Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:48, контрольная работа
Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.
Введение 3
1. Философские идеи П. Чаадаева. 4
2. Славянофильство и западничество о путях развития России. 11
3. Философия В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева. 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Природа человека в его учении предстает в трех основных формах своего бытия: в форме мышления, чувства и деятельной воли. Эти три формы бытия составляют три "начала" общечеловеческой жизни с соответствующими им идеалами и предметами познания. Мышление имеет своим предметом объективную истину, чувство - объективную красоту, воля - объективное благо. В соответствии с этими “началами”общечеловеческой жизни выделяются и три сферы человеческого бытия: творчество, знание и деятельность. Творчество выражается как техническое или изящное художество, мистика; знание - как положительная наука, отвлеченная философия; практическая деятельность на материальном уровне предстает как экономическое общество, на формальном уровне - как политическое общество (государство), на абсолютном уровне - как духовное общество (церковь). Вот как Владимир Сергеевич описывает процесс восхождения мира к Богу. На низшей ступени этого процесса - эволюции природы - создаются предварительные ступени и условия единства мира. Таких ступеней пять: “царство минеральное, царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божие”. Эти ступени представляют собой ряд наиболее твердо определенных и характерных повышений бытия с точки зрения нравственно смысла. Процесс же духовного роста человечества описывается им так: “ ...природное человечество посредством своей деятельности совершенствует свою жизнь и на определенном этапе возвышается до идеи безусловного совершенства. Человечество духовное или от Бога рожденное не только понимает умом, но принимает сердцем и делом это безусловное совершенство как действительное начало всего того, что должно быть во всем, и стремится осуществить его до конца или воплотить в жизни всего мира”. И далее, ” для того чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо прежде всего должно быть, затем он должно быть живым, потом - быть сознательным, далее - быть разумным и, наконец, - быть совершенным.” Эта теория заключает в себе все достижения естествознания, объясняя их и давая ясную перспективу их исследования. Вся система Владимира Соловьева – это собрание всех направлений философской мысли, объединение их на новом, более высоком уровне. Идея всеединства – центральная идея философии В. Соловьева. В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а“гносеология” – учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу. Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н. Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”. В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики. Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в праве на существование, по словам Н. Бердяева он “все оправдывает и все обосновывает, всему находит место”. Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного кризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество, сознание.
Заключение
Своеобразие развития философии
в России связано прежде всего
с тем, что здесь меньшее место
было уделено проблемам гносеологии,
познанию в целом и пр., а на
первый план выходит социально-
Период конца XVIII-XIX в., который А.И. Введенский называет временем "господства немецкого идеализма", характерен наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские кружки, разрабатывающие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).
Список использованной литературы
1 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. – С.32.
2 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. – С.36.
3 Зеньковский В.Н. История русской философии. Т.1. Л., 1991. - С. 118.
4 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. – С.32.
5 Зеньковский В.Н. История русской философии. Т.1. Л., 1991. - С. 111-113.