Эмпирические методы исследования и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. К тому же результату приходят и тогда, когда признают недостаточность голых фактов и необходимость их теоретического осмысления, но не умеют оперировать понятиями и принципами или делают это не критически и неосознанно.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта
2. Наблюдение эмпирического научного познания
3. Получение информации эмпирическим методом
4. Эксперимент - базовый метод науки
5. Научные факты эмпирического исследования
6. Методы предполагающие работу с полученной эмпирической информацией
7. Методологические аспекты
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Эмпирические методы исследования и современность.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

В общем процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно переплетены. Оба метода основываются на объективной диалектике единичного и общего, явления и сущности, случайного и необходимого. Индуктивные методы имеют большее значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, в то время как дедуктивные методы имеют первостепенное значение в теоретических науках как орудие их логического упорядочения и построения, как методы объяснения и предсказания. Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются систематизация как приведение в единую систему и классификация как разбиение на классы, группы, типы и т. п.

 

7. Методологические  аспекты

 

Разрабатывая методологические аспекты теории классификации, методологи предлагают различать следующие  понятия:

  • классификация – это разбиение любого множества на подмножества по любым признакам;
  • систематика – упорядоченность объектов, имеющая статус привилегированной системы классификации, выделенной самой природой (естественная классификация);
  • таксономия – учение о любых классификациях с точки зрения структуры таксонов (соподчиненных групп объектов) и признаков.

Классификационные методы позволяют решать целый ряд познавательных задач: свести многообразие материала  к сравнительно небольшому числу  образований (классов, типов, форм, видов, групп и т. д.); выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов; обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения, в конечном счете – эмпирические закономерности; подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств, вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами. Составление классификаций должно подчиняться следующим логическим требованиям: в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание; объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления); члены классификации должны взаимно исключать друг друга и др.

В естественных науках представлены как описательные классификации, позволяющие просто привести к удобному виду накопленные результаты, так и структурные классификации, позволяющие выявить и зафиксировать соотношения объектов. Так, в физике описательные классификации – это деление фундаментальных частиц по заряду, спину, массе, странности, по участию в разных типах взаимодействий. Какие-то группы частиц удается классифицировать по типам симметрий (кварковые структуры частиц), что отражает более глубокий, сущностный уровень отношений.

Исследования последних  десятилетий выявили методологические проблемы классификаций, знание которых необходимо современному исследователю и систематизатору. Это прежде всего несовпадение формальных условий и правил построения классификаций и реальной научной практики. Требование дискретности признаков порождает в ряде случаев искусственные приемы разбиения целого на дискретные значения признаков; не всегда возможно вынести категорическое суждение о принадлежности объекту признака, при многоструктурности признаков ограничиваются указанием на частоту встречаемости и т. д. Широко распространенная методологическая проблема – трудность сочетания в одной классификации двух разных целей: расположения материала, удобного для учета и разыскания; выявления в материале внутренних системных отношений – функциональных, генетических и других (исследовательская группировка).

Эмпирический закон  – это наиболее развитая форма  вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов  фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента. В этом его отличие как формы знания от теоретического закона – достоверного знания, которое формулируется с помощью математических абстракций, а также в результате теоретических рассуждений, главным образом как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объектами.

Исследования последних  десятилетий показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, переход на качественно иной уровень познания, требующий творчества и таланта исследователя. Это подтверждается, в частности, многочисленными высказываниями А. Эйнштейна о том, что нет логически необходимого пути от опытных данных к теории; понятия, возникающие в процессе нашего мышления.

Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах  исследуемых объектов и таким  образом служит исходной базой для научною исследования.

 Эмпирические методы  основаны, как правило, на использовании  способов и приемов опытного  исследования, позволяющих получить  фактическую информацию об объекте.  Особое место среди них занимают  базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Коротков Э.М. Исследование  систем управления. – М.: ДЕКА, 2000.

2. Ломоносов Б.П., Мишин  В.М. Исследование систем . – М.: ЗАО «Информ-Знание», 1998.

3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем . – М.: ГУ ВШЭ, 2002.

4. Мишин В.М. Исследование  систем. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Мишин В.М. Исследование  систем. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.

6. Ковальчук В. В., Моисеев  А. Н. Основы научных исследований. К.: Знання, 2005.

7. Филипенко А. С.  Основы научных исследований. К.: Академвидав, 2004.

8. Гришенко И. М.  Основы научных исследований. К.: КНЕУ, 2001.

9. Лудченко А. А,  Основы научных исследований. К.: Знання, 2001

10. Стеченко Д. И., Чмир О. С.  Методология научных исследований. К.: ВД «Профессионал», 2005.


Информация о работе Эмпирические методы исследования и современность