Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:55, контрольная работа
Человек отличается от всех остальных существ, тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит свою собственную жизнь, индивидуально, ориентируясь на своё личное решение вопроса о том, что есть благо. В этой связи можно сказать, что специфика человеческого бытия как раз и состоит в ценностном отношении к миру.
Введение.
1. Понятие и природа ценностей. Основные теории ценностей.
2. Роль социальных ценностей в социализации личности.
3. Каковы основные социальные ценности современного Российского общества? Выразите свое отношение к ним с точки зрения ваших собственных ценностных ориентаций.
Заключение.
Список используемой литературы.
Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Ценности – средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей – средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие и менее общие, экологические, экономические, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.
Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы ее социализации.
Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.
Особенностью системы нравственных ценностей является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее его состояния. Целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается система, иерархия ценностей.
Общественная потребность в новой системе ценностей появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в моральном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих моральных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.
Таким образом, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.
Перемены, произошедшие
за последние десять лет в сфере
государственного устройства и политической
организации российского
Обращает внимание весьма высокая и стабильная приверженность населения таким традиционным для любого современного общества ценностям, как семья, человеческое общение, свободное время. В то же время интерес к более поверхностной, «внешней» сфере жизни – политике, возрос более чем на треть. Вполне объяснимо и то, что для преобладающей части населения в сегодняшней кризисной социально-экономической ситуации большое значение имеет работа: это основной источник материального благополучия и возможности реализовывать интересы в других сферах.
Несколько неожиданным, на первый взгляд, представляется лишь взаимоположение в иерархии ценностей религии и политики: ведь на протяжении семи с лишним десятилетий советской истории в стране активно культивировался атеизм и "политическая грамотность". Да и последнее время российская история была ознаменована, прежде всего, бурными политическими событиями и страстями. Поэтому неудивителен и некоторый рост интереса к политике и политической жизни.
Можно отметить данные, свидетельствующие о достаточно низкой оценке понятия «справедливость» в таких группах, как предприниматели, директора, чиновники. Очевидно, что представителям «частного сектора» слово «справедливость» напоминает о прошлом, где справедливым считалось все, что направлено против частной собственности и собственников, а также о том настоящем, где они облагаются непомерными налогами.
То же происходит и с идеей равенства: как ценность она оказывается на «периферии». Хотя понимание равенства как ориентации на общество равных возможностей в целом по населению в три раза больше, чем понимание его как уравнительности. Но условия рынка не предусматривают фактического равенства. Например, равенство перед рынком предполагает равенство стартовых возможностей каждого нового поколения, однако это невыполнимо, более того, законы рынка способствуют углублению неравенства от поколения к поколению. Это должно тем более сказываться в России, где нет традиции раннего обретения самостоятельности, и экономическая зависимость «детей» от «отцов» очевидна.
Однако просматривается
некоторые положительные
Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений – сохранить и приумножить их.
Такие неотъемлемые для демократического общества ценности, как свобода и собственность, еще не достаточно актуализировались в сознании россиян. Соответственно, идеи свободы и политической демократии не пользуются особой популярностью. Действительно, прежние идеи и ценности претерпели изменения и потеряли свой прежний бытийный смысл. Но ценностная система, свойственная современным обществам, еще не сформировалась. В этом и заключается ценностный конфликт. Отчасти это происходит из-за непоследовательной деятельности власти. Тяжелое психо – эмоциональное состояние россиян накладывается на их убеждение в том, что представители власти сами не соблюдают никаких законов и именно за счет этого в России царит правовой беспредел. Такое положение приводит, с одной стороны, к распространению правового нигилизма и ощущения вседозволенности, а с другой, провоцирует высокий спрос на законность как простейшую потребность.
Ценности – это глубинные основы общества, то насколько однородны или однонаправлены они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом.
Список используемой литературы:
1. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 1 – 4 – е изд., перераб. и доп. – М., 1998 – 2008.
2. Философия. Ч. II. Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1997.
3. Социальная философия: Учебник /Под ред. проф. В.С. Барулина. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
4. «Личность как субъект нравственной активности». Зотов Н.Д. – Томск, 1984.
5. «О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности». Л.Н. Антилогова./»Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
6. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра – М, 2009.