Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:56, реферат
На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными).
Все чаще говориться о наступлении информационной эры, о том, что новые "способы информации" превалируют, что мы живем в "электронном обществе" и подходим к "виртуальной экономике", движущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях "глобальной информационной экономики", что происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции – становление информационного общества.
Введение………….……………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие "информационного общества"……………………….......5
Глава 2. Противоречия и проблемы информационного общества……….11
2.1. Проблемы становления личности подростка……………………15
Глава 3. Перспективы развития информационного общества……………17
Заключение………………………………………………………………..…20
Список литературы……..…………………………………………………..21
- персональный компьютер, подключенный к трансграничным информационным сетям, входит в каждый дом;
- каждый член общества имеет возможность своевременно получать с помощью трансграничных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства
- предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами вне зависимости от места нахождения на Земном шаре;
- трансформируется деятельность СМИ по формам создания и распространения информации, технологически стыкуясь с информационными компьютерными сетями;
- "исчезают" географические и геополитические границы государств в рамках информационных сетей, происходит "столкновение" информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств;
- появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина.
Обобщая все написанное социологами по поводу информационного общества, можно следующим образом представить базовые черты этого типа социальной организации:
1) Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль;
2) Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, в ту пору как не информированные – это "новые бедные". Соответственно очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов;
3) Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технотронную эру" (З. Бжезинский), когда социальные процессы становятся программируемыми.
Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий в результате научно-технического прогресса приобретает сегодня характер беспрецедентной по своим масштабам информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, науку и другие сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним - одним из основных факторов социально-экономического развития. Постоянно усиливающаяся роль этого фактора как средства ускорения темпов глобальной интеграции в экономике и инструмента воздействия на массовое сознание, культуру и международные отношения позволяет говорить о появлении объективных предпосылок для движения к так называемому "глобальному информационному обществу".
Набирающая силу информационная революция быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во многих сферах. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими в скором будущем, эта революция несет с собой и принципиально новые проблемы и противоречия. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, соблюдение свободы слова, вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях и др.
Существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-
Следует отметить, что проблема неравенства в доступе к новым информационным технологиям остро стоит не только на международном уровне, но и на микроуровне внутри каждого отдельно взятого государства. Проще говоря, происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками.
Не стоит забывать и о других негативных составляющих развития Интернета, прежде всего о таких действиях в Сети, как распространение непристойных материалов, представляющих угрозу моральным устоям общества, в частности детской порнографии, материалов неонацистского толка, использование Интернета для азартных игр, заключения пари, проведения разного рода лотерей с целью изъятия денег у населения. Помимо этого Сеть может служить и средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других шифров.
В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Сети, справиться с этой проблемой представляется возможным лишь в рамках международного сотрудничества.
Немаловажной проблемой является отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов - защита интеллектуальной собственности и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в этот процесс.
Одним из значительных препятствий на пути становления глобального информационного общества и решения, возникающих в ходе его развития проблем является языковой барьер. Нетрудно заметить, что большая часть информации в Интернете дается на английском языке, в то время как и на других языках мира в Сети содержится весьма важная и достаточно интересная информация. Поэтому чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации. Для того чтобы Интернет стал подлинным международным каналом общения, необходимо создание инструментария, который поможет его пользователям, во-первых, понимать представленную информацию, во-вторых, поставлять содержимое на максимально большем числе языков. В этом направлении сегодня ведутся интенсивные исследовательские работы.
Помимо проблем связанных непосредственно с развитием Интернет, социологов и философов волнуют проблемы современных средств массовой информации. В современных СМИ все большее место занимают картинки и иллюстрации, и постепенно главным источником удовлетворения потребности в информации и эстетических ценностях становится голубой экран. Культура интерпретации и понимания письменных текстов снижается. Возникает проблема обучения: книга учит думать, а экран манипулировать.
Таким образом, наряду с очевидными благами информационная революция привносит и совершенно новые проблемы и противоречия, обозначенные выше. В силу глобального характера формирующегося информационного общества их разрешение представляется возможным лишь с помощью выработки и последующей реализации соответствующих международных механизмов, поскольку ни одна страна не способна в одиночку справиться с подобного рода проблемами. При этом даже если такие международные механизмы все-таки удастся выработать, эффективность их использования напрямую будет зависеть от выполнения установленных правил всеми участниками глобального информационного обмена.
2.1. Проблемы становления личности подростка.
Из всех проблем, выделенных ранее, хочется особенно подробно остановится на проблеме становления личности подростка, так как будущее любого общества, здоровье любой нации определяются его отношением к физическому, психологическому и духовном здоровью подрастающего поколения.
Современное общество принято называть информационным, оно характеризуется стремительным развитием информации и технологий. Благо это или зло с точки зрения становления личности?
С одной стороны, современное общество предоставляет человеку новые возможности в области информационных технологий и доступа к информации. Стремительными темпами развиваются средства связи, компьютерные технологии. В обществе пропагандируется «свобода слова», «свободный доступ к информации». С другой стороны , формируются новые формы зависимости, возникает информационная перегрузка, информационный стресс и другие негативные последствия как для общества в целом, так и для личности. Особое влияние эти процессы оказывают на незрелую, только формирующуюся личность.
В реальности пресловутая «свобода доступа к информации» оборачивается отсутствием всяческого социального контроля за этой информацией, отсутствием учета последствий получения такого рода информации с точки зрения здоровья личности и общества. Средства массовой информации переполнены сценами насилия, жестокости, сексуальной распущенности. Дети и подростки часами смотрят то, что предлагает им телевидение.
Другая социальная проблема, еще не достаточно осознанная обществом – формирование компьютерной зависимости в молодежной сфере. Безусловно, современная жизнь требует и получения информации, и овладения информационными технологиями. Компьютер становится и источником информации по разным вопросам, и незаменимым техническим средством. Именно подростки имеют возможность легко освоить все новое, что появляется в этой сфере. Из интернета можно получать огромные объемы информации, обучаться с его помощью. Кроме того, для родителей очень удобно: ребенок не где-нибудь, а под присмотром, не шумит и вроде бы занят делом. Вместе с тем основной интерес современных подростков сосредоточен в мире игр, именно компьютерные интернет- игры становятся основным способом общения подрастающего поколения.
Это имеет крайне негативные последствия. Прежде всего, виртуальное общение заменяет общение реальное, подросток часто становится беспомощным в ситуациях реальной живой коммуникации. Кроме этого, благодаря нарушения всяческих санитарных норм при использовании компьютером страдает и так не не слишком крепкое здоровье подростков.
Но самое страшное – это формирование компьютерной зависимости, которая аналогична любой другой зависимости – алкогольной, наркотической, игровой. И поскольку это форма зависимости еще практически не изучена, то трудно предугадать ее последствия. Если проблема наркомании и алкоголизма хотя бы осознается обществом, то игровая зависимость еще практически не обозначена как социальная проблема.
3. Перспективы развития информационного общества
За последние годы многие страны и международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. Эти документы принимают разнообразную форму, но преследуют одну цель – войти в число лидеров мирового сообщества.
Например, в основу инициативы Еврокомиссии была положена концепция Европейского Пути – так официально именуется разрабатываемая стратегия развития Европейского союза. Показательно, что эта стратегия разрабатывается на основе идей устойчивого информационного общества и при самом активном участии консультационного органа Евросоюза – Форума информационного общества.
В 1999 году в своем докладе на Международном симпозиуме "Глобальное Информационное Общество: Деятели и Жертвы", французский профессор Ф.Й. Радермахер рассказал о некоторых акцентах Европейской стратегии, которые необходимы именно для выхода на траекторию устойчивого информационного общества. Важнейшие среди них:
- активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;
Информация о работе Информационное общество: противоречия и перспективы его развития