Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:44, реферат
Основная функция науки как сферы человеческой деятельности - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Систему наук условно можно разделить на естественные, гуманитарные, общественные и технические науки. Соответственно объектами изучения науки являются природа, нематериальные аспекты деятельности человека, общество и материальные аспекты деятельности человека и общества. Наука отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..…….2
1. Неравномерность  развития науки. Понятие научной  революции…………………….……..3
2. Логико-методологическая  концепция Карла Поппера………………………………………..…….4
3. Теория  научных революций Т.Куна………………………………………………………………………..……6
4. Методология  исследовательских программ И.Лакатоса……………………………………..……9
5. Эволюционная  модель развития науки Стивена  Тулмина…………………………………..…..11
6. Теория  фазовых переходов Э.Эзера…………………………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
     Как 
это видно из вышеизложенного, научные 
революции, или фазовые переходы 
в процессе развития науки имеют 
несколько истоков.        Во-первых не стоит 
сбрасывать со счетов случайный фактор. 
Некоторые революционные открытия произошли 
незапланированно. В качестве примера 
можно привести открытие радиоактивности 
Беккерелем.         Во-вторых, несмотря на критику 
модели развития науки Куна, имеет место 
личностный фактор, по значимости сопоставимый 
с ролью личности в истории. Этот фактор, 
может быть как иррациональным по своей 
природе, так и вполне объяснимым рационально. 
Человек много думающий над той или иной 
проблемой, рано или поздно приходит к 
её решению. Кроме того, даже Поппер считает, 
что окончательное решение о правильности 
теории принимается директивно, либо конвенционно.          В 
третьих, можно сказать, что научные революции, 
как и всякие другие революции не происходят 
на пустом месте. Помимо случайного или 
личностного фактора должны быть объективные 
предпосылки, своего рода потенциал причин, 
дестабилизирующий существующее положение 
вещей в том или ином научном направлении. 
Этим объективным фактором служат факты 
и наблюдения, противоречащие доминирующей 
на тот момент теории. Именно они приводят 
к фальсификации этой теории, к кризису 
научного направления. И именно этот фактор 
является необходимым и основополагающим 
для научной революции.      А каковы последствия 
научных революций? Очевидно, что происходит 
смена доминирующей в научном направлении 
теории на более совершенную и учитывающую 
все известные на тот момент факты и позволяющую 
предсказывать появление тех или иных 
фактов в будущем. Следовательно последствия 
научных революций следует рассматривать 
в этом ключе. Появление или изменения 
некоторых теорий могут привести, во-первых, 
к появлению на свет научного направления 
или целой научной дисциплины. Открытие 
Беккереля привело к рождению ядерной 
физики, радиохимии и радиационной химии, 
внесло массу полезных методов исследования 
в другие науки. Появление теории наследования 
признаков Менделя привело к созданию 
генетики. Во-вторых, появление той или 
иной теории может закрыть научное направление 
(что бывает крайне редко). Появление законов 
механики, а затем законов термодинамики 
и, главное, закона сохранения энергии, 
сделало бессмысленным поиск “вечного 
двигателя”. Самым же главным последствием 
научной революции является уточнение 
знаний об окружающей действительности 
и, следовательно, приближение к истинной 
картине мира.  Таковы последствия научных 
революций в гносеологическом аспекте. 
Каковы же социальные последствия? Что 
научная революция значит для общества? 
Ответы на эти вопросы, в первую очередь 
лежат в практическом применении достижений 
науки. Об этом можно говорить много, но, 
к сожалению, это выходит за рамки данной 
темы, поскольку это скорее вопрос о влиянии 
науки вообще на развитие общества.  Что 
же касается научных революций, то они, 
несомненно, способствуют росту авторитета 
науки в обществе.  
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика и современность., М., Наука, 1991
2. К.Поппер, Логика и рост научного знания, М., 1983
3. В.А.Лекторский, 
Рациональность, критицизм и принципы 
либерализма (взаимосвязь 
4. Э.Эзер, Динамика 
теорий и фазовые переходы//
5. Т.Кун, Структура научных революций, М., Прогресс, 1977
6. С.Р.Микулинский, 
Л.А.Маркова, Чем интересна 
7. И.Лакатос, 
Методология научных 
8. Ст.Тулмин, Человеческое понимание, М., Прогресс, 1984
Информация о работе Каковы философские последствия научной революции 17 века