Этическая теория Иммануила Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль и нравственность. С трехсотых годов до н. э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс. Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности, и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Кант – философ свободы……….……………………………………………...5
2. Принципы построения этики…………………………………………………..6
3. Этика долга………………………………………………………..……………9
4. Царство свободы………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

реферат Этическая теория Иммануила Канта.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки РФ

Краснодарский Муниципальный Медицинский

Институт  Высшего Сестринского Образования 
 

Кафедра _________________

_________________________

_________________________

_________________________ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Этическая теория Иммануила Канта» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 1 курса 2 группы ЗФО

Палян Гаянэ  Самвеловна 

Проверил:

Д.и.н., профессор

Арутюнов  Эрик Каренович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар, 2009 - 2010 гг.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Кант – философ  свободы……….……………………………………………...5

2. Принципы построения  этики…………………………………………………..6

3. Этика долга………………………………………………………..……………9

4. Царство свободы………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     "Среди  наших понятий  … понятие нравственности  важнее".

                                                                          И. Кант

     Этика является одной из  древнейших философских дисциплин,  объектом изучения которой служат мораль и нравственность. С  трехсотых  годов  до  н. э., когда этику впервые  обозначили  как  особую  область  исследования,  до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает.  В  разное время к проблемам этики обращались такие философы, как  Аристотель,  Спиноза,  Кант, Маркс. Среди философских трактатов по этике  особенно  выделяются  труды  И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась  вершиной  философии  морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант  уделил  наибольшее внимание  нравственности,  и  его   этическая   концепция,   последовательно развитая в целом  ряде  специальных  трудов,  была  наиболее  разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических  проблем, связанных с  определением  понятия  нравственности.  Одна  из  заслуг  Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы  – вопросы теоретического разума –  от  вопроса  практического  разума:  что  я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие  на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр,  Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.)

     Иммануил  Кант родился 22 апреля 1724 года в  Кенигсберге.  Предки  его были выходцами из Шотландии. Отец, Иоган,  был  седельным  мастером.  В  его семье царил дух благочестия, добросовестного отношения к своим  обязанностям и бережливости. Большое влияние на  нравственное  развитие  Канта  оказала  его  мать, Регина,  которая  с  детства  приучала  сына  любить  и   понимать   красоту окружающего мира, природы.

     Он поступил  на  теологический  факультет  Кенигсбергского университета. Однако теология не особенно привлекала юношу.  В  университете он увлекался философией и естественными науками. Кант  пишет  свою  первую диссертацию и после ее защиты получает право преподавать в университете.  До 1756 года он защищает еще две диссертации и получает  право на  профессуру, которую, однако, ему предоставили только  в  1770  году.  Впоследствии  Кант дважды избирался ректором университета. В  1797  году  после  42-летней  напряженной  преподавательской деятельность Кант по состоянию здоровья вынужден был отказаться  от  нее,  а еще через несколько лет прекратил и научные исследования. Кант умер 12 февраля 1804 года.

     Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции  критической  этики.

     Критическая этика Канта своим исходным пунктом  имеет осознание  практики,  в которой  воплощается  разумное  поведение  человека.   Подобно   тому,   как теоретическая философия выясняет вопрос  о  возможности  истины  и  научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой  практике,  причем рассмотрение соотношения действительно свободы и морального закона  является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической  философии.

     По  Канту, единство критической философии  с философией морали следует  искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства  его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно,  моральное  поведение требует не только осознания долженствования, но и  практического  выполнения долга.

     Связь  этики  Канта  с  его  теоретической  философией,  генезис   его этических идей, становление его мысли в рамках учения  о  свободе  и  этике, долженствование – эти проблемы находятся в центре внимания при изучении  его этической концепции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Кант –  философ свободы
 

      Этика Иммануила Канта весьма злободневна для нас. Чтобы в этом убедиться, достаточно раскрыть его «Критику практического разума» на странице, где написано следующее: “Предположим, что кто-то утверждает о своей сладострастной склонности, будто она,  если этому человеку встречается любимый предмет и подходящий  случай для этого, совершенно непреодолима для него; но если бы  поставить виселицу перед домом, где ему представляется этот случай, чтобы повесить его после удовлетворения его похоти, разве он  и тогда не преодолел бы своей склонности? Не надо долго гадать,  какой бы он дал ответ. Но спросите его, если бы его государь под  угрозой немедленной казни через повешение заставил его дать ложное показание против честного человека, которого тот под вымышленными предлогами охотно погубил бы, считал бы он и тогда  возможным, как бы ни была велика его любовь к жизни, преодолеть  эту склонность? Сделал ли бы он это или нет, – этого он, быть  может, сам не осмелился бы утверждать; но он должен согласиться,  не раздумывая, что это для него возможно.”1

      Но  этика Канта не просто злободневна; она еще и возвышает наш дух: ведь Кант учит, что человек даже перед лицом смерти может устоять перед насилием. Кант мудр и знает, что это очень трудно: никто заранее не осмелится утверждать, что не сломается, не «расколется» под пыткой, что страх смерти не возьмет верх. И, тем не менее, по Канту, каждый может преодолеть свою любовь к жизни и выдержать любое насилие: «он должен согласиться, не раздумывая, что это для него возможно». Прав ли философ? Я думаю, что да, хотя в XX веке множество изощренных заплечных дел мастеров как у нас, так и в его стране, казалось, прилагало все усилия для того, чтобы доказать его неправоту.

        Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек существо не только природное, но и свободное. Кант - философ свободы. Я думаю, что это самое ценное в нем, как этике. Как известно, проблемы морали волновали Канта с юных лет, но свое оригинальное учение о нравственности он создал уже в конце жизни. Спекулятивные основы этого учения заложены в «Критике чистого разума» (1781-1787) . В 1785 г. Кант выпустил в свет «Основы метафизики нравственности». К 1788 г. относится его главное сочинение по этике - «Критика практического разума». Наконец, в 1797г. появилась «Метафизика нравов». Это основные труды Канта по теории нравственности. Данной теории он придавал первостепенное значение; одновременно с ней он разработал свою эстетику в «Критике способности суждения» (1790) и философию религии в «Религии в пределах только разума» (1793-1794), и специалисты знают, насколько та и другая фундированы его учением о морали.

     2. Принципы построения этики

                                                               «Определи себя сам».

                                                                          И. Кант

     Кант  утверждает  примат  практического  разума   над   теоретическим, деятельности над познанием. Но что такое "практическое"?  В  широком  смысле слова  к  практическому  философствованию  он  причисляет  этику,  учение  о государстве и праве, философию истории и религии, антропологию. Но  в  узком смысле   термина    практический    разум    у    Канта    означает    разум законодательствующий, а значит,  создающий  принципы  и  правила  морального поведения.

     В "Критике чистого разума" изложена теория  этики.  В соответствии  с воззрениями  Канта  на  мораль  "практическое  есть  все  то,  что  возможно благодаря свободе". В основе "практического разума" Канта лежит тот же  самый  разум,  что был теоретическим в "Критике чистого разума". Это один и тот  же  разум,  но иначе применяемый, так  как  "практика"  Канта  не  опирается  на  познание. Философ желает научной этики.

     Кант  придерживается принципа первенства вопросов моральности поведения человека над вопросами научного познания. У него  теоретическое познание  в состоянии самое большее побудить к активности моральную  мысль  человека.  С другой стороны, возникает надежда, что в сфере морального действия  человеку удастся соединиться с трансцендентным, стать ему причастным,  приобщиться  к его содержанию.

     Этика – главная  часть  философии  Канта.  Именно  с  размышлений  над антиномиями  началось  становление  его  "критицизма".  Кант  строил  этику, основанную   на   принципах    онтологической    двойственности    человека, рационализма,  антинатурализма,  ориентации  на  должное,   автономности   и априоризма. Под "автономностью"  здесь  понимается  независимость  моральных постулатов от внеморальных доводов и оснований.

     Человек как онтологически двойственное существо,  причастное  к двум различным мирам – явлений и вещей в себе, - неизбежно  приходил  у  Канта  к этическому расщеплению самого себя и сферы  своего  поведения.  Эмпирический индивид и трансцендентная личность  не  могут  обладать  одними  и  теми  же мерками оценки, выбора и действия, так что следует строить этику,  учитывая, что человек – гражданин  двух  миров  и  в  моральном  отношении,  а  высшая нравственность не может быть выведена из мотивов эмпирической жизни.

     Рационализм кантовской этики означает, что не  чувственные  увлечения, не вспышки страсти и не порывы сердца, а разум должен судить о добре и  зле.

     Этика, основанная  на  чувственных  потребностях,  не  обеспечивает  чистоты нравов. Жестокий нормативизм этики  Канта  противопоставляется  описательной этике с ее ориентацией  не  на  должное,  а  на  реально  существующее.  Эту позицию он занял потому, что  исходил  из  своего  учения  о  двойственности человеческой природы.  Кант  считает  схему  всякого  реально  существующего морального поведения в принципе недостаточной и ущербной.

     Этика Канта автономна. Она ориентирована  на некий независимый будто бы от привходящих соображений и стимулов  идеал.  Ни  чувственные  желание,  ни эгоистическая расчетливость, ни апелляции  к  пользе  или  вреду  вообще  не должны приниматься в соображение.

     Кант  провозглашает мораль независимой  от религии, а нравственный закон – невыводимым  из религиозных заповедей. Философия Канта  говорит,  что  все возникшее не из морали  и не из ее свободы,  не  может  заменить  отсутствие моральности.  Для  себя  самой  мораль  "отнюдь  не  нуждается  в   религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама по себе". 

     Итак, Кант признал мораль автономной, независимой  от  религии.  Больше того, он поставил саму веру в бога в зависимость от морали. Человек  морален не  потому,  что  бог  предписал  ему  мораль.  Наоборот,  человек  верит  в существование бога потому, что этой  веры,  по  утверждению  Канта,  требует мораль.  "Практический" разум главенствует над "теоретическим".

     Однако  Кант не довел свой замысел автономной этики до конца.  Он  лишь уменьшил значимость религии, но не отверг религиозную веру. По Канту бог  не творец нравственности, не источник нравственного закона,  но  он  –  причина нравственного порядка в мире.

     Учение  Канта о человеке  пессимистично.  Ядром  этой  теории  является тезис об "изначально злом", которое будто бы присуще природе человека.  Кант считал, что люди по своей эмпирической природе более  злы,  чем  добры,  ибо животный эгоизм толкает их к злосердечию и коварству, несмотря на наличие у них влечения к общительности и задатков  гуманности  и  личного  достоинства. Кант вводит понятие  нравственного  закона,  основу  которого  следует искать "не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в  какие  он поставлен, а a priori исключительно в понятиях чистого разума". По  Канту вся моральная философия исходит из  своей чистой основы. Она ничего не берет из антропологии, а дает человеку  как  разумному существу априорные законы. В свою  очередь нравственный  закон может быть найден лишь в "чистой философии".  Кант полагал, что  философия  соединившая априорные принципы с эмпирическими, не может даже называться  философией,  и особенно   моральной.   Поэтому   основу   этики  составляет    "метафизика нравственности",  которая  должна  исследовать  идею  и  принципы  возможной чистой воли, а не действия и условия человеческой воли.

Информация о работе Этическая теория Иммануила Канта