Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 07:18, контрольная работа
В настоящее время неоднократно звучит мысль о сложности, многогранности процесса развития и той значительной роли, которую играет в нем человек. Результатом участия в нем стали не только созданные блага, но и многочисленные трудности, с которыми сталкивается природа и сам человек в результате своей активной преобразующей деятельности. В настоящее время, именно о них принято говорить как о глобальных проблемах современности. К ним относятся такие как экологические, войны и мира, демографические, болезней, преступности и некоторые другие.
1. Глобальные проблемы современности в контексте будущего человечества.
2. Смысл жизни и проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человека
Вопрос №2. Смысл жизни и проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человека.
Философский интерес к проблеме жизни продиктован следующими обстоятельствами: во-первых, философским объяснением природы самого человека, что требует привлечения естественнонаучных представлений о жизни; во-вторых, необходимостью использования методологических принципов в ходе научного познания жизни; в-третьих, уяснением закономерностей структурно-функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один из актуальнейших философских вопросов – в чем смысл жизни человека?
Смерть и потенциальное бессмертие — самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречён на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чувствуют приближение смерти, их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Наверное, смерть вообще — расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определённом этапе развития, связанный с геномом.
По сути дела, речь идёт о триаде: жизнь — смерть — бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов.
Поисками ответа на этот вопрос о смысле жизни занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения, философия, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.
Определяя
понятие смысла жизни, необходимо отметить
как минимум три его «
Также
можно выделить биологическое измерение
проблемы жизни, смерти и бессмертия, ибо
эти состояния являют по сути дела различные
стороны одного феномена. Давно уже была
высказана гипотеза панспермии, постоянного
наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного
их воспроизводства в подходящих условиях.
Известное определение Энгельса: «Жизнь
есть способ существования белковых тел,
и этот способ существования состоит по
своему существу, в постоянном самообновлении
химических составных частей этих тел»,
акцентирует космический аспект жизни.
Рождаются, живут и умирают звёзды, туманности,
планеты, кометы и другие космические
тела, и в этом смысле не исчезает никто
и ничто. Данный аспект наиболее разработан
в восточной философии и мистических учениях,
исходящих из принципиальной невозможности
только разумом понять смысл этого вселенного
кругооборота. Материалистические концепции
строятся на феномене самопорождения
жизни и самопричинения, когда, по словам
Энгельса, «с железной необходимостью»
порождаются жизнь и мыслящий дух в одном
месте Вселенной, если в другом он исчезает.
Осознание единства жизни человека и человечества
со всем живым на планете, с её биосферой,
равно как и потенциально возможными формами
жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое
значение.
Эта идея святости жизни, права на жизнь
для любого живого существа уже в силу
самого факта рождения принадлежит к числу
вечных идеалов человечества. В пределе,
вся Вселенная и Земля рассматриваются
как живые существа, а вмешательство в
ещё плохо познанные законы их жизни чревато
экологическим кризисом. Человек предстаёт
как малая частица этой живой Вселенной,
микрокосмос, вобравший в себя всё богатство
макрокосмоса. Даже, если биологическая,
телесная жизнь считается неподлинной,
транзитной формой человеческого существования,
то и в этих случаях (например, в христианстве)
человеческая плоть может и должна обрести
иное, цветущее состояние.
Второе
измерение связано с уяснением
специфики именно человеческой жизни,
поскольку единственный реальный факт
в жизни любого человека — предстоящая
смерть. Известно, что Л.Н. Толстой мучительно
вопрошал: «Есть ли в моей жизни тот смысл,
который не уничтожается неизбежно предстоящей
смертью? К чему воспитывать детей, которые
вскоре очутятся в таком же критическом
состоянии, как и их отец? Зачем же им жить?
Зачем мне любить их, расти и блюсти их?
Для того же отчаяния, которое во мне, или
для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать
от них истины, — всякий шаг ведёт их к
познанию этой истины. А истина — смерть».
В рамках рационалистического подхода
ответить на эти вопросы невозможно, и
приходится искать ответ на путях интуитивного
постижения смысла своего бытия и определения
— что же для личности является высшей
ценностью — Бог, человечество, близкие
и родные, дети, справедливость...
Третье измерение — идея обретения бессмертия,
которая рано или поздно становится в
центр внимания человека, особенно если
он достиг зрелого возраста. Выделяют
несколько видов бессмертия.
