Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:44, реферат
Основная функция науки как сферы человеческой деятельности - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Систему наук условно можно разделить на естественные, гуманитарные, общественные и технические науки. Соответственно объектами изучения науки являются природа, нематериальные аспекты деятельности человека, общество и материальные аспекты деятельности человека и общества. Наука отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..…….2
1. Неравномерность развития науки. Понятие научной революции…………………….……..3
2. Логико-методологическая концепция Карла Поппера………………………………………..…….4
3. Теория научных революций Т.Куна………………………………………………………………………..……6
4. Методология исследовательских программ И.Лакатоса……………………………………..……9
5. Эволюционная модель развития науки Стивена Тулмина…………………………………..…..11
6. Теория фазовых переходов Э.Эзера…………………………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
Как
это видно из вышеизложенного, научные
революции, или фазовые переходы
в процессе развития науки имеют
несколько истоков. Во-первых не стоит
сбрасывать со счетов случайный фактор.
Некоторые революционные открытия произошли
незапланированно. В качестве примера
можно привести открытие радиоактивности
Беккерелем. Во-вторых, несмотря на критику
модели развития науки Куна, имеет место
личностный фактор, по значимости сопоставимый
с ролью личности в истории. Этот фактор,
может быть как иррациональным по своей
природе, так и вполне объяснимым рационально.
Человек много думающий над той или иной
проблемой, рано или поздно приходит к
её решению. Кроме того, даже Поппер считает,
что окончательное решение о правильности
теории принимается директивно, либо конвенционно. В
третьих, можно сказать, что научные революции,
как и всякие другие революции не происходят
на пустом месте. Помимо случайного или
личностного фактора должны быть объективные
предпосылки, своего рода потенциал причин,
дестабилизирующий существующее положение
вещей в том или ином научном направлении.
Этим объективным фактором служат факты
и наблюдения, противоречащие доминирующей
на тот момент теории. Именно они приводят
к фальсификации этой теории, к кризису
научного направления. И именно этот фактор
является необходимым и основополагающим
для научной революции. А каковы последствия
научных революций? Очевидно, что происходит
смена доминирующей в научном направлении
теории на более совершенную и учитывающую
все известные на тот момент факты и позволяющую
предсказывать появление тех или иных
фактов в будущем. Следовательно последствия
научных революций следует рассматривать
в этом ключе. Появление или изменения
некоторых теорий могут привести, во-первых,
к появлению на свет научного направления
или целой научной дисциплины. Открытие
Беккереля привело к рождению ядерной
физики, радиохимии и радиационной химии,
внесло массу полезных методов исследования
в другие науки. Появление теории наследования
признаков Менделя привело к созданию
генетики. Во-вторых, появление той или
иной теории может закрыть научное направление
(что бывает крайне редко). Появление законов
механики, а затем законов термодинамики
и, главное, закона сохранения энергии,
сделало бессмысленным поиск “вечного
двигателя”. Самым же главным последствием
научной революции является уточнение
знаний об окружающей действительности
и, следовательно, приближение к истинной
картине мира. Таковы последствия научных
революций в гносеологическом аспекте.
Каковы же социальные последствия? Что
научная революция значит для общества?
Ответы на эти вопросы, в первую очередь
лежат в практическом применении достижений
науки. Об этом можно говорить много, но,
к сожалению, это выходит за рамки данной
темы, поскольку это скорее вопрос о влиянии
науки вообще на развитие общества. Что
же касается научных революций, то они,
несомненно, способствуют росту авторитета
науки в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика и современность., М., Наука, 1991
2. К.Поппер, Логика и рост научного знания, М., 1983
3. В.А.Лекторский,
Рациональность, критицизм и принципы
либерализма (взаимосвязь
4. Э.Эзер, Динамика
теорий и фазовые переходы//
5. Т.Кун, Структура научных революций, М., Прогресс, 1977
6. С.Р.Микулинский,
Л.А.Маркова, Чем интересна
7. И.Лакатос,
Методология научных
8. Ст.Тулмин, Человеческое понимание, М., Прогресс, 1984
Информация о работе Каковы философские последствия научной революции 17 века