Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:09, реферат
Несомненно, сила воображения относится к основным способностям человеческой души; она проявляется в ночном сновидении, в полуосознанной дневной грезе, в представляемых влечениях нашей инстинктивной жизни, в изобретательности беседы, в многочисленных ожиданиях, которые сопровождают и обгоняют, прокладывая ему путь, процесс нашего восприятия.
Фантазия действует почти повсеместно: она гнездится в нашем самосознании, определяя тот образ, который складывается у нас о себе, или же тот, в котором нам хотелось бы видеться ближним, она ловко сопротивляется беспощадному самопознанию, приукрашивает или искажает для нас образ другого, определяет отношение человека к смерти, наполняет нас страхом или надеждой, она — в качестве творческого озарения — направляет и окрыляет труд, она открывает возможность политического действия и просветляет друг для друга любящих.
Часто утверждают, что игра целедостаточна в самой себе, что она несет в себе цели, которые, однако, не выходят за пределы игровой структуры. Но ведь и всякое законченное трудовое действие несет цели в себе, единичные приемы согласованы друг с другом, происходят по единому плану, направляются единым замыслом. Однако трудовое действие в целом служит выходящим за его пределы целям, вплетено в более широкий смысловой контекст. Игровому действию присущи лишь имманентные ему цели. Если мы играем ради того, чтобы за счет игры достичь какой-то, иной цели, если мы играем ради закалки тела, ради здоровья, приобретения военных навыков, играем, чтобы избавиться от скуки и провести пустое, бессмысленное время,— тогда мы упускаем из виду собственное значение игры [ 4, c. 365].
Человек как человек есть игрок. Игровому свершению присуща особая настроенность, настроение окрыленного удовольствия, которое больше простой радости от свершения, сопровождающего спонтанные поступки, радость, в которой мы наслаждаемся своей свободой, своим деятельным бытием [ 4, c. 366].
Что отличает игру от других явлений? Провести отчетливую границу непросто. Некоторые исследователи определяют игру через противопоставление ее серьезному, другие считают противоположностью игры принуждение, насилие. Определение игры способом отрицания того, чем она не является, все же не раскрывает ее собственного содержания.
Всякая игра переносит человека в "магическое измерение". Это – временная сфера, которая находится среди обыденной жизни. В этом ее двойственность: она выступает как деятельность в реальном мире и одновременно – в мире воображаемом, иллюзорном. Игра витает над действительностью как некая неуловимая видимость.
Характеристика игры как иллюзорного мира не исключает того, что игроки могут быть настроены с величайшей серьезностью. Игра и серьезность меняются местами. Игра превращается в серьезное, а серьезное – в несерьезное на данный момент. Игра может возвышаться до вершин священного, оставляя серьезность обыденной жизни далеко позади себя. Несерьезное отношение к игре, ее правилам разрушает ее. Если бы шахматисты или артисты на сцене, или играющая с куклой девочка начали несерьезно относиться к тому, что делают, игра тут же прекратилась бы или превратилась в пародию (тоже игру, только уже другую).
Пожалуй,
вся жизнь – это игра, то есть
чуть ли не все феномены бытия приобретают
так или иначе элементы игры. Именно
на это обратил внимание О. Финк,
поставив игру на одну ступень с
другими важными феноменами: любовью,
смертью, борьбой и трудом. По его мнению,
играет лишь человек. Игра пронизывает
все сферы нашей жизни, она имеет место
в жизни каждого человека независимо от
его возраста. Игровые навыки, отработанные
с опытом, часто помогают нам в жизни. Но,
воспринимая жизнь через призму игры,
нельзя окончательно утратить связь с
действительностью. Хотя жизнь и наполнена
игровыми моментами, в ней, как в игре,
нельзя, ошибившись, начать сначала, нельзя
«перебросить кубик» [3].
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1
Library.by [Электронный ресурс] / Игра как феномен
человеческого бытия. – Минск, 2011. – Режим
достпа:http://library.by/
2
Velikanov.ru [Электронный ресурс] / Энциклопедии
> История философии > Игра. – Минск,
2011. – Режим доступа: http://velikanov.ru/
3 Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б.Демидов. – Мн.: Экономпресс., 1999.
4 Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк. – М., 1988. – 518 с.
5 Хёйзинг, Й Человек играющий / Й. Хёйзинг. – М.: ПРОГРЕСС ТРАДИЦИЯ., 1997. – 345 с.