Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:05, контрольная работа
Философия занимает особое положение. Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Философия — очень точный барометр времени, «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель). Но философия, ее вершинные творения не подвластны времени; философский взгляд на мир — осознание его под знаком вечности.
первая - учение о природе, о её структуре, о закономерностях развития, о космосе (натурфилософия);
вторая - учение о человеке, о его природе, о присущих ему качествах, о его месте в системе универсума, о культуре и нравственности.
третья - учение о совершенном устройстве государства и общества.
Эпоха Ренессанса принесла новые веяния не только в искусство, но и в науку. Уход в прошлое феодальных отношений сопровождался рождением новых проблем отношений - буржуазных. Зарождался индустриальный способ производства, формировалась совершенно новая цивилизация. Рост промышленности определил на столетия бурный рост науки. Ренессансное естествознание отражало сущностные потребности: итальянский учёный Галилео Галилей (1564-1642 гг.), сделав телескоп, обнаружил пятна на Солнце, объяснил вращение Земли вокруг него, заложил основы механики; его соотечественник - математик Никколо Тарталья (ок. 1499-1557 гг.) в своём сочинении «Nuova scienza» («Новая наука») положил начало разработке проблем динамики; немецкий физик Отто фон Герике (1602-1686 гг.) изобрёл воздушный насос и доказал существование атмосферного давления; компас способствовал Колумбу доказать шарообразное строение Земли; создание барометра помогло людям предсказывать погоду; микроскоп сыграл сущностную роль в развитии биологии.
Человек рассматривался мыслителями эпохи Возрождения как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель общества и государства. Ценность человека определялись тем, что он создан по образу и подобию Божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог-творец. Мыслители Ренессанса (Монтень, Роттердамский) выстраивали свои концепции человека исходя из гуманистических начал, предусматривающих уважение к человеку и его достоинству, веру в его силы и любовь к нему, создание условий для его свободного, гармоничного развития.
Мыслителями эпохи Возрождения предполагалось, что для формирования совершенного человека необходимо совершенное (идеальное) устройство государства и общественной жизни людей. Поэтому в их работах значительное место занимали вопросы управления, власти, государственного устройства. Мыслители, занимающиеся проблемами общества, стали объяснять развитие социальных отношений естественными законами, выведенными из разума и опыта (Макиавелли, Кампанелла, Мор).
Итак,
- обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;
- заложила основу философии, свободной от религии.
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием
экспериментально-
Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.
В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.
Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что внешний опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя строго выявить причину и следствие. Опыт, таким образом, нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Поэтому Юм делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.
Философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.
Отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, ориентированного на определенные политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или диалога
Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и помогло найти новые исследовательские поля.
Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении десятков лет исследователи не имели .возможностей заниматься теми вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и партийные документы.
Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математических наук, системный подход, принципы синергетики). Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека.
В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно.
Философия XX века открывает и разрабатывает новые области философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия жизни и др.
Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.
Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе. Даже краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за истекшее столетие.
Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека.
ХХ век- это особое историческое время, его называют веком социальных катастроф, антигуманным веком. Период человеческих взлетов и падений, всплеск разумного и неразумного.
В связи с этим в философии прослеживается 2 направления:
Иррациональная философия. Ее предметом являлись инстинкты и воля человека, бессознательные и эмоционально-волевые процессы. Все неразумное. Это критика человеческого разума.
Шопенгауэр считал, что воля, желание, бесконечное стремление человека упираются в несовершенство мира, и это превращает жизнь человека в бесконечное страдание.
Ницце в своей философии жизни развивал идею о том, что сущностью и запасом мира является воля к власти. Выдвинул идею сверхчеловека, который станет творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе, а общество следует превратить в теплицу для выращивания совершенных людей.
Бергеон. Интуитивизм. Под интуицией он понимал
некую мистическую способность творческих
людей к прямому получению истины путем
внезапного озарения.
