Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:16, сочинение
Человек является центром изучения во все времена, в том числе и в последние годы, ведь человеческая сущность так и остаётся до конца не изведанной. Особенно всестороннего анализа требует человеческая индивидуальность, так как именно она определяет развитие нашего общества. В настоящее время ученые замечают трансформацию человеческой индивидуальности в условиях образования нового информационно-коммуникативного пространства.
Эссе по философии
Индивидуальность человека
(по работе Ю. Хабермаса «
Человек является центром изучения во все времена, в том числе и в последние годы, ведь человеческая сущность так и остаётся до конца не изведанной. Особенно всестороннего анализа требует человеческая индивидуальность, так как именно она определяет развитие нашего общества. В настоящее время ученые замечают трансформацию человеческой индивидуальности в условиях образования нового информационно-коммуникативного пространства. Проблема индивидуальности человека является актуальной в современном обществе: на эту тему полемизируют как в повседневной жизни, так и на философских дискуссиях. Но понятие индивидуальности очень сложное, и, не смотря на то, что часто употребляется, оно неоднозначно трактуется учёными.
Мне захотелось проанализировать взгляды одного из современных философов на эту тему. В журнале «Вопросы философии» была опубликована статья Юргена Хабермаса, обращусь к ней подробнее ввиду интересной интерпретации автором понятия индивидуальность.
Рассматривая проблему индивидуальности, Хабермас подчеркивает постоянное изменение понимания термина «индивидуальность» во времени. На мой взгляд, совершенствование данного понятия объясняется развитием самого человека. Прежде чем дать свою трактовку данного термина, автор делает подробный ретроспективный анализ от Платона до современности.
Первоначально древние греки под индивидуальностью понимали лишь единичность, единственное число. Сразу заметна ограниченность и узость такого подхода, поэтому дальнейшее толкование термина шире, чем атомарность. Согласно идеалистическому подходу под индивидуальностью понимается совокупность свойств, определяющих объект. Однако изначальные свойства объекта универсальны и не подчеркивают его уникальность, что подтолкнуло философскую науку к появлению индивидуализирующей идеи Д. Скота. Лейбниц развивает эту идею, говоря, что индивидуальность – это способность «представлять мир как целое своим собственным уникальным способом». Данное понятие трансформируется в дальнейшем благодаря идеям Гегеля, Фихте, Гумбольдта, и возникает идея перформативного требования индивидуальности, которую и разделяет Хабермас. Смысл этой идеи автор раскрывает на конкретном примере, анализируя «Исповедь» Руссо. По мнению Хабермаса, человек способен реализовать свою индивидуальность только в обществе, потому что необходима оценка окружающих. Автор предлагает концепцию самости, обосновывающую идентичность человека. Он считает, что индивидуальность не существует вне межличностной коммуникации, потому что человек не способен обнаружить свою уникальность в одиночку. Самость требует обязательного признания окружающих. Хабермас утверждает, что идентичность существует, если человек получает подтверждение и признание, только в этом случае проявляется индивидуальность.
Прослеживается, что автор статьи
отождествляет понятия «
На мой взгляд, индивидуальность – это не только открытые окружающему миру и обществу свойства и характеристики, это и сложная закрытая система внутреннего мира, в которой формируется самосознание, определенные ценности. Я не отрицаю, что многие, особенно социальные особенности индивид приобретает в процессе так называемого перфоманса, то есть взаимодействия в обществе, но это не единственный способ формирования индивидуальности. Многое в человеке формируется благодаря его собственному видению, индивидуальному отношению, то есть благодаря некой замкнутости. Компонентами индивидуальности являются и свойства личности (совокупность общественных отношений), и индивида (это совокупность природных, биологических свойств), и субъекта деятельности. Однако я считаю, что если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности. Именно из-за того, что важно уметь реализовывать свою индивидуальность Хабермас показывает тесную взаимосвязь понятий «личность» и «индивидуальность», сводя её к тождественности понятий.
Особое место в статье Хабермаса посвящен анализу употребления личного местоимения «я», потому что оно играет важную роль для раскрытия понятия индивидуальность. Автор говорит, что не стоит ограничиваться рассмотрением грамматической роли «я», ведь такой подход показывает лишь выделение индивидом себя в качестве отдельной единицы (сущности) и готовности обратиться к окружающему миру. Удивительно, но в науке преобладает такой подход к местоимению первого лица единственного числа: многие лингвисты и философы определяют роль «я» только как указание на говорящего. Однако значение личного местоимения, особенно в рамках перформативной концепции, намного шире. Используя «я» человек индивидуализирует себя, показывает своё отличие в рамках социальных отношений, происходит идентификация окружающими субъекта. Получается, что «я» - это высшая степень индивидуализации, которая может быть достигнута с помощью языковых средств. Именно речевая коммуникация является неотъемлемой частью нашей жизни, растёт роль языка в современном обществе, это также объясняет, почему Хабермас делает акцент на местоимении «я» в рамках рассмотрения проблемы индивидуальности.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что индивидуальность представляет собой целостную уникальную систему качеств человека, которая формируется в процессе социализации и в ходе самопознания.
Таким образом, социальная философия занимается очень важным вопросом, касающимся индивидуальности человека. Я считаю, что каждый человек должен понять, что же такое индивидуальность и как её раскрывать, потому что это необходимо для успешного становления и развития личности. Статья Хабермаса «Понятие индивидуальности» позволяет глубже разобраться в данной теме, что, на мой взгляд, существенно облегчит прочитавшему понимание собственной индивидуальности. Также человек должен постоянно совершенствоваться в ходе самоанализа и самоопределения, так как индивидуальность – это глубина личности и субъекта деятельности.
Список литературы:
1. Хабермас Ю. «Понятие индивидуальности» // Вопросы философии 1989 № 2
2. Дронсейка Р.П. «Личное местоимение «я» в коммуникативно-прагматическом аспекте (на материале произведений Б.Н. Акунина)»// Журнал Вестник КАСУ №2 – 2008
3. Арляпова Е. В., Конюхова Т. В., Гончарова Н. А. «Влияние информационно-коммуникативного пространства на формирование новой индивидуальности» // Известия 2010 №6
4. http://bookap.info/genpsy/
Информация о работе Индивидуальность человека (по работе Ю. Хабермаса «Понятие индивидуальности»)