Футурологические прогнозы о развитии человеческой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:08, реферат

Краткое описание

Футурология (от лат. Futurum — будущее и греч. Logos — учение) — наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.
Прогнозируемые варианты будущего включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе.
Футурологический прогноз отражает не столько положение дел в будущем, сколько обоснованные ожидания. Это своего рода проекция будущего в настоящее. А ожидания людей, погруженных в поток событий, — единственное реальное знание о будущем, которым мы располагаем.

Оглавление

Введение
1. Детерминизм или индетерминизм?
2. Задача современной футурологии
3. Выбор модели эволюции
4. Пути развития современной цивилизации
3аключение.
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

Миша.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     Альметьевский государственный нефтяной институт 
 

     Кафедра гуманитарного образования и  социологии 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  курсу «Философия»

     на  тему: «Футурологические прогнозы о развитии человеческой цивилизации» 
 
 
 
 
 

                                              Выполнил студент:

                                              Левицкий Михаил,

                                              гр.18-21

                                              Преподаватель: Ильин А.Н. 
 
 

     Альметьевск 2011 г. 
 

     Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение.

     Футурология (от лат. Futurum — будущее и греч. Logos — учение) — наука прогнозирования  будущего, в том числе путём  экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций  или попытками предсказания будущих тенденций.

     Футурологи  имеют ряд общих черт с авторами научной фантастики, а некоторые  писатели воспринимаются как футурологи или даже выступают с футурологическими  статьями (например, Артур Кларк, Станислав Лем).  
Футурология, хотя и основывается иногда на науке, не может следовать научному методу, так как не может быть верифицирована никакими методами, кроме как ожиданием будущего. Однако футурологи могут применять (и применяют) многие научные методы.

     Футурологи  имеют очень неоднозначную репутацию и историю успехов. По очевидным причинам они часто экстраполируют современные технологические и общественные тенденции и полагают, что они будут развиваться теми же темпами в будущем, однако технический прогресс в реальности имеет свои собственные пути и темпы развития. Например, многие футурологи 1950-х верили, что в наши дни космический туризм будет повсеместно распространённым явлением, но проигнорировали возможности вездесущих дешёвых компьютеров. С другой стороны, многие прогнозы были точными.

     Прогнозируемые  варианты будущего  включают как  экологическую катастрофу, так и  утопическое будущее, в котором  беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать  богатыми и комфортными, так и  трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе.  
Футурологический прогноз отражает не столько положение дел в будущем, сколько обоснованные ожидания. Это своего рода проекция будущего в настоящее. А ожидания людей, погруженных в поток событий, — единственное реальное знание о будущем, которым мы располагаем.
 
 
 
 

 

1. Детерминизм или индетерминизм?

     При всей, казалось бы, изученности, земная эволюция таит в себе еще много  неизвестного. И сегодня наступает коренной перелом в наших воззрениях на планетарное развитие и место в нем человека. Наука устанавливает особенности и черты, позволяющие совершенно по-иному осмыслить глобальные процессы.

     Во-первых, открываются универсальные механизмы  эволюции, свойственные всем ее разнокачественным этапам (здесь реализуются эволюционно-синергетические подходы). Оказывается, существуют единые скрепы, стягивающие все фазы земной истории и присущие этим фазам формы организации.

     Во-вторых, приходит понимание четкой направленности (векторности) планетарно-эволюционных преобразований, а это позволяет прогнозировать будущее.

     В-третьих, анализ принципиально нового состояния  – искусственного, а также определение  внутреннего противоречия, свойственного  цивилизации, дает основание для утверждения об этапности человека, смене его главенствующей роли и быстром выходе на лидирующие позиции искусственной материи, которая обусловит своеобразие и стратегию дальнейших изменений.

     По  мнению исследователей (например, Д.Белла), будущее не предначертано заранее, оно малопредсказуемо в силу того, что течение событий часто подвержено влиянию случайностей, превращая занятие прогнозированием во что-то вроде игры в рулетку. Они считают, что неопределенность насквозь пронизывает всю историю человечества. Поскольку анализ любого факта будет зависеть от невозможности его установления с достаточной степенью достоверности и разногласий в его интерпретации.

     Так как же обстоит дело в реальности: соткан ли мир из случайностей или  все же его эволюционные тренды носят детерминированный характер, отражая четкую ориентированность земных преобразований? Существует точка зрения, что метод прогнозирования на основе экстраполяции – логического продолжения существующих тенденций в будущее, обычно приводит к краху. Так как футуролог может легко ошибиться в их идентификации. Опыт науки показывает: в будущем ведущими становятся тенденции, в настоящем или прошлом отсутствующие или малозаметные и незначительные. Но так ли они неразличимы и трудновыявляемы, что исследователи на современном этапе не могут их зафиксировать и включить в качестве звеньев глобальных процессов, формируя новую картину мира?1

     Зародыш будущего уже содержится в настоящем, а его возникновение обусловлено  цепью предыдущих исторических событий. Поэтому, опираясь на их анализ и используя различные теоретические принципы, в частности, принцип системного морфогенеза, можно рельефно представить будущее.

     Мощь  человеческого разума настолько  велика, что позволяет ему охватывать в синтезе поистине колоссальные, просто несоизмеримые с земными системы, такие как эволюционирующая Вселенная. Поэтому скептикам не стоит сомневаться в способностях цивилизации осмыслить свое предназначение и определить ступени и направленность собственного развития.

 

2. Задача современной футурологии

     Чем манит нас сверхдалекое будущее, в чем заключается необходимость  стратегического видения? Человеку важно знать – в каком направлении  развивается цивилизация. Прогнозы будущего становятся все более востребованными  по мере ускорения темпа научно-технического прогресса и в связи с обострением мирового кризиса. И чем резче растет скорость техногенеза, который круша и ломая наши представления о мире, нашу психологию, стремительно меняет облик самого земного мира (в первую очередь экологическую обстановку), тем нужнее человеку прогнозные модели. Это позволит избежать так называемого «шока будущего». Впереди уже маячит технологическая сингулярность – эпоха радикальных технических изменений. Они охватят все социальные структуры, но главное, затронут саму сущность человека – его сознание и психику, мировоззрение, ценностные установки и биологическую основу, которую станет возможно менять за счет генной инженерии и нанотехнологий.

     Одни  футурологи полагают, что дальнейшая эволюция пойдет по пути возникновения и совершенствования все более сложных форм социума. Да, несомненно, подобные процессы будут иметь место, но не они определят своеобразие будущего. Это всего лишь частные тенденции и на их основе нельзя создавать образ мироустройства. Другие акцентируют внимание на таком аспекте, как информатизация общества, глобализация и интеграция информационно-компьютерных средств. Все это верно, однако, бурное развитие техники, в том числе информационной, а также информационных технологий далее невозможно без принципиально нового объекта – искусственного разума. Именно он станет логическим завершением интеллектуализации техносферы, освобождая человека от функций управления в различных областях (производстве, транспорте, связи, энергетике, военной отрасли и т.д.).

     Наша Вселенная солнечная система – планета Земля все больше и больше испытывает действие всевозможных космических, солнечных, планетