Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:40, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. В ней нашли свое продолжение идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии.
Как уже говорилось,
в философии Гегеля необходимо различать
метод исследования и систему, в соответствии
с, которой не только излагается, но и структурируется
материал. Метод, по словам Гегеля, «есть
движение самой сути дела», сознание «внутреннего
самодвижения содержания» Он у Гегеля
носит диалектический характер, являясь
наиболее общим выражением противоречивого
развития мира. Диалектический метод,
его принципы и категории разработаны
главным образом в первой части его системы.
Система — это избранный философом порядок
изложения материала, связь логических
категорий, общее построение всего философского
здания. В отличие от метода, который определяется
главным образом объективным содержанием
мира, система во многом несет черты авторского
произвола. Главным принципом структурного
построения выступает триада, в чем мы
могли убедиться. В ней есть рациональный
смысл (выражение диалектического закона
отрицания отрицания). Однако Гегель формализует
этот принцип и нередко использует как
шаблон, которому вынужден подчиняться
конкретный материал. Поэтому многие переходы
категорий носят произвольный, искусственный
характер. Например, последняя триада
в системе: искусство — религия — философия.
Обосновать логическую связь между ними,
показать, что философия есть синтез, единство
искусства и религии — эта задача осталась
неразрешенной. Гегель просто декларирует,
но не обосновывает эту конструкцию.
Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители
обратили внимание на противоречие между
методом и системой в философии Гегеля.
Сам дух диалектического
метода противоречит формализованной
консервативной системе. Это противоречие
нельзя отнести к числу диалектических,
это противоречие доктрины, которое запрещается
как формальной, так и диалектической
логикой. У Гегеля получается парадоксальная
картина: диалектика с ее борьбой противоположностей,
духовный и исторический прогресс фактически
обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем,
ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса
достигнута. Диалектический метод не может
для Гегеля служить орудием критического
осмысления и преобразования действительности.
Чтобы он стал таковым, надо отбросить
консервативную систему гегелевской философии.
В объем понятия «классическая немецкая
философия» входят философские системы
Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.
Созданные за сравнительно короткий исторический
срок и образуя преемственный ряд, эти
системы обладают некоторыми общими признаками.
К их числу относится, во первых, развитие
диалектики не только как способа критики
«чистого разума» (Кант), но и как универсального
метода познания и целостной системы логических
категорий. Во-вторых, применение; диалектического
метода к историческому процессу, попытки
сформулировать законы общественного
развития, правда, на базе объективного
идеализма. В-третьих, вера в исторический
прогресс, в плодотворность научного,
в том числе философского познания. И,
наконец, гуманизм, глубокое уважение
к человеку, который выступает как цель,
а не средство (Кант) и как универсальный
предмет философии (антропологический
материализм Фейербаха).
Классическая немецкая философия наложила
заметный отпечаток на последующий ход
развития мировой философской мысли. Она
послужила теоретическим источником формирования
философских взглядов Маркса и Энгельса,
Герцена и Чернышевского. На ее базе возникли
влиятельные философские школы неокантианства
и неогегельянства, расцвет деятельности
которых падает на последнюю треть XIX и
первую треть XX столетий.
Заключение
В объем понятия
«классическая немецкая философия»
входят философские системы Канта, Фихте,
Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные
за сравнительно короткий исторический
срок и образуя преемственный ряд, эти
системы обладают некоторыми общими признаками.
К их числу относится, во-первых, развитие
диалектики не только как способа критики
«чистого разума» (Кант), но и как универсального
метода познания и целостной системы логических
категорий. Во-вторых, применение диалектического
метода к историческому процессу, попытки
сформулировать законы общественного
развития, правда, на базе объективного
идеализма. В-третьих, вера в исторический
прогресс, в плодотворность научного,
в том числе философского познания. И,
наконец, гуманизм, глубокое уважение
к человеку, который выступает как цель,
а не средство (Кант) и как универсальный
предмет философии (антропологический
материализм Фейербаха).
Классическая немецкая философия наложила
заметный отпечаток на последующий ход
развития мировой философской мысли. Она
послужила теоретическим источником формирования
философских взглядов Маркса и Энгельса,
Герцена и Чернышевского. На ее базе возникли
влиятельные философские школы неокантианства
и неогегельянства, расцвет деятельности
которых падает на последнюю треть XIX и
первую треть XX столетий.
Список литературы