Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:09, контрольная работа
Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея - обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философского знания, имеющей название «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема становления знания и его оценка.
Гносеология (теория познания) - философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?
«Призрак пещеры» - ошибки,
которые присущи не всему человеческому
роду, а только некоторым группам людей
вследствие субъективных предпочтений,
симпатий, антипатий ученых: одни больше
видят различия между предметами, другие
– их сходства; одни склонны верить в непогрешимый
авторитет древности, другие, наоборот,
отдают предпочтение только новому. К
ним относятся индивидуальные особенности
человека.
«Призраки
рынка» - препятствия, возникающие вследствие
общения между людьми посредством слов.
Во многих случаях значения слов были
установлены не на основе познания сущности
предмета, а на основании совершенно случайного
впечатления от этого предмета. К ним он
относил общезначимые нормы и правила.
«Призраки
театра» - препятствия, порождаемые в науке
некритически усвоенными, ложными мнениями.
«Призраки театра» не врождены нашему
уму, они возникают вследствие подчинения
ума ошибочным воззрениям. Это слепая
вера в разного рода авторитеты.
В конструктивной
части он показывает три основных пути,
ведущих к истине:
«Путь паука»
– когда истина извлекается путем логических
выводов из исходных аксиом. Этот путь
ведет к истине, однако, истинность всей
теории базируется на истинности всех
аксиом. (Дедукция)
«Путь муравья»
(или простая индукция) – когда истинность
теории базируется на истинности всех
ее эмпирических составляющих. Достоинства
этого пути в том, что он не отрывается
от практики. В то же время его недостаток
в том, что действительная истинность
зависит от полноты индукции, а эта полнота
осуществима лишь теоретически.
«Путь пчелы»
– его Бэкон представлял как синтез первых
двух, когда движение начинается от фактов
и через индукцию выходит к аксиомам и
на их основе можно двигаться к новым фактам.
Бэкон различает
два вида опытов: «плодоносные» и «светоносные».
Плодоносными он называет опыты, цель
которых – принесение непосредственной пользы человеку,
светоносными – те, цель которых не непосредственная
польза, а познание законов явлений и свойств
вещей. Недостоверность известного доселе
знания обусловлена, по Бэкону, ненадежностью
умозрительной формы умозаключения и
доказательства.
Свой метод
Бэкон называл эмминативная индукция,
она связана с анализом или разложением
всякого сложного на простые составные
части и занесение выделенных свойств
и признаков в три таблицы присутствия,
отсутствия и степени присутствия. Сравнивая
данные таблиц можно выделить закономерности
проявления того или иного свойства или
признака у разных предметов. Бэкон призывал
все научное сообщество объединиться
при использовании этого метода и тем
самым привлечь как можно больше информации.
Фактически
Бэкон в начале ХVII века предложил метод,
который на этом этапе написания стал
определяющим – метод классификации.
Гоббс
рассматривая познание, опирался на строго
сенсуалистическую позицию, то есть источником
наших познаний являются ощущения. Именно
в это время в эмпиризме появляется его
знаменитая формула: «В разуме нет ничего
такого, чего раньше не было в ощущениях».
Сам Гоббс главным способом философствования
считал не чувства, а рациональное мышление.
Однако он сводил мышление к простым арифметическим
операциям над данными чувствами. Все
явления природы можно объяснить на основе
этих операций. В следствие этого Гоббс
становится родоначальником механистического
мышления, когда мышление сводится к простым
механическим операциям.
Локк выступил
против наличия у человека врожденных
идей. Человек обладает пустым сознанием.
Все знания человек получает из опыта.
Опыт бывает внешний и внутренний. Внешний
– окружающий мир, который постигается
путем чувственного сознания. Внутренний
опыт связан с действиями души, направленными
на себя, то есть осуществляется путем
рефлексивного познания. Ощущения и рефлексия
дают нам все идеи, самые элементарные
и самые ясные. К простым идеям ощущения
он относил тепло и холод, свет и мрак,
движение. К простым идеям и рефлексиям
– мышление и хотение. Сила мышления называется
разумом, а сила хотения – волей. Совокупность
простых идей образуют границы нашего
познания по восприятию внешнего и внутреннего
мира. Разум при восприятии простых идей
пассивен, однако, получив их, разум не
ограничивается простой констатацией,
а начинает деятельность, состоящую из
сопоставлений, соединений и отличий.
В результате образуются сложные идеи.
Таким образом,
я рассмотрела основные черты эмпиризма
философии Нового времени, которые заключаются
в следующем:
1. исключительная значимость и необходимость
наблюдений и опыта в обнаружении истины;
2. путем, ведущим к знанию, является наблюдение,
анализ, сравнение, эксперимент;
3. исключительно все знания черпаются
из опыта, ощущений.
Критицизм
- название, которое Кант дал своей идеалистической
философии, отрицающей познаваемость
объективного мира, считая основной её
целью критику познавательной способности
человека; критическая философия.
В творчестве
Канта выделяют два периода: «докритический»
(примерно до 1771 г.) и «критический». Докритический
период – это время медленного освобождения
Канта от идей вольфовской метафизики.
Критический – время постановки Кантом
вопроса о возможности метафизики как
науки и создания им новых ориентиров
в философии, и прежде всего теории активности
сознания.
Докритический
период характерен интенсивными методологическими
поисками Канта и его разработкой естественнонаучных
вопросов. Особый интерес представляют
космогонические изыскания Канта, изложенные
им в работе 1755 года «Всеобщая естественная
история и теория неба». Основу его космогонической
теории составляет концепция аэнтропийной
Вселенной, самопроизвольно развивающейся
от хаоса к порядку. Кант утверждал, что
для объяснения возможности формирования
планетных систем достаточно допустить
материю, наделенную силами притяжения
и отталкивания, опираясь при этом на ньютоновскую
физику. Несмотря на натуралистический
характер данной теории, Кант был уверен,
что она не представляет опасности для
теологии (любопытно, что у Канта все же
возникали проблемы с цензурой по теологическим
вопросам, но в 1790-е годы и совсем по другому
поводу). Большое внимание в докритический
период Кант уделял также исследованию
природы пространства. В диссертации «Физическая
монадология» (1756) он писал, что пространство
как непрерывная динамическая среда создается
взаимодействием дискретных простых субстанций
(условием которого Кант считал наличие
у всех этих субстанций общей им причины
– Бога) и имеет релятивный характер. В
связи с этим уже в своей студенческой
работе «Об истинной оценке живых сил»
(1749), Кант высказывал предположение о
возможности многомерных пространств.
Центральная
работа докритического периода – «Единственно
возможное основание для доказательства
бытия Бога» (1763) – является своего рода
энциклопедией докритической философии
Канта с акцентом на теологической проблематике.
Критикуя здесь традиционные доказательства
бытия Бога, Кант вместе с тем выдвигает
собственный, «онтологический» аргумент,
основанный на признании необходимости
какого-то существования (если ничего
не существует, то нет материала для вещей,
и они невозможны; но невозможное невозможно,
а значит какое-то существование необходимо)
и отождествлении этого первосуществования
с Богом.
Переход
Канта к критической философии не был
одномоментным событием, а прошел несколько
важных стадий. Первый шаг был связан с
радикальным изменением взглядов Канта
на пространство и время. В конце 1960-х гг.
Кант принял концепцию абсолютного пространства
и времени и истолковал ее в субъективистском
смысле, т.е. признал пространство и время
независимыми от вещей субъективными
формами человеческой рецептивности (доктрина
«трансцендентального идеализма»). Непосредственные
пространственно-временные предметы чувств
таким образом оказались лишены самостоятельного,
т.е. независимого от воспринимающего
субъекта существования и получили название
«феноменов». Вещи же, как они существуют
независимо от нас («сами по себе»), были
названы Кантом «ноуменами». Результаты
этого «переворота» были закреплены Кантом
в диссертации 1770 года «О форме и принципах
чувственно воспринимаемого и интеллигибельного
мира». Диссертация также подводит итог
поискам Канта строгого метафизического
метода в докритический период. Он выдвигает
здесь идею четкого различения сфер применимости
чувственных и рассудочных представлений
и предостерегает от поспешного нарушения
их границ. Одной из главных причин путаницы
в метафизике Кант называет попытки приписывания
чувственных предикатов (напр. «где-то»,
«когда-то») рассудочным понятиям, таким
как «существование», «основание» и т.д.
