Эмпедокл и Анаксагор

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:18, реферат

Краткое описание

Отделяет деятельностные причины впервые от материальных, для решения задачи бытия, движения и множественности. Причём говорит, что материальная причина состоит из несводимых между собой элементов, которые соединяются между собой, но не переходят в друг друга. Эмпедокл говорит, что реальность надо понимать в парменидовском смысле, т.е. как сущее которое не возникает и не исчезает, следовательно вечное без пустоты.

Оглавление

1. Жизнь Эмпедокла
- космология
- понимание бытия
- труды
- исследования
2. Анаксагор

Файлы: 1 файл

Эмпедокл.docx

— 21.92 Кб (Скачать)

Эмпедокл 
годы жизни неизвестны точно. Примерно 401-406 гг.  город  Агригент.  Принадлежит к аристократическому роду.  Эмпедокл был очень образован и амбициозным, выступал с критикой ко всему, что встречалось на его пути. Выступал за демократию. Занимался благотворительностью.  Защищал права демоса. Любил комфорт, богатую одежду, подчёркивал знатность своего происхождения. Свою смерть пытался обставить как нечто сверхъестественное.  
главное сочинение – «О  природе», поэма «Очищения». Считается с одной стороны учеником Парменида, с другой – Пифагора.  
 
Отделяет деятельностные причины впервые от материальных, для решения задачи бытия, движения и множественности. Причём говорит, что материальная причина состоит из несводимых между собой элементов, которые соединяются между собой, но не переходят в друг друга. Эмпедокл говорит, что реальность надо понимать в парменидовском смысле, т.е. как сущее которое не возникает и не исчезает, следовательно вечное без пустоты.  
Все элементы содержаться во вселенной в равных количествах.  
Деятельностная причина, порождающая движение, слагается из двух противоположных сил: любовь (дружба, Афродита) и вражда (война, Арес).  Любовь и вражда выступаю в согласии. Они НЕМАТЕРИАЛЬНЫ! Они пространственно протяжённые. Наличие этих двух причин порождает движение всего сущего.

Субстанции материальных причин 46 огонь, воздух, вода, земля. Мир  можно понять как множественный так как всё состоит из этих четырёх элементов.  Это корни всех вещей. Они вечны, неизменны и не могут возникать из чего-то, они просто есть как таковые, он наделил их качествами бытия Парменида. Вещи могут формироваться в результате соединения этих элементов в разных пропорциях. Все вещи – mixes 4 элементов. 
Понимать бытие надо как некий бескачественный шар (spheros).  
Шар неабсолютно шаровиден – это форма яйца. Он подвержен изменению. Зависит от силы властвующей в космосе. Бытие колеблется между однородностью и состоянием разнородности.  
Однородность – когда властвуют любовь, которая всё объединяет 
Разнородность – когда властвует война, которая всё разделяет.  
Пустоты нет. Элементы всегда соединены. Он говорит, что как тела в одно и тоже время и соединены и разъединены то и так же нужно понимать бытие и spheros. Любое тело всегда граничит с другим, значит разъединены.  
Во вселенной как таковой соед-разъед нет. Есть только переход одних на место других. Взаимное расположение элементов может изменятся в направлении двух крайних состояний: 
1. Разд элементы разбросаны равномерно повсюду враждой и перемешаны необычным способом. – бескачественный spheros 
2. Все части каждого собраны воедино. – множественность. 
Чередование любви и вражды во вселенной циклично.  
«У Парменида путь ведущий к единству и множеству,  - два способа познания. 
У Эмпедокла – два мировых процесса» - Трубецкой 
воздух располагается вокруг мира, затем появляется огонь, которые оттесняет воздух к границе мира. В результате образуется небо из воздуха.  
Для эмпедокла большое значение имеет наличие противоположность. Скопление огня в одной половине мира нарушает равновесие.  Мир начинает вращаться з-за нарушения равновесия. Вращение суточное, но потом увеличивается. Сутки= 10 месяцев, потом сутки 24 часа.  
Вращение удерживает небеса и землю. Далее он говорит о Солнце. Солнце отражение гелиосферы земли. Луна – отражение солнца. Звёзды неподвижны. Свет нуждается во времени для распространения, но мы этого не замечаем.  
Эмпедокл – основатель ботаники и зоологии. Растения зародились из земли и раньше чем живтоные. Растения растут вверх и вниз. Потому что огонь и земля противоположные стремления существования всего мира и растения подчиняются этим стремления. Растения Эмпедокл одушевляет и ставит их на позицию гиллозоизма. В какой-то степени Эмпедокл является предвостихитившим идею естественного отбора Дарвина. Считал что признаки растений и живых существ есть работа, которая совершается самими существами для выживания и утверждаются признаки, которые наиболее приспособлены. Предложил концепцию происхождения живых существ, которая получила развитие у Платона.  Он говорит, что из земли в разных местах возникли разные части органов, которые при соединения появились чудовища. После этого не было полового раздела. Но для выживания нужна была дифферинциация. Рождение половых существ является последней стадией развития животных. Виды животных делятся в зависимости от места их жизни ( вода, суша или воздух).

Познание возможно потому что присутствует истечение от человека к человека.  Даже от вещи к вещи. Истечения, которые идут от различных тел возможно потому что поры заполняются любовью. Когда происходит взаимодействие, тогда происходит познание. Если истечений мало или много, то человек ничего не воспринимает. Подобное познаётся подобным.   
Слуховые ощущения связано с построение уха. Впервые говорит о слуховом лабиринте. Ощущения все равные поэтому представления о вещах мира абсолютно равные.  
«очищение» - поэма, где присутствует дуальность представлений.  Здесь он говорит боге в духе Ксенофана. Идея единого бога, который господствует над миром своей мыслью, который невидим, недоступный чувствам, возвышается над ограниченностью людей и не имеет человеческого облика. 
Говорит о том, что души погружены в наш мир за свои грехи. Основной грех – поедание человеком крови и мяса. Душа в человеческом теле – самое грустное состояние души. Человек должен быть направлен на то, чтобы ощутить свою душу и стремится к покиданию души тела.  
Чтобы спастись и вернуться к блаженному состоянию, нужно жить морально т.е. стараться блюсти чистоту нравов, надо очищаться, быть аскетичным и воздерживаться от убийства животных и почитать богов традиционной обыденности. 

Эмпедокл выделяет впервые  движение и покой. 
Сфера находится в покое, а всякое иное время элементы движутся. При объяснении движения, он впервые говорит о скорости, которая возрастает и уменьшается по мере действия вражды как динамической силы. Противоположные начала: вражда и любовь.  Любовь распространяется из центра и вытесняет вражду. Затем нарастает сила вражды которая, захватывает центр, порождая множество и оттесняя любовь. Это чередуется. Миры чередуются.  Это цикл постоянной преемственности единого и много. Очень важно понимание 4 корней. Именно перемещение их, которые задаются любовью и враждой позволяют объяснить множественность мира.  Взаимодействие сил позволяет понять зарождение живых существ и их понимание. В отличие от Парменида исходит их движения и множественность вещей и отсутствия небытия (пустоты). Для него возможностью изменения является смешение стихий в различных пропорциях 4 элементов.  
У эмпедокла деятельные причины являются НЕ ПРИЧАСТНЫМИ к причинам материальным. Важно потому что начинается механическая тенденция объяснения мира и идеалистическая связанная с выделением божественного первоначала у Аристотеля. Здесь эмпедокл порывает с природой как источником рождения всего. Природа – механическое взаимодействие материальных начал, из которого формируется все тела.

 

Анаксагор.

  Первый аттический философ, без которого непонятен расцвет Афин. Родился в Глазоменах.  
Дружил с Периклом. Много путешествовал. Поселился в Афинах. Был очень мужественный. Жил долго род 500 умер в 420. В результате дружбы с периклом при восстании демоса Анаксагора изгнали из Афин. Последние дни прожил в Лампсаке. Анаксагор последователь Анаксимена. Космос рассматривал как нечто целое. Он, являясь в 467 свидетелем падения метеорита, посчитал, что метеориты раскалённые камни, которые на высоте удерживаются круговращательным движением. Пытается решить проблему, поставленную элеатами т.е пытается обосновать множественность мира и возможность движения. Для обоснования Анаксагор говорит от том, что первоэлементом, субстанция, гомеомерия (подобочастное). 
все вещи состоят из гомеомерии. Самое главное свойство – любая часть по свойствам подобна целому. Но скорее всего термин гомеомерия введён Аристотелем.  Мир – mixes  гомеомерии. Вопрос о понимание истинного бытия. Бытие которое неизменно или нет. Истинное бытие присуще все качественно определённым вещам, всем физически однородным веществам, состоящим из гомеомерии. Они существует не из доступности восприятию. Они существует в онтологическом смысле т.е. они существует потому что они не могут не быть. Всякая существующая вещь равна себе в количестве и качестве не рождается и не уничтожается. В мире происходи соединение и расхождение вещей.  Это даёт видимость движения.  
вообще мир существует всегда в одном и том же количестве. Меняется только соотношение гомеомерий.  
вопрос о согласовании идей истинного бытия с данными нашего опыта. Чувственно воспринимаемый  мир – мир непрерывного становления – в нём всё изменяется. Это происходит потому что вещи превращаются в друг друга. Человек есть в хлеб- хлеб переходит в мясо и кости. Возможно всё это, говорит он, потому что нет вещей которая бы не состояла из смеси. Вещь – есть смешение всех гомеомерий. Бытие сплошно и едино. Кроме гомеомерий в бытие ничего нет.  
Гомеомерия – это сложный но при этом минимальный элемент того или иного материального качества, которая содержит в себе ВСЕ существующие элементы. Каждая гомеомерия бесконечно делима. Это бесконечность элементов, которые содержат в себе бесконечность частичных элементов. Поэтому через гомеомерию объясняется онтологическая множественность мира.  
чувства вопринимаю те вещи, которые преоблажают. Если бы все вещества были равномерны, то они были бы одинаковы. Развитие космоса привело к нарушению неопределённой пропорции и появлению вещей. Мы видим различение вещей -  ничего не разделяется, всё присутствует в одной вещи. Природа гомеомерии противоречива.  Мы не можем знать качество гомеомерии.  Принцип универсальной смеси распространяется и на противоположности. 

Объяснение наличие движения.  Анаксагор говорит, что движение невозможно без noos (разум). Разум – чистейший и легчайший. Разум – бытие особого рода, которое отличается от чувственного. Разум – движущая сила космобразования.   Разум образовывает и упорядочивает космос. Разум определяет эволюцию космоса в наибольшей организации. Разум не вмешивается в процесс космообразование. Он просто сообщает смеси движение. 
Функции разума: 
1) источник движения – первичный толчок 
2) разум – организатор космоса.


Информация о работе Эмпедокл и Анаксагор