Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:13, контрольная работа
Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой же стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Филиал в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная работа №1
Студентка |
Буряк Татьяна Алексеевна |
Специальность |
Банковское дело |
Образование
№ личного дела |
Первое высшее
11ФЛД11835 |
Группа |
1БЭу-1 |
Преподаватель |
Воробьева Марина Ивановна |
|
Вариант 2
1.Охарактеризуйте функции языка.
Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой же стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности.
Язык –это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.
Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие базовые функции языка – коммуникативная и когнитивная, имеющие разновидности, т. е. функции более частного характера.
Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспечивать общение . Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может выполнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления человека; поэтому возможен обмен информацией, знаниями, опытом.
Из этого
неизбежно следует вторая основная
функция языка – когнитивная (
Помимо перечисленных язык выполняет еще ряд функций:
• фатическая (контакто-устанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т. п.). Общение происходит ради общения и в основном неосознанно (реже – сознательно) направлено на установление или поддержание контакта. Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом такое общение стандартно и минимально информативно. Стандартность, поверхностность фатического общения помогают устанавливать контакты между людьми, преодолевать разобщенность и некоммуникабельность;
• эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;
• конативная – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием.
апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);
• аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании. Эта функция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка);
• метаязыковая (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке;
• эстетическая – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.
Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, общается с другими людьми.
2. Дайте определение
языка.
Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.
Научный стиль существует преимущественно
в письменной монологической речи. Его жанры — научная
статья учебная литература, монография, школьн
Деловой стиль используется
для сообщения, информирования в официальной
обстановке (сфера законодательства, делоп
Этот стиль существует чаще в
письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. В
Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.
Основная функция официально-
Публицистический
стиль служит для воздействия на людей
через средства массовой информации. Он встречается
в жанрах статьи, очерка, репорта
Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.
Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).
Задача - сообщить информацию о жизни страны, воздействовать массы, сформировать определенное отношение к общественным делам.
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т. д.
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
3. Рассмотрите такие фигуры речи, как антитеза, риторическое
обращение, риторический вопрос.
Антите́за — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
— Пушкин А. С. Евгений Онегин. Глава 2
Ритори́ческий
вопро́с — риторическая фигура, представляющая
собой вопрос, ответ на который заранее
известен, или вопрос, на который даёт
ответ сам спросивший. Также риторическим
вопросом можно считать вопрос, ответ
на который крайне очевиден. В любом случае
вопросительное высказывание подразумевает
вполне определённый, всем известный ответ,
так что риторический вопрос, фактически,
представляет собой утверждение, высказанное
в вопросительной форме.
Риторический вопрос применяется для
усиления выразительности той или иной
фразы. Характерной чертой этих оборотов
является условность, то есть употребление
грамматической формы и интонации вопроса
в случаях, которые, по существу, её не
требуют.
Риторический вопрос, так же как риторическое
восклицание и риторическое обращение,
— своеобразные обороты речи, усиливающие
её выразительность. Отличительной чертой
этих оборотов является их условность,
то есть употребление вопросительной,
восклицательной и т. д. интонации в случаях,
которые по существу её не требуют, благодаря
чему фраза, в которой употреблены эти
обороты, приобретает особо подчёркнутый
оттенок, усиливающий её выразительность.
Так, риторический вопрос представляет
собой, в сущности, утверждение, высказанное
лишь в вопросительной форме, в силу чего
ответ на такой вопрос заранее уже известен,
например:
Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
— Жуковский В. А.
Риторическое
обращение — стилистическая фигура: обращение,
носящее условный характер. В риторическом
обращении главную роль играет не текст,
а интонация обращения. Риторическое обращения
часто встречается в монологах. Главная
задачей риторического обращения является
стремление выразить отношение к тому
или иному лицу либо предмету, дать ему
характеристику, усилить выразительность
речи. Риторическое обращение никогда
не требует ответа и не несет в себе вопрос.
Риторическое обращение, так же как риторическое
восклицание и риторический вопрос, —
своеобразные обороты речи, усиливающие
её выразительность. Отличительной чертой
этих оборотов является их условность,
то есть употребление вопросительной
или восклицательной интонации в случаях,
которые по существу её не требуют, благодаря
чему фраза, в которой употреблены эти
обороты, приобретает особо подчёркнутый
оттенок, усиливающий её выразительность.