Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:52, реферат

Краткое описание

В конце XIX – первой половине ХХ вв. преобладание «стандартного подхода»: эмпирические факты неизменны и объективны. Главная методологическая проблема – соотношение теории и фактов, построение научных теорий на основании эмпирических фактов. В середине ХХ в. формирование представления о так называемой «теоретической нагруженности фактов». Главный тезис: нельзя провести проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов.

Файлы: 1 файл

Sveta_referat.docx

— 14.08 Кб (Скачать)

Тема 3. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

3.1. Соотношение эмпирических фактов  и теории 

В конце XIX – первой половине ХХ вв. преобладание «стандартного подхода»: эмпирические факты неизменны и объективны. Главная методологическая проблема – соотношение теории и фактов, построение научных теорий на основании эмпирических фактов. В середине ХХ в. формирование представления о так называемой «теоретической нагруженности фактов». Главный тезис: нельзя провести проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов.

3.2. Структура эмпирического исследования

Два аспекта  эмпирического исследования: 1) непосредственные наблюдения и эксперименты; 2) познавательные процедуры, посредством которых  осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам. Два аспекта предметной структуры  экспериментальной практики: 1) взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам; 2) искусственное действие, организованное человеком. Эксперимент  как «срез» действительности. Реальное взаимодействие природных объектов как суперпозиция различных «срезов» действительности, число которых  потенциально неограниченно. Случайные  и систематические наблюдения. Процедуры  перехода от наблюдений к научным  фактам: 1) рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания; 2) истолкование инвариантного содержания, использование  существующих теорий для истолкования.

3.3. Структура теоретического исследования

Два уровня теоретического исследования: 1) частные  теоретические модели (схемы), которые  выступают в качестве теорий ограниченной области явлений; 2) Развитые научные  теории, включающие частные теоретические  схемы в качестве следствий, выводимых  из фундаментальных законов теории.

 

Основная  литература

    1. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. – М., 2006.
    2. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.
    3. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
    4. Степин В.С. Философия науки. – М., 2005.
    5. Философия и методология науки / Под. ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

 

Дополнительная  литература

  1. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.
  2. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.
  3. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988.
  4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.
  5. Мамчур Е.А. Проблемы социальной детерминации научного знания. – М., 1987.
  6. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. – СПб., 1999.
  7. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1991.

Информация о работе Эмпирический и теоретический уровни научного познания