Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:22, контрольная работа
Философия – это наука о всеобщем, всеобщих связях природы, общества и мышления, о мире в целом. В отличие от конкретных наук она ставит и решает коренные вопросы бытия мира и человека: что такое мир, сотворен ли он кем-то или пребывает вечно; что такое человек в этом мире и каково его место в единой картине явлений; как дух соотносится с материей и существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы; в каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении; какова природа человеческого разума и способен ли человек познать окружающий мир и самого себя; что такое истина и заблуждение; есть ли направленность в развитии человеческой истории и в чем ее сокровенный смысл и т.д
1 Проблемы и функции философии
2 Античная философия
3 Философские концепции антропосоциогенеза
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1 Проблемы и функции философии
2 Античная философия
3 Философские концепции антропосоциогенеза
Список использованной литературы
1. Проблемы и функции философии
Философия – это наука о всеобщем, всеобщих связях природы, общества и мышления, о мире в целом. В отличие от конкретных наук она ставит и решает коренные вопросы бытия мира и человека: что такое мир, сотворен ли он кем-то или пребывает вечно; что такое человек в этом мире и каково его место в единой картине явлений; как дух соотносится с материей и существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы; в каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении; какова природа человеческого разума и способен ли человек познать окружающий мир и самого себя; что такое истина и заблуждение; есть ли направленность в развитии человеческой истории и в чем ее сокровенный смысл и т.д.
В ряду перечисленных выше особое место занимает вопрос об отношении человека к миру и мира к человеку. Его можно назвать универсальной, основной проблемой философии в том смысле, что все философские системы, школы, направления, независимо от их исходных посылок, так или иначе решают или касаются его [1, c. 15].
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.
Прежде всего – это
мировоззренческая функция, которая
связана с абстрактно-
Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.
Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.
Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.
С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п.
Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.
2. Античная философия
На протяжении VI-IV вв. до н. э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется. И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.
Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присущи следующие общие черты:
1) не порвав до конца
с мифологией, греческие мыслители
отводили богам второстепенное
место и пытались объяснить
мир из него самого. Иными словами,
они положили начало развитию
материалистических взглядов и
представлений, правда, материализм
у них носил во многом наивный
характер, многие положения не
были подкреплены данными
2) большое внимание греческие
философы уделяли развитию
Наряду с материалистическими взглядами, в то время получили определенное развитие и идеалистические учения. В начале 5 в. до н. э. против материалистических взглядов и представлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего считали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в дальнейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. Наиболее крупными идеалистами Древней Греции были Сократ (469-399 до н. э. ) и его ученик Платон (427-347 гг. до н. э. ), создавшие целую систему объективного идеализма.
На протяжении всего развития философии шли споры между представителями материализма и идеализма, и начало этой борьбе мнений было положено в трудах Демокрита и Платона.
Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия привело к тому, что античные мыслители развивали логику, чтобы умело доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рассуждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах Аристотеля (384-322 гг. до н. э. ), стало одним из важнейших достижений античной философии [3, с. 18].
3. Философские концепции антропосоциогенеза
По своей сущности человек является социальным существом, в то же время он – часть природы. Биологическое и социальное в природе человека находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как о существе биосоциальном.
С биологической точки зрения развитие
человека обусловлено его генотипом
– наследственностью – и
Однако решающее значение при формировании характера человека и его личности в целом имеет фактор воспитания, окружающая его среда, особенно в первые два десятилетия жизни.
Личность – это «сгусток», отпечаток совокупности общественных отношений, в которые вступает человек на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности получил название «социализация». Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни.
В современных взглядах на природу человека получает все большее распространение теория генно-культурной коэволюции. Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой.
Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой – он является частью природы, животного мира.
Антропосоциогенез – это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замены их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные формы. Антропосоциогенез – процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека.
В соответствии с биологическими законами развитие индивида повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация».
Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах:
1) управление инстинктами (социальные запреты – табу, напр. «не убий», возникновение семьи и частной собственности);
2) целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование являются главной отличительной чертой человека от мира животных);
3) антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное – головного мозга);
4) развитие сознания (человеческое сознание – это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач) [4, с. 44].
Список использованной литературы