При этом Кант все еще уверен в принципиальной
возможности рассудочного познания ноуменов.
Новым повортным пунктом стало «пробуждение»
Канта от «догматического сна», произошедшее
в 1771 под влиянием анализа принципа причинности,
предпринятого Д. Юмом, и эмпирических
выводов, следующих из этого анализа. Обдумывая
угрозу полной эмпиризации философии
и, стало быть, уничтожения принципиальных
различий между чувственными и рассудочными
представлениями, Кант формулирует «главный
вопрос» новой «критической» философии:
«как возможны априорные синтетические
познания?». Поиски решения этой проблемы
заняли несколько лет («десятилетие молчания
Канта» — период высшей интенсивности
его творчества, от которого осталось
большое количество интереснейших рукописей
и несколько студенческих записей его
лекций по метафизике и другим философским
дисциплинам), вплоть до 1780, когда «за 4-5
месяцев» Кант написал «Критику чистого
разума» (1781), первую из трех «Критик».
В 1783 вышли «Пролегомены ко всякой будущей
метафизике», разъясняющие «Критику».
В 1785 Кант публикует «Основоположение
метафизики нравов», в 1786 г. – «Метафизические
начала естествознания», в которых излагаются
принципы его философии природы, базирующейся
на тезисах, сформулированных им в «Критике
чистого разума». В 1787 Кант опубликовал
второе, частично переработанное издание
«Критики чистого разума». В это же время
Кант определяется в том, чтобы расширить
систему еще двумя «Критиками». В 1788 вышла
в свет «Критика практического разума»,
в 1790 - «Критика способности суждения».
В 1790-е гг. появляются важные работы, дополняющие
три «Критики» Канта: «Религия в пределах
одного только разума» (1793), «Метафизика
нравов» (1797), «Антропология с прагматической
точки зрения» (1798). В этот же период и вплоть
до последних месяцев жизни Кант работает
над трактатом (так и незавершенным), который
должен был соединить физику и метафизику.
Система
критической философии Канта состоит
из двух основных частей: теоретической
и практической. Связующим звеном между
ними оказывается учение Канта о целесообразности
в двух ее формах: объективной (целесообразность
природы) и субъективной (постигаемой
в «суждениях вкуса» и эстетических переживаниях).
Все главные проблемы критицизма сводятся
к одному вопросу: «что такое человек?»
Этот вопрос суммирует более частные вопросы
человекознания: «что я могу знать?», «что
я должен делать?», «на что я могу надеяться?».
Теоретическая философия отвечает на
первый вопрос (равносильный указанному
выше вопросу о возможности априорных
синтетических познаний), практическая
– на второй и третий. Изучение человека
может осуществляться либо на трансцендентальном
уровне, когда выявляются априорные принципы
человечности, либо на эмпирическом, когда
человек рассматривается в том виде, как
он существует в природе и обществе.
Исследованием
первого рода занимается «трансцендентальная
антропология» (вбирающая в себя основоположения
трех кантовских «Критик»), вторая же тема,
сама по себе гораздо менее философская,
разрабатывается «антропологией с прагматической
точки зрения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог, можно сделать
вывод о характерных чертах рационализма
философии Нового времени:
1. через достоверность мысли мыслящее
существо идет к познанию окружающего
мира;
2. рационализм требует ясности и непротиворечивости
мышления;
3. на начальной стадии развития неприятие
чувственного метода постижения истины
как такового, с последующим признанием,
что он необходим как низшая ступень познания.
Так же можно
сделать вывод об основных чертах эмпиризма
философии Нового времени, которые заключаются
в следующем:
1. исключительная значимость и необходимость
наблюдений и опыта в обнаружении истины;
2. путем, ведущим к знанию, является наблюдение,
анализ, сравнение, эксперимент;
3. исключительно все знания черпаются
из опыта, ощущений.
О критицизме
можно сделать следующий вывод, что он
самое юное из гносеологических направлений.
Форма, полученная им в кантовской философии,
не может быть окончательной; это тем более
понятно, что докантовская философия не
только является первой систематически
проведенной попыткой подобного рода,
но находится помимо этого, очевидно, под
влияниями, которые сами по себе чужды
теории познания: эти влияния исходили
частью из более раннего рационализма,
частью прямо из теологии того времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: