Христианская средневековая философия. Апологетика, патристика, схоластика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:01, реферат

Краткое описание

Христианство возникло в I в. н.э. в восточной провинции Римской империи Палестине и в II-III в.н.э. широко распространилось по всей империи и за её пределами. В 325г. император Константин издаёт указ, по которому христианство становится гос-ой религией Римской империи. В 529г. император Юстиниан своим указом закрывает последнюю языческую философскую школу академию Платона в Афинах.

Файлы: 1 файл

lektsii.docx

— 24.49 Кб (Скачать)

Христианская средневековая философия. Апологетика, патристика, схоластика.

 

Христианство возникло в I в. н.э. в восточной провинции Римской империи Палестине и в II-III в.н.э. широко распространилось по всей империи и за её пределами. В 325г. император Константин издаёт указ, по которому христианство становится гос-ой религией Римской империи. В 529г. император Юстиниан своим указом закрывает последнюю языческую философскую школу академию Платона в Афинах.

Христианская средневековая философия по своему содержанию отличается от античной философии. Во-первых, изменились соц.условия, в которых оказалась философия в после римский период. Непрерывные воины, восстания, набеги варварских племен, распад рабовладельческого строя сопровождались упадком науки, в том числе и философии. Во-вторых, господство духовной жизни Западно-европейского средневекового общества католической церкви во главе с Ватиканом. Философия, которая была наукой наук, теперь становится служанкой богословия. Философия теряет свой собственный предмет и приобретает религиозный характер. В-третьих, вместо подлинной науки надолго занял оккультизм с его верой в сверхъестественные и потусторонние силы. Закрываются античные философские школы, начинаются гонения на философов, в особенности на материалистов. В-четвертых, отвергая греческую философию, католические священники опирались лишь на те идеи прошлого, которые могли быть использованы для объяснения религиозных текстов. В первую очередь это относилось к философии Платона и Аристотеля.

Христианская средневековая философия имеет следующие этапы развития: Апологетика (II-IIIв.н.э.), Патристика (IV-VIIIв.), Схоластика (IX-XIVв.)

Апологетика. Термин «апологетика» происходит от греческого слова апология, что значит заступничество, оправдание. Апологетикой называется течение христианской теологии и философии, выступавшей в защиту христианского вероучения в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Первые христиане были заняты проповедью христианской веры, а не построением философской системы. Они считали себя свидетелями воскресения Христа, проповедника слова Божья, а не мыслителями, которые пытались решать загадку мироздания.

Вскоре новая религия оказалась вынужденной защищать себя от нападок нехристианских мыслителей. Ей надо было доказать, что настоящую мудрость, знания можно найти лишь в христианстве, а не в сочинениях и языческих философах. Так появляются сочинения первых христиан адресованных римским императором. В этих сочинениях возвышалось христианское вероучение. Главной проблемой всех этих сочинений была проблема отношений между философией и религией. В решении этой проблемы сложилось два направления: отрицательное отношение к философии и положительное. Отрицательно относились к философии такие мыслители: Татиан, Тертуллиан. По их мнению, все языческие философы были безнравственны и невежественны. Христианская мудрость древнее всех философских учений, поэтому нет никакой связи между философией и христианством. Изучение философии ненужно и даже вредно для веры. Положительно относились к философии: Иустин, Ориген, Климент. По их мнению, христианство и философия имеют один и тот же источник «божественный логос», разлитый во всём мире, т.е. языческая философия и христианство – это две ветви одного дерева. Изучение философии необходимо для глубокого постижения истин веры.

Патристика. Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов, так называемых отцов церкви, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианства. Наиболее видным представителем патристики был Аврелий Августин Блаженный. По его мнению, Бог создал мир из ничего и существование мира постоянно поддерживается Богом. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир сразу бы исчез, прекратил свое существование. Мир ограничен в пространстве и времени, причем пространство и время создаются Богом вместе с миром. Мир только один и никаких других миров до создания нашего мира не существовало.  Из состояния греха падшие люди могут выйти только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета. По первому пути шли древние дохристианские философы, лучшим из которых был Платон. Так как мир есть творение Бога, то изучение мира позволяет нам приблизиться к пониманию Бога. Второй путь возможен лишь при условии веры в Бога, которая дается нам с Божьей помощью через Библию. Только на этом пути возможно подлинное постижение Бога.

Схоластика. Буквально определяется как философия и теология, которую преподавали в Средневековых учебных заведениях. В общем научном смысле схоластичными считают бесплодное оторванное от реальности суждение. Видным представителем схоластики был Ф. Аквинский. Фома утверждал, что философия и науки выполняют по отношению к христианству служебные функции. Христианство не черпает из философии и наук никаких положений и знаний, т.к. все знания содержатся в священописании. Но религия использует философию и науки для разъяснения истин христианства. Аквинский приводит док-ва бытия Бога: 1)Бог-перводвигатель всех предметов и вещей в мире; 2)Бог-первая причина мира; 3) первая необходимость; 4) образец совершенства; 5) высшая цель.

Т.о. в средние века философия была служанкой богословия, но несмотря на это она оказала большое влияние на культуру Западной Европы. Нацелила человека на потусторонний мир, на внутренний мир самого человека и создала новые моральные ценности.

 

Философия эпохи Возрождения

 

1.Социально-экономические условия возникновения философии. Начало эпохи Возрождения обычно относят к середине 14в., а окончание к 16в. Принято различать Итальянское Возрождение 14-16в. и Северное Возрождение 16-нач 17в. Последний период также называется эпохой Реформацией, т.к. в это время зародилось новое направление христианства – протестантизм. У его истоков находились немецкий ученый и богослов М.Лютер и француз Ж.Камвин. Внешняя сторона Возрождения – это восстановление и развитие всей античной культуры. Внутренняя сущность Возрождения – освобождение человека от оков церкви, от власти средневековой морали и схоластики. Родиной Европейского Возрождения является Италия. Этому способствовало географическое положение, которое давало возможность активно развивать морскую торговлю, как с Западными, так и с Восточными странами. Развитие торговли приводит к тому, что впервые появляются банковские и ростовщические компании. Появляется возможность быстрого развития итальянских городов, на территории которых формируются капиталистические хозяйства мануфактур. Все виды соц-ой активности сосредоточились в руках правящего строя, которые вели торговые и ростовщические операции, владели текстильным производством, сдавали землю в аренду, ведали казной и правосудием. Такое многообразие соц-ых ролей обеспечивало правящему слою устойчивость и создавала атмосферу, в которой высоко ценились индивидуальность  и незаурядность. Поэтому в дальнейшем эпоха итальянского Возрождения характеризовалась как эпоха Возрождения человека и гуманизма. Это время ориентации на искусство, на художественное понимание мира.

2.Натурфилософия. Эпоха Возрождения хар-ся развитием науки и в частности естествознания. В 15в. шло активное развитие натурфилософии. Философы Возрождения пытались возродить античную философию. Как и философы Др.Греции они занимались исследованием природы. Возрождается интерес атомарной теории Демокрита, философии математики Пифагора. Но у др.греков человек познает природу, чтобы подчиниться к ней. У философов Возрождения, чтобы подчинить природу человеку, управлять природой. Исследование объективного мира в античности носило внеопытный характер, все открытия и выводы основывались на мат-их моделях и личных наблюдениях. Представления о природе в эпоху Возрождения опираются на достижение конкретных наук. Природа в эпоху Возрождения рассматривалась с позиции пантеизма, т.е. природа есть Бог.

В это время в связи с новыми географическими открытиями возрастает интерес к астрономии. До Возрождения астрономии господствовало геоцентрическое представление о мире, разработанная ещё Аристотелем, а затем поддержана в средние века христианством, т.к. земля-место обитания человека как венца творения Бога.

Идея гелиоцентрической системы мира зародилась ещё в античности в IIIв. до н.э. у Самосского. Коперник развивает эту идею. По его утверждению Земля находится в движении и не является центром мира. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами вокруг неподвижного Солнца. Но Коперник как и Аристотель утверждал, что движение Земли и других планет происходит равномерно по круговым орбитам. Немецкий ученый Кеплер доказал, что движение планет не равномерно, оно тем быстрее, чем планета движет к Солнцу и движение происходит не по кругу, а по эллипсам. Бруно в отличии от Коперника утверждал бесконечность мира. Он считал, что сущ-ет множество миров: Вселенная одна, миры не бесконечны. Бруно высказал также предположение о существовании жизни на других небесных телах.

3.Антропоцентризм, гуманизм эпохи Возрождения. Гуманизм – особое явление духовной жизни эпохи Возрождения. Смысл этого термина в эпоху Возрождения был иным, чем в современную эпоху, где гуманизм понимается как человеколюбие. В 14-15 в. было принято делить науки на науки Божественные и науки человеческие. К последним относились грамматика, риторика, литература, поэзия, история. Гуманистами называли образованных людей, хорошо знавших эти науки.

В центре внимания всех гуманистов: Данте, Петрарх, Валло находится человек. По их мнению, оценивать человека необходимо не по его знатности и богатства, а по тому чему достиг человек. Такая высокая оценка личности привела к индивидуализму. Человек по их мнению создан и Богом и природой. Человек, как и Бог, является праотцом и в этом его высшее предназначение. Назначение человека в эпоху Возрождения существенно отличается от античности и средневековья. Если в Др.Греции человек был подчинен природе, христианство подчеркивало, что человек господин над всей природой, но раб Божий, то философы Возрождения утверждали, что человек не только господин над природой, но и господин своей судьбы.

Впервые в эпоху Возрождения провозглашен принцип индивидуализма и неповторимости человека. В эпоху Возрождения появляются новые взгляды и на общество. Утверждается идея о том, что церковь не должна управлять обществом. В это же время появляются первые утопические теории. Слово «утопия» происходит от греческого «место которого нет». Эти теории развивают Томас Мор, Кампанелла «Город Солнца». В этих двух произведениях описываются модели земного идеального государства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраняются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан.

Т.о. в эпоху Возрождения меняется картина мира, геоцентризм заменяется гелиоцентризмом, провозглашается гуманизм и светская направленность в жизнь.

 

Основные проблемы европейской философии 17-18в.

 

Философия 17-18в. отражает взгляды нового зарождающегося класса буржуазии. Социально-экономическая обстановка в Европе хар-сь ростом торговли, географическими открытиями, захватом колоний, развитием капиталистических предприятий мануфактур и буржуазию в таких условиях не устраивают цитаты из Библии. Возникает необходимость развивать те отрасли знания, которые связаны с общественной практикой.

В это время наука утрачивает свой созерцательный характер. Научные теории стали строиться на экспериментальных методах, а не высказываниях авторитетов прежних эпох. Если раньше научные открытия в основном служили для удовлетворения любопытства ученых, то теперь они всё больше стали получать практическое применение для разработки технических средств, повышения эффективности труда. Ученые стремились преобразовать природу и науку на основе опыта и эксперимента. На первый план науки выступает изучение природы, возрастает уважение к разуму, а человек с его внутренним миром отходит на второй план.

Философия этого времени носит механистический, метафизический характер. Механистический потому что из всех разделов физики была развита механика. Метафизичность была связана с тем, что весь мир считался неподвижным, статичным. Мир был разбит на части, которые понимались как совершенно самостоятельные несвязанные друг с другом. Такая ориентация общества на науки ставит перед философией проблему методов познания. В решении этой проблемы сложились два направления: эльпиризм(от греч. «опыт»), рационализм(от греч. «разум»).

Родоначальником эльпиризма является английский ученый Ф.Бэкон. Он считал, что основа любого метода должен быть эксперимент, опыт. На основе опыта ученый имеет право сделать теоретический вывод, т.е. в познании науки идет от частного к общему. Это называется индуктивным методом. Бэкон утверждал, что если внедрить этот метод в науку, то познание мира можно завершить в короткие сроки.

Рационалистическое направление развивает французский ученый Р.Декарт. Он считал, что основой познания должен быть разум. Всё что происходит в мире необходимо подвергать сомнению. Причина сомнений находится в чувствах человека. Поэтому, если ученый хочет прийти к достоверным выводам, необходимо чувство подвергать сомнению. Единственное в чем мы не можем сомневаться, это то что мы сомневаемся. Но наше сомнение есть ничто иное как мышление. Декарт приходит к своему знаменитому положению «Я мыслю, следовательно, существую. Если существую я, то существуют все». Декарт разрабатывает дедуктивный метод: от общего к частному. Второй проблемой философии 17-18в. была проблема субстанции. Декарт дает следующее определение: «Субстанция-это то, что для своего существования не нуждается не в чем, как кроме в себе». При решении этой проблемы сложились три точки зрения: манизм, дуализм, плюрализм.

Представителем манизма был Спиноза. По его мнению, существует одна субстанция – это природа. Бог растворен в природе. Спиноза доказывает единство природы следующим образом: 1. Всё есть природа. Она бесконечна, и все вещи это часть природы. 2. Всей природе свойственен один и тот же порядок. Порядок природы не может быть в одном месте совершеннее, чем в другом. 3. Какая-либо часть природы не может самостоятельно существовать. Она существует лишь в связи со всей природой.

Дуалистический взгляд развивает Декарт. Он утверждает, что существуют две независимые субстанции: материальная(главное её свойство: делимость до бесконечности), духовная(она неделима, гл.св.: мышление).

Представителем плюрализма является Лейбниц. Мир состоит из мельчайших элементов-монад. Монада-это простая неделимая субстанция, самостоятельная единица бытия. Каждая монада-это мир сам по себе. Человек это высшая монада, т.к. наделен сознанием.

Т.о. основными проблемами философии 17-18в. являлись: 1. Разработка научного метода: эмпирического и рационалистического. 2. Внимание концентрируется также на проблеме субстанции.


Информация о работе Христианская средневековая философия. Апологетика, патристика, схоластика