Первый — связан с бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи генного аппарата родителей детям, внукам и т.д., близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается наследование не только физических принципов, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла.
Второй — сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация. Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца 20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Третий — вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества, энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой», упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.
Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идёт космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от классового и социального гнёта, борьба за национальную независимость и обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это придаёт жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.
Пятый
путь связан с достижением различных
состояний, которые наука называет
«изменённые состояния сознания». В основном
они являются продуктом системы психотренинга
и медитации, принятой в восточных религиях
и цивилизациях. Тут возможны: «прорыв»
в иные измерения пространства и времени,
путешествие в прошлое и будущее, экстаз
и просветление, мистическое ощущение
причастности к Вечности.
Можно упомянуть и о других концепциях
обретения бессмертия, направленных на
изменение законов природы, достижение
«жизни после смерти», а также многочисленные
мистические течения, основанные на реальном
наличии потустороннего мира и возможности
общения с ушедшими. Более того, появляются
сведения о наличии у каждого человека
своеобразного энергетического фантома,
который покидает человека незадолго
до физической смерти, но продолжает существовать
в других измерениях. Это вообще ведёт
к иному типу понимания проблемы бессмертия,
что связано с необходимостью самоопределения
в вечном мире информационно-энергетических
сущностей.
Русские
философы прошлого считали, что смерть
человека величайшая несправедливость,
свидетельство несовершенства мира. Но
сделает ли бессмертие человечество счастливей
и лучше — вопрос.
Одни убеждены, что прогресс обеспечивается
только сменой поколений. Другие считают
иначе. Годам к 40-50 мыслительные способности
человека достигают высшей точки. А физические
силы уже истощены. Бессмертие открыло
бы перед каждым грандиозные возможности
духовного и интеллектуального развития.
Ещё один аргумент в пользу бессмертия: умершие не несут правовой ответственности. Многие рассуждают: «После нас — хоть потоп!». Вечная жизнь заставила бы людей быть ответственными перед будущими поколениями.
Контраргумент: бессмертие ввергнет мир в пучину безнравственности. Все заповеди основаны на запрете причинить вред себе, другим людям, в конечном счете на страхе смерти. Если смерти не будет, человечество утратит «тормоза».
Отдельный вопрос составляет право на смерть. Так, Монтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит настал час, когда он может уйти.
Высказывание Роберта Кастенбаума, американского танатолога: «Сильная личность не станет обузой для общества» — превратилось с слоган. Попав в сложную жизненную ситуацию или тяжело заболев люди считают, что обязаны покончить с собой, ибо продолжать жизнь в их ситуации аморально.
Современная
танатология (учение о смерти) представляет
собой одну из «горячих» точек естественнонаучного
и гуманитарного знания.
Особое внимание в последние годы привлекает
эвтаназия как новое явление в жизни общества,
требующее глубокого философского размышления.
Сам термин появился еще со времен Ф. Бэкона,
который предложил так называть легкую
смерть с целью прекращения страданий
при неизлечимых болезнях. Очевидно, что
в основе этого явления лежит понятие
права человека не только на жизнь, но
и на смерть, что относится и к феномену
самоубийства.
Прежде всего следует уточнить, что под эвтаназией понимается не просто легкая безболезненная смерть, а смерть которая соответствует желанию самого умирающего и происходит при содействии — активном или пассивном медика.
Решая
вопрос о законности и моральной обоснованности
эвтаназии, медикам приходится решать
дилемму, известную еще со времен Гиппократа:
с одной стороны, врач не должен быть убийцей,
даже по просьбе пациента, а с другой стороны,
он должен облегчить участь страждущего.
Противниками эвтаназии выдвигают такие
аргументы: во-первых, это возможность
ошибочной постановки диагноза о неизбежной
смерти больного. Сюда же можно отнести
и другой, но в чем-то сходный довод: всегда
существует вероятность того, что будет
найден новый способ лечения и болезнь,
считающаяся неизлечимой, завтра отступит
перед новейшими достижениями медицины.
Человек сохраняет надежду и никто не
вправе лишать его этой надежды.
Таким
образом, сегодня философские
Но все же, поиск и обретение смысла жизни
и деяний каждого человека носит сугубо
индивидуальный личностный характер.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.
Но вопрос о смысле человеческой жизни имеет и другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, других, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества.
Информация о работе Глобальные проблемы современности в контексте будущего человечества