Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:47, контрольная работа
Платон(427-347 г.г. до н. э.) вошел в историю философии как мыслитель, впервые разработавший идеал государства. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. Для этого каждому требуется осознать свое природное и законодательное предназначение; «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие, — отмечал Платон, — это и есть справедливость». В совершенном государстве представители всех сословий должны служить Абсолютному Благу.
Каждое сословие выполняет определенные, необходимые для существования общества функции и, тем самым, увеличивая благосостояние всех посредством взаимоудовлетворения, обеспечивает свои собственные интересы: «надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании соответственно их природным данным». Правители государства должны следить за тем, чтобы сословные перегородки не были препятствием для продвижения талантливых и благородных людей. Не факт рождения от родителей, принадлежащих к определенному сословию, а личные достоинства, природные задатки и склонности – вот единственное основание причисления гражданина к тому или иному сословию в справедливо устроенном государстве Платона. Распознавание и установление природных свойств и склонностей подрастающего поколения – главная задача правителей: «...бог требует, прежде всего и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблестными стражами... и, если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь с примесью золота или серебра (у низшего сословия), это надо ценить и с почетом переводить его в стражи или в помощники».16
Разрабатывая проект своего идеального государства, Платон между тем вступает в противоречие сам с собой. Сквозь очертания нарисованной Платоном гармонии между хозяйственными работами и отправлениями высших обязанностей — правительственных и военных, — предполагающими высшее интеллектуальное развитие, ясно проступает противоположность высших и низших классов, резко обособленных друг от друга. Тем самым «идеальное» государство сбивается на осужденный самим Платоном отрицательный тип общества, разделенного на взаимовраждебные классы. Платон уничтожает враждебность единомыслием, стремление служить общему благу, но такого единомыслия в принципе не может быть между людьми, стоящими на разных социальных ступенях общества, между просвещенными правителями и работниками хозяйственного труда, которые отбраковываются как люди низшей породы. Мыслитель говорит о справедливом государстве, но вряд ли построенное по данному им образцу государство будет таковым, государство, где вся власть, воля, инициатива целиком и нераздельно принадлежат элите. Такое государство порабощает своих граждан, обезличивает их, лишает самоценности. Всеохватывающий, тотальный контроль правителей над воинами и работниками вплоть до внедрения в их личную жизнь, превращает последних в безгласых и безвольных рабов правящей группы. Так по мысли Платона даже браки воинов будут направляться и устраиваться правителями государства, которые стремятся лучших сочетать с лучшими, а худших с худшими. Новорожденные младенцев отбираются у матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших, дефективных обрекают на гибель в скрытом месте.17 Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство — ради человека. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистической, в которых человек рассматривается только как частица целого, как нечто, которое целиком должно подчиняться целому18.В его учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным19. Граждане в таком государстве есть ничто иное, как винтики и шестеренки общего механизма, этакого процветающего монстра, идола по имени «общее благо». Идея Платона утопична. Нереален и образ мудрых, справедливых правителей, обладающих только лишь добродетелями, которые при всей полноте своей власти имеют перед собой целью исключительно общее благо. Платон осуждает насилие, но установить задуманный им контроль правящей группы над остальной частью общества без насилия невозможно. И если бы кто-то задумал бы руководствоваться платоновским проектом и претворил его в жизнь, такое государство неизбежно закончило бы свое существование гражданской войной и грандиозным переворотом.
Однако не надо забывать какой огромный промежуток времени отделяет нас, современных людей, от тех античных мыслителей и насколько изменилось с тех пор наше мировоззрение.
Платон и сам адекватно представлял ограниченные возможности реального воплощения любых идеальных моделей и проектов. Он прекрасно понимал, что изображенный им идеальный образец должен лишь служить эталоном, указывающим цели и средства совершенствования реально существующих государственных устройств: «Может ли что-нибудь быть исполнено так, как сказано?.. Уже по самой природе дело меньше, чем слово, причастно истине... Так не заставляй же меня доказывать, что и на деле все должно полностью осуществиться так, как мы это разобрали словесно. Если мы окажемся в состоянии изыскать, как построить государство, наиболее близкое к описанному, согласись, мы сможем сказать, что уже выполнили твое требование, то есть показали, как можно это осуществить»20
Таким образом, предпринятое Платоном в «Государстве» ис-следование представляет из себя попытку познания сущности, идеи государства как социального феномена в целях проведения на ос-нове результатов этого познания сравнительного анализа причин несовершенства эмпирически существующих государственных форм и поиска средств реального установления такого государственного строя, который находился бы в максимально возможном соответствии с действительной сущностью государства.
Платон – действительно один из тех немногих мыслителей, кто был и остается авторитетом во все века и для самых разных культур. К нему апеллировали и на него ссылались не только античные философы, но и деятели Церкви, он был мудрейшим для гуманистов эпохи Возрождения и вплоть до сего дня без обращения к Платону не обходится, наверное, ни один значительный мыслитель.21
Список литературы
Аблеев С.Р.История мировой философии Учебник, М.:Астрель 2006
Алексеев П.В. История философии Учебник, М.: Проспект 2009
Асмус В.Ф. Античная философия Учебник М.,-1976
Балашов Л.Е. Философия Учебник , М.,2009
Васильев В.В.История философии Учебник, М.:-Академический проект 2008
Вишневский М.И. Философия М., Вышенская школа 2008
Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве Журнал Философия и общество , выпуск №1(38) 2005
Крюков В.В. Философия Учебник Н.: НГТУ,2006
Миронов В.В. Философия Учебник , М.: Норма 2008
1 Алексеев П.В. История философии стр 19
2 Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве стр157
3 Асмус В. Ф. Античная философия стр.235
4 Голубев С.В. Указ. Соч. стр.158
5 Асмус В. Ф Античная философия стр.236
6 Там же стр. 237
7 Голубев С.В. Указ. Соч. стр.160
8 Асмус В. Ф Указ.соч. стр 237
9 Асмус В. Ф Указ.соч. стр 238
10 Голубев С.В. Указ. Соч. стр.161
11 Там же. стр.162
12 Голубев С.В. Указ. Соч. стр.158
13 Голубев С.В. Указ. Соч стр..164
14 Миронов В.В. Философия стр.46
15 Асмус В. Ф Указ.соч. стр 239
16 Голубев С.В. Указ. Соч. стр.166
17 Асмус В.Ф. Указ.соч. стр.251
18 Балашов Л.Е. Философия стр.41
19 Миронов В.В. Указ соч стр.46
20 Голубев С.В. Указ.соч. стр.170
21 Голубев С.В. Ука. Соч. стр 156