Идеализм и материализм как основные виды философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:13, реферат

Краткое описание

Термин «философия» приблизительно в VI столетии до н.э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. Образовано это слово от соединения двух греческих слов: phileo – любовь и Sophia – мудрость, т.е. философия – это любовь к мудрости, или как говорили в древние времени на Руси, «любомудрие». Объяснение и закрепление в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона. Философы - это люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие и структура мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5
Философия и мировоззрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Материализм и идеализм:
А) Понятие материализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Б) Понятие идеализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
В) Различия между материализмом и идеализмом . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Файлы: 1 файл

работа 4.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

 

Обобщая достижения науки, он способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что оказывало благотворное влияние  на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются  ложные построения идеалистов и агностиков, и неоспоримо доказывается его истинность.        Слово «материализм» начали употреблять  в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые дали Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Материализм прошёл в своём развитии 3 этапа.

Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур).       Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего материализма состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит).

В средние века материалистические тенденции проявлялись в форме  номинализма, учений о «совечности  природы и бога».

В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Вруна и другие) часто был облечён в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в её целостности и во многом напоминал материализм античности – это было время второго этапа развития материализма. В 16-18 веках, в странах Европы – второй этап развития материализма - Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм. Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. Материализм 17-18 веков связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 века стали рассматривать последние элементы природы как неодушевлённые и бескачественные. Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, французские философы (Дидро, Гольбах и другие) рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 века. Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, у французских материалистов 18 века выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы материализма на западе был «антропологический» материализм Фейербаха, в котором наиболее ярко проявилась созерцательность.

В 1840-х годах Карл Маркс  и Фридрих Энгельс сформулировали основные принципы диалектического  материализма – это было начало третьего этапа развития материализма. Одна из особенностей развития диалектического материализма - обогащение его новыми идеями. Современное развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе с тем, развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии материализма. Последнее происходит в постоянной борьбе материализма с новейшими разновидностями идеалистической философии.

В XX веке в западной философии  материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике. Материализм  конца XX и начала XXI века представлен  философским направлением «онтологической  философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм, исторический материализм, метафизический материализм Нового времени и диалектический материализм.

Б) Понятие идеализм.

Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального.

Идеализм возник более  двух с половиной тысячелетий  тому назад. Термин «идеализм» появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах  Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист  Дидро назвал идеализм «...самой абсурдной  из всех систем».

Идеализм исходит из первичности  духовного, нематериального, и вторичности  материального, что сближает его  с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и  сотворенности его Богом. Материалистическому  детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую  точку зрения. Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих смыслах, а само это направление  рассматривается подчас как подлинно философское. В условиях классового общества идеализм возникает как  наукообразное продолжение мифологических и религиозно-фантастических представлений. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности  в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем, отдельные представители  идеализма, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьёзно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

По своему происхождению  и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, он возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие  эпохи служил, как правило, философским  оправданием и обоснованием религиозной  веры.

Историческими истоками идеализма  являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализму дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование ((от греч. hypostasis — сущность, субстанция) — логическая (семантическая) ошибка, заключающаяся в опредмечивании абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования) отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. С формированием рабовладельческого общества идеализм становится естественноисторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд был первоначально их привилегией.

В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество  самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно.

В период общего кризиса капитализма  распространились такие формы идеализма, как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм.

Три названных течения - главные  разновидности идеализма середины 20 века, но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался  процесс расщепления на мелкие эпигонские школы. Главными социальными причинами  многообразия форм современного идеализма (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия  жизни, философская антропология, концепции  франкфуртской школы и другие) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма.

Многовековая история  идеализма весьма сложна. В самых  различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма  возникли уже в Древней Греции. Классической формой объективного идеализма  была философия Платона. Ее особенность - тесная связь с религиозно-мифологическими  представлениями. Эта связь усиливается  в начале нашей эры, в эпоху  кризиса античного общества, когда  развивается неоплатонизм, сросшийся  не только с мифологией, но и с  мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма ещё сильнее выражена в эпоху средневековья, когда  философия полностью подчиняется  теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка  объективного идеализма, произведённая, прежде всего, Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного Бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

 

В средневековой философии  идеализм представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшими представителями были: Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 века: Дж. Беркли и Д. Юма.

Начиная с Декарта, в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов  всё больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением  субъективного идеализма стала  гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с другой - объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм.

Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии, обосновавшей и развившей идеалистическую  диалектику. С переходом капитализма  в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии  становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм.

В) Различия между материализмом и идеализмом.
Эти два философских направления  конкурируют между собой на протяжении практически всей истории философии. Материализм - философская ориентация, которая в противоположность идеализму исходит из того, что:
  1. мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания;
  1. материя первична, а сознание - свойство материи;
  1. предметом познания является познаваемая объективная реальность.

По своим социальным корням идеализм в противоположность материализму выступает в качестве мировоззрения  консервативных и реакционных классов, не заинтересованных в правильном отражении  бытия.

Поскольку идеалистическое  или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики.

Исследуя разницу между  материализмом и идеализмом полезно  обратиться к учениям известных  философов, особенно тех, которые стали  «отцами» основных направлений данных течений. Демокрит считается родоначальником философского материализма. Суть его учения состоит в том, что мир состоит из атомов, т.е. материальных вещей. Платон считается родоначальником идеализма. Главная мысль его учения: идеи вечны и неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут.

Заключение.

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим  проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного  мира. Когда наука сталкивается с  каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение  заранее исключает его идеалистическое  объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм  выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

Идеализм, как противоположное  материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два  направления философии, рассмотренные  вместе, представляют полную картину  мира.

Информация о работе Идеализм и материализм как основные виды философского мировоззрения