Шпергиер - теория локальных культур. Выдвигает
идею отсутствия прогресса в истории человечества.
Цивилизации и культура деградирует и
гибнет. Это обосновывает насилие человека
над природой.
Фрейд. Психоанализ. Считал, что основную роль в психике человека играет его бессознательное начало, инстинкты. Конфликты и вражда, между индивидом и обществом неустрашимы, т.к. культура общества устанавливает табу на естественное проявления бессознательного. Общество и культура лишают человека свободы и счастья, развивают у него неврозы и агрессию.
Философия разумности.
Культ научно-технического разума.
Вебер развивал идею рациональности. Считал
образцом научное знание. Оно обеспечит
высокую эффективность всех видов деятельности
современного человека. Рациональность
- развитие и внедрение научного знания
в жизнь общества.
Бенн и Тофлер - индустриальное общество. Утверждали,
что содействием НТР будут разрешены наиболее
острые проблемы, и общество перейдет
в постиндустриальное состояние.
Экзистенциализм. Основной является тема существования человека в абсурдном мире. Человек находится в пограничном состоянии. Перед ним выбор: согласиться с абсурдностью мира и погибнуть как личность или найти силы сопротивляться. Призывает найти в себе силы для борьбы с этим миром.
Печчель. Философия глобальных проблем. Осмысливается острые противоречия и трудности современной цивилизации, поднимаются вопросы о выживании человеческого рода и поиске путей существования.
Философия XX века справедливо считает, что наука - значимый, но не единственный путь познания мира, обеспечивающий человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность, более того, философия XX века не отрицает ни мистического, ни эзотерического, ни экологического, не ценностного подхода к миру. Поэтому философия XX века не только связана с наукой, она пытается заново осмыслить мистические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и в магии, в давно отброшенных средневековых трактатах алхимиков и врачевателей, в социальных утопиях самых разных времен. На место воинствующей беспощадности позитивистской философии приходит толерантное отношение к любым формам осмысления мира, а на место борьбы соперничающих между собой философских школ принцип взаимооправдания и дополнительности философских направлений, основанный на стремлении к интеграции всего философского знания.
Грандиозное значение истории философии состоит в том, что она не просто предоставляет нам калейдоскоп мнений, бытующих в ту или иную эпоху, но позволяет усмотреть за пестротой суждений Реальность — реальность нашей жизни, Истину.
История философии демонстрирует нам и то, что философы во все времена — это люди крайностей. Их задача — не просто выразить мир в словах или понятиях, но осмыслить его в категориях — особых понятиях предельной степени обобщения. Действительно, нет понятий, к которым можно было бы свести такие фундаментальные категории, как сознание и материя, причина и следствие, форма и содержание, нет внешних объяснительных конструкций для экзистенциалов «жизнь», «смысл», «экзистенция» и т. п. История философии развивается через противоречия, через борьбу, спор, а порой и скандал. Это борьба и противоречивость выражены в самой проблематике философии, которая отшвыривает читателя от одной крайности к другой.
Можно выделить целый ряд философских тем, которые проходят через историю культуры противоречивыми парами, заставляя читателей принимать умом и сердцем аргументацию прямо противоположного свойства. Назовем лишь некоторые из них: рациональное — иррациональное, порядок — хаос, необходимость — свобода, свобода — ответственность, Бог — человек, познание — экзистенция. Так, о свободе и необходимости размышляют в античности Демокрит и Эпикур, в средневековье — Августин Блаженный, в Новое время — Спиноза, Кант, Гегель. О них в ином ключе пишет К. Маркс, а экзистенциальную их трактовку дают в минувшее столетие Н. Бердяев (религиозный мыслитель) и Жан-Поль Сартр (завзятый атеист). Сегодня же всякий серьезный философ так или иначе задумывается о мере свободы, о том, что она значит для нас как идеал и практическая возможность.
Информация о работе Исторические периоды развития философии как науки