.
Но
знание не может быть
и «правильным
мнением». Опровержению
этого утверждения посвящены
в диалоге страницы 187
А — 201 С.
Утверждение
это предполагает,
будто возможно не
только «правильное» (истинное)
мнение, но также
и 'мнение ложное. Но
Платон доказывает,
что тот, кто имеет
ложное мнение, не может
пребывать безусловно
во лжи: для него по крайней
мере нечто истинно (если
он знает, что его мнение
ложно) или даже все
истинно. (если он не
знает, что мнит ложно).
С другой стороны, из
предмета ложного мнения
также нельзя вывести
никакой лжи.
Наконец,
ложное мнение нельзя
представить и как такое
мнение о существующем,
которое мыслит его
Как другое существующее.
Для такого мышления
необходима различающая
и сравнивающая деятельность
рассудка, а так как
сравниваемые предметы
различены, то и при
этом условии ложь не
может возникнуть.
Итак,
ложное мнение невозможно.
Но тем самым мы
лишаемся возможности
говорить о соотносительном
с ним истинном
мнении, и, стало быть,
получается, что знание
нельзя определять как
«правильное мнение (alhqhV doxa)».
Но лжи вообще не может быть ни в каких ощущениях и ни в каких чувственных образах. Предвосхищая мысль, которую позднее разовьет в своих логических работах Аристотель, Платон доказывает, будто ложь впервые может явиться, только когда возникает вопрос ' о том, как следует соединять то, что мы ощущаем и
[ 202 ]
представляем,
с тем, что мы знаем.
Вообще никакое определение
лжи невозможно, если
ему не предшествует
определение самого
знания [см. Теэтет, 199
С — 200 D).
Итак,
ложное мнение невозможно.
Но знание нельзя определить
и просто как истинное
мнение независимо от
соотносительности
мнения истинного с
мнением ложным. Платон
обосновывает этот тезис,
сравнивая сообщение
истины с внушением
убеждения. Внушение
убеждения равносильно
внушению мнения. Такова
обычная цель речей
оратора или судьи. Если
при этом судья выскажет
правду, то внушаемое
им мнение, конечно,
будет и истинным. Но
это и значит, что знание
и правильное мнение
— не одно и то же.
Третья
теория утверждает,
будто знание —
не просто «истинное
мнение», а «истинное
мнение со смыслом».
Опровержению этой теории
посвящены в ..диалоге
страницы 201 С — 210 А.
Сначала Платон демонстрирует
примеры, из которых
как будто видно, что
одно «истинное мнение»
еще не дает знания и
что для возникновения
знания к истинному
мнению должно присоединиться
еще нечто — «смысл».
Так, отдельные звуки
с и о еще не образуют
слога со: чтобы возникло
знание слога, к простому
сочетанию звуков необходимо
должно присоединиться
предварительное осознание
их единства и целостности
в «эйдосе» («виде»)
слога. Однако если мы
теперь зададимся вопросом,
что же такое это соединение
элементов со смыслом,
то придется выяснить
само понятие смысла,
а это исследование
приведет к выводу, что
знание не может быть
определено и как «соединение
истинного мнения со
смыслом». Как бы ни
понимать «смысл» —
то ли как выражение
в слове («логос»), то
ли как перечисление
элементов, то ли как
указание на отличительный
признак, — во всех этих
случаях прибавка «смысла»
к «правильному мнению»
не создает и не может
создать знания.
Таким образом, знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быть отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат чувственных восприятий, а как предшествующее им условие. «Теэтет» подвел вплотную к мысли, что знание должно быть соединением чувственности и ума и что ум осмысливает элементы чувственного опыта. Предстояло далее показать, каким
[ 203 ]
образом
возможно объединение
различенных и отграниченных
друг от друга деятельностей
чувств и ума.
4. Философия Аристотеля:
метафизика, физика,
этика.
ученик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) из Стагиры. Будучи энциклопедически разносторонним (он занимал ся естественными науками, поэтикой, проблемами государственного устройства, являлся создателем логики и психологии), Аристотель известен, прежде всего, как философ. Его сочинения о вопросах природы названы «Физикой». Главный его труд — «Метафизика» — конспект его лекций, отредактированный учениками и названный так три века спустя комментатором Андроником Родосским, — посвящен исследованию первых причин и начал, постигаемых умозрением. У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophiaДелает возможным существование отдельной вещи четыре причины: формальная, материальная, действующая и финальная. Единичное бытие — сочетание формы и материи. Это и есть субстанция, содержание, выражающее активное и потенциальное начало. Форма первична и активна. Душа, как форма тела, в конечном итоге восходит к форме всех форм, к перводвигателю мира. Таким образом, космология сливается с теологией.
Познание,
по Аристотелю, начинается с ощущения,
с установления факта и уяснения его
причины, а заканчивается исследованием
самого факта и его сущности. Сущность
у него не число, как у Пифагора, не эйдос,
как у Платона, а единство формы и материи.
Этика рассматривается Аристотелем в
человеческом плане, а не божественной
воли, так что сам человек ответственен
за свою судьбу.
Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: