Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:52, реферат
В конце XIX – первой половине ХХ вв. преобладание «стандартного подхода»: эмпирические факты неизменны и объективны. Главная методологическая проблема – соотношение теории и фактов, построение научных теорий на основании эмпирических фактов. В середине ХХ в. формирование представления о так называемой «теоретической нагруженности фактов». Главный тезис: нельзя провести проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов.
Тема 3. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
3.1.
Соотношение эмпирических
В конце XIX – первой половине ХХ вв. преобладание «стандартного подхода»: эмпирические факты неизменны и объективны. Главная методологическая проблема – соотношение теории и фактов, построение научных теорий на основании эмпирических фактов. В середине ХХ в. формирование представления о так называемой «теоретической нагруженности фактов». Главный тезис: нельзя провести проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов.
3.2.
Структура эмпирического
Два аспекта эмпирического исследования: 1) непосредственные наблюдения и эксперименты; 2) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам. Два аспекта предметной структуры экспериментальной практики: 1) взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам; 2) искусственное действие, организованное человеком. Эксперимент как «срез» действительности. Реальное взаимодействие природных объектов как суперпозиция различных «срезов» действительности, число которых потенциально неограниченно. Случайные и систематические наблюдения. Процедуры перехода от наблюдений к научным фактам: 1) рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания; 2) истолкование инвариантного содержания, использование существующих теорий для истолкования.
3.3.
Структура теоретического
Два уровня
теоретического исследования: 1) частные
теоретические модели (схемы), которые
выступают в качестве теорий ограниченной
области явлений; 2) Развитые научные
теории, включающие частные теоретические
схемы в качестве следствий, выводимых
из фундаментальных законов
Основная литература
Дополнительная литература
Информация о работе Эмпирический и теоретический уровни научного познания