Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:23, реферат
Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень познания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции.
1. Ведение…………………………………………………………………….3
2. Общественное сознание - главный элемент духовной сферы общества…………………………………………………………………………5
1) Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия……………………………………………………5
2) Структура общественного сознания: его уровни, функции и формы……………………………………………………………………………..7
3) Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе…………………………………………………………………10
4. Список литературы………………………………………………….…11
Федеральное агентство по образованию
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине Философия
Тема 13. Общественное сознание –
главный элемент духовной
сферы общества.
Специальность: менеджмент
1. Ведение……………………………………………………
2. Общественное
сознание - главный элемент духовной сферы
общества…………………………………………………………
1) Духовная
реальность как составная
2)
Структура общественного
3) Каково
соотношение общественной
4. Список
литературы………………………………………………….
Введение.
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения обьективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: сознание - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом, сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Развитие
сознания предполагает, прежде всего,
обогащение его новыми знаниями. Познание
вещей имеет разные уровни проникновения
и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
философское, научное, и.т.д. осознание
мира, а также чувственный и рациональный
уровень познания. Ощущения, понятия, восприятия,
мышление образуют ядро сознания. Но они
не исчерпывают всей структурной полноты
сознания: оно включает в себя и акт внимания
как свой необходимый компонент. Именно
благодаря сосредоточенности внимания
определенный круг объектов находится
в фокусе сознания. Воздействующие на
нас предметы, события вызывают у нас не
только познавательные образы, но и эмоции.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человека включает в себя собственно чувства,
настроение, или эмоциональное самочувствие
и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства,
эмоции суть компоненты сознания Сознание
не ограничивается познавательными процессами,
направленностью на объект, эмоциональной
сферой. Наши намерения претворяются в
жизнь благодаря усилиям воли. Однако
сознание - это не сумма множества составляющих
его элементов, а их интегральное сложно-структурированное
целое.
Духовная
реальность как составная
часть и отражение
общественного бытия.
Ссылаясь каждый раз на различные определения сознания, тем более оно становится ясным. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
По
своей материальной природе нервно-
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформтровалась способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить себе и его результат, и способ осуществления и средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и разделение трудовых действий между его участниками, что возможно только если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели.
Язык
так же древен, как и сознание. Биологической
предпосылкой существования человеческой
речи послужили мимико-жестикулярные
и звуковые средства взаимного общения
высших животных. Развитие труда по необходимости
способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей явилась потребность
что-то сказать друг другу. Потребность
содала орган – соответствующее строение
мозга и периферического речевого аппарата.
Физиологический механизм образования
речи – условно-рефлекторный: произносимые
в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые
жестами, сочетались в мозгу с соответствующими
предметами и действиями, а затем – с идеальными
явлениями сознания. Посредством языка
происходит переход от восприятий и представлений
к понятиям, протекает процесс оперирования
понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое
единство.
Структура
общественного сознания: его уровни,
функции и формы.
Сознание структурно-организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Сознание также включает в себя и акт внимания. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память – также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, сознание – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.
Общественное сознание – это взгляды, представления , идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы сознания.(философский словарь).
Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей).
Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,
Гносеологический аспект общественного сознания предполагает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их разграничения - степень проникновения в сущность явлений).
Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим знанием.
Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.
Если
к структуре общественного
Формы
общественного сознания философия,
политика, право, нравственность, эстетическое
сознание, религиозное сознание и наука.
Все, кроме философии, формы общественного
сознания можно с некоторой долей условности
разделить на два цикла. К первому относятся
политика, право и этика — в их основе
лежит единый смысловой стержень, связанный
с выяснением различных модификаций исходного
отношения между субъектами (это взаимоотношения
между людьми — этика: между человеком
и обществом — право; между различными
социальными группами, вплоть до целых
государств,— политика). Ко второму циклу
относятся эстетика, религия (или атеизм),
а также наука. Общим стержнем здесь является
исходное отношение «субъект — объект»,
то есть многообразные формы отражения
человеческим сознанием его сложных взаимоотношений
с миром. Граница между указанными циклами
условна, особенно между этическими и
эстетическими категориями.