Эмпиризм и рационализим

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Новое Время это принципиально новый период в истории не только Западной Европы, но и всего человечества. Важным фактором духовной атмосферы Нового Времени является развитие научных исследований: научные взгляды Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона. Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, то теперь она опиралась на науку.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1.1 Понятие, сущность и представители эмпиризма и рационализма……..4
1.2 Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта…………………..….5
Заключение……………………………………………………………………..9
Библиография…………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

реферат по философии эмпиризм и рационализим.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

1.1 Понятие,  сущность и представители эмпиризма  и рационализма……..4

1.2 Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта…………………..….5

Заключение……………………………………………………………………..9

Библиография…………………………………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Новое Время это принципиально новый  период в истории не только Западной Европы, но и всего человечества. Важным фактором духовной атмосферы  Нового Времени является развитие научных  исследований: научные взгляды Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона. Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, то теперь она опиралась на науку.

     У начала новой европейской философии  возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).

     Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.

     На  первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает  на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Понятие, сущность  и представители  эмпиризма и рационализма 

   Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

     Рационализм имеет два основных направления  — онтологическое и гносеологическое.

     Главными  аргументами рационалистов в  споре с эмпириками были следующие:

• сам  по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

• разум  способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

     Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

     К рационалистам можно отнести  множество философов, начиная с  античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

     Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис  Бэкон.

Видными представителями являлись Томас  Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов. 
 

1.2 Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта 

     Последующее развитие новоевропейской философии  протекало в творческом противостоянии эмпиристской и рационалистической традиций, пока не пришло время для  попыток их синтеза и преодоления.

Рационалистическая  традиция после Декарта нашла  своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы и  Готфрида Лейбница.

     Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) - нидерландский  философ. Спиноза рассматривал свою философию как развитие и завершение картезианской философии.

     Одно  из основных понятий Спинозы - понятие  единой и бесконечной субстанции, названной им Богом и Природой одновременно. Тем самым в отличие  от Декарта он стал на точку зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. Субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяженность и мышление. Каждый из атрибутов заключает в себе всю полноту содержания субстанции, но вместе с тем в только ему присущей определенности или (используя метафору "языка") выражает его на собственном языке. В силу этого, например, порядок и связь идей полностью отвечают порядку и связи вещей (и то, и другое выражают одинаковое субстанциальное содержание, но в одном случае - на "языке" протяжения, а в другом - мышления), и мучительная для дуализма Декарта проблема отношения души и тела получило свое более удовлетворительное разрешение.

     Другим  выдающимся представителем рационализма был Лейбниц.

Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед.

  Подобно Спинозе Лейбниц захвачен проблемами, поставленными Декартом. И также как Спинозу его не удовлетворило решение вопроса об отношении тела и души. Развивая идеи Декарта, он выдвинул отличную и от него, и от Спинозы систему рационализма. Решительно отклонив картезианский дуализм, Лейбниц вместе с тем не принял и всепоглощающего пантеизма Спинозы, растворившего в Боге все сущее.

     Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе ("не имеет окон" во внешний мир) и неспособна влиять на другие. Бытие монад поглощено внутренней деятельностью представления. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низших к высшим и венчающей их все - Богу. Низшие монады образуют уровень обычного материального бытия и отличаются исчезающе малой способностью к ясному представлению ("пребывают в смутном сне"), нарастающему по мере восхождения к высшей - Богу. Только последнему принадлежит исчерпывающая полнота представления, ясное знание всего и, как следствие этого, максимум действия, активности. Весь мир монад есть в конечном счете отражение Бога как верховной монады, и в этом заключены основания для развитой Лейбницем концепции философского оптимизма, провозглашающей, что наш мир есть лучший из всех мыслимых миров. Плюралистический мир Лейбница пронизан единством содержания, предустановленной гармонией, олицетворенной верховной монадой.

     К числу наиболее видных представителей эмпиризма в философии, начало которому было положено Ф. Бэконом, необходимо отнести в первую очередь английских философов Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма, а также французов Э. Кондильяка, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро и многих других. Здесь мы остановимся на краткой характеристике философии Локка, Беркли и Юма.

     Джон  Локк (1632 - 1704) Вопрос о происхождении, достоверности и границах человеческого  знания Джон Локк определил как одну из основных задач своей философии. Ответ на него должен был послужить  надежным основанием для всех предприятий  человеческого разума. Следуя Бэкону, Локк определяет опыт как основу всякого знания. Этот выбор диктовался, в частности, и полным неприятием альтернативной (рационалистической) позиции, связывавшей себя признанием существования врожденных идей. Согласно Локку, непредубежденная критика этой концепции не оставляло ей никакого права на существование.

Локк  принял прямо противоположное допущение: душа человека должна быть уподоблена чистой доске, письмена на которой способен оставить лишь опыт. Опыт и должен стать главным предметом философского исследования.

     Осознание Локком недостаточности эмпиризма  для обоснования существования  вполне определенной по своему характеру  внеопытной реальности побудило его, во-первых, держаться границ опыта и воздерживаться от постановки вопросов, заведомо выходящих за его рамки, и, во-вторых, при определении условий истинности наших представлений говорить о согласии их не с вещами, а друг с другом. Заслуживает упоминания локковская теория абстракций, показывающая как из сопоставления чувственных данных возникают абстрактные (общие) понятия.

     Чувство меры и здравый смысл являются характерными особенностями философии  Локка. Им он во многим обязан своей  исключительной популярностью, громадным  влиянием на представителей французского Просвещения XVIII в. Хотя сам Локк был далек от материализма (и отклонял даже деизм), тем не менее его философия во многом определила приход французского материализма XVIII в.

     В отличие от Локка другой представитель  английской эмпирической традиции Джордж Беркли использует идеи эмпиризма в несколько неожиданном, но согласном с его общим духом направлении. Беркли обратил внимание на то, что локковское различение первичных и вторичных качеств вряд ли может быть оправдано с эмпиристской точки зрения. И протяжение, и вкус равно даны нам в качестве ощущений. Все попытки сконструировать из ощущений независимо существующие материальные тела выходят за пределы возможностей эмпиризма и способны населить мир, по выражению Беркли, химерами разума вроде бескачественной материальной субстанции, носителя первичных и вторичных качеств. Логичней принять существующими вещи, которые и есть комбинации, комплексы наших ощущений. Существовать, значит быть воспринимаемым - таков принцип философии Беркли.

     Другим  крупнейшим представителем английского эмпиризма был Дэвид Юм. С его именем связывают исчерпание логических возможностей эмпиризма в качестве одной из традиций классической философии.

Юм подверг  тщательному анализу положение  эмпиризма, каким оно оказалось  после Локка. Его последователи, по суждению Юма, не смогли держаться строгого предписания - не покидать пределы опыта. Они клонились к метафизике либо материалистического, либо (подобно Беркли) спиритуалистического толка.

       Философия Юма оказалась своего  рода конечным пунктом в развитии эмпиризма. В ближайшее за Юмом столетие его представителям не удалось внести сколько-нибудь существенного вклада в его развитие. Аргументы Юма сыграли важную роль в дальнейшем развитии европейской философии.\ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. 

     Следует отметить, что существенные различия во взглядах представителей рационализма и эмпиризма не могли скрыть и известную общность целей: как одни, так и другие активно выступали против традиций схоластики, боролись за достоверность знания, обращали пристальное внимание на проблемы новоевропейского человека. Дальнейшее развитие философского знания со всей очевидностью показало теоретическую бесперспективность одностороннего подхода к процессу познания и необходимость интеграции плодотворных идей рационализма и эмпиризма. 

     Таким образом, мы рассмотрели понятия и сущность эмпиризма и рационализма, выявили существенные отличия теорий эмпиризма и рационализма; рассмотрели представителей и дальнейших последователей. Я считаю, что эмпиризм и рационализм, принципиально важные направления в философии нового времени.  
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

1. Соколов, В.В. Философия Рене Декарта / В.В. Соколов. - М., 1986.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – 647 с.

3. Якушев, А. В.Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев. — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с. 

  

  
 
 

Информация о работе Эмпиризм и рационализим