Категории диалектики: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:18, реферат

Краткое описание

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

Оглавление

Категории диалектики: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность 3
1. Причина и следствие. 4
2. Необходимость и случайность. 6
3. Возможность и действительность. 8

Файлы: 1 файл

Категории диалектики.docx

— 29.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Категории диалектики: 
причина и следствие, 
возможность и действительность, 
необходимость и случайность»

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Категории диалектики: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность

 

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

  1. Причина и следствие.

Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной второе следствием. Бывают связи вида: причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие а следствие влияет на причину.

Основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех  явлений. Причинная  связь  или  причинное  отношение является отношением между  двумя  явлениями,  событиями,  одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение причинения можно  определить  как  такую  генетическую  связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при  наличии определенных условий с необходимостью порождает,  вызывает  к  жизни  другое явление, называемое следствием.

За признанием всеобщности причинности в  силу  его  субстанционального характера стоит старая философская максима: «Ничто не  может  возникнуть  из ничего или превратиться в ничто».

Утверждение о всеобщем  характере  причинной  обусловленности  явлений обычно называется принципом причинности. Возможны различные его формулировки. К примеру: « Всякое изменение в  состоянии  какого  бы  то  ни было материального тела может быть вызвано только материальным воздействием, определенным материальным процессом».

Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции  детерминизма, он составляет его основу. (Те же функциональные зависимости,  как,  к  примеру, день  и  ночь,  радиус  круга  и  его  площадь,   имеют своим основанием определенную причину).

Имеются следующие виды цепей причинения :

1) Однолинейные  цепи причинения. В них одно  и то же явление  выступает причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом.

2) Цепи причинения  двулинейные с обратной связью. Пример – работа

холодильника. С повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающий холодильную установку, которая приводит температуру к нужной величине.

3) Разветвляющиеся  цепи причинения.

Совокупность  однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может дать сеть причинения.

Причинная сеть – это такое отношение  между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них  многократно  (но  в  разных  отношениях) выступает и причиной и следствием.

Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный  комплекс (тело, вещь, систему и пр.),  способный  в  свою  очередь  на  новом  уровне отношений выступать как причина.

Итак, основой детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные цепи; цепи причинения могут формировать  причинные сети; причинные сети могут формировать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом структурном уровне организации  материи.

 

  1. Необходимость и случайность.

Необходимой называют такую однозначную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие.

Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, но оно не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Философский детерминизм предполагает существование объективной необходимости. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма  требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности.  Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности  материальных  систем,  процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а  не  иначе.

Пример –  развитие  организма  человека,  прохождение  человеком  нескольких последовательных стадий. “Необходимость” это то,  чего  нельзя  обойти,  что “не-обойти”. Случайность же –  то,  что  имеет  основание  и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не  из  главных  связей  и отношений, а из  побочных,  что  может  быть,  а  может  и  не  быть,  может произойти так, но может произойти и по другому.

Традиция  анализа  взаимосвязи,  существующей  между  случайностью  и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно  выделить  несколько  моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первый  момент  связан  с  пониманием   категорий   необходимости   и случайности, как парных категорий,  между  которыми  имеет  место  отношение диалектического противоречия: они предполагают  друг  друга,  не  существуют друг без друга и вместе с тем  отрицают  друг  друга.  Ни  случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде.

Второй важный момент связан с характеристикой  случайности  как  формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает  себе  дорогу  через массу случайностей.

Третий момент  в  диалектике  необходимости и случайности  связан  с пониманием случайности как дополнение необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование.  Познание  сущности  и  закона  одновременно являются и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений. Но каждый представитель этого класса наряду со  всеобщими имеет и индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется случайностью. Полное знание о том или ином объекте будет  достигнуто  только в том  случае,  когда  знание  необходимых  черт  предмета  будет  дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование  дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения  возможности в действительность в ходе этого процесса.

  1. Возможность и действительность.

Возможность (вероятность) – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны: то, что является случайностью в одном случае является необходимостью в другом. Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности,  вся  совокупность  налично  существующих  явлений,  взятых  в единстве с их сущностью. На  последний  момент  в  характеристике  категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что ”действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего более узком и специфическом  смысле  слова  под  действительностью  понимают конкретное бытие отдельного объекта в  определенное  время,  в  определенных условиях; действительность отдельного конкретного  материального  объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность – это такое состояние (или такая ситуация), когда  имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует  другая  их  часть,  или когда детерминирующие  факторы  недостаточно  зрелы,  чтобы  возникло  новое явление.

Каждая  материальная  основа,  природная  или социальная, сначала существует потенциально, а  затем  может  стать  действительностью. С этой точки зрения развитие  представляет  собой  бесконечный  процесс  реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).

Обратимой возможностью называется такая  возможность,  с  превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример – превращение жидкого состояния  воды  в  газообразное.

Необратимой  называется  такая  возможность,  с   превращением   которой в действительность первоначальная действительность становится  невозможностью. Пример – смерть человека.

Абстрактные возможности – это возможности, для осуществления  которых на  данной  стадии  не  могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при  достижении  материальным  образованием более высокой стадии развития.

Конкретная возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.

Для превращения возможности  в  действительность  необходимо  действие объективных законов, которые  задают  спектр  возможных  тенденций  развития предмета, и  формирования  определенных  условий  для  реализаций  одной  из возможностей.

Для количественной оценки  возможности  в  науке  разработано  понятие вероятности. На базе научных представлений о вероятности  в  настоящее время формируется философское понятие вероятности.

Вероятность—это   количественная   мера   возможности.   Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность;  она  определяет степень  близости возможности к осуществлению, к действительности.

Вероятность указывает  на  величину  основания   возможности   в   реальной действительности.

Диалектическое понимание взаимосвязи  возможности  и  действительности имеет большое  значение  для  познавательной  и  практической  деятельности человека.  В  познании  отражается  не  только  действительность,  но  и  те возможности, которые в ней коренятся. Именно знание возможностей  и  условие их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что  в  свою  очередь  позволяет  науке  опережать практику и объяснять цело  полагающий  характер  человеческой  деятельности.

Информация о работе Категории диалектики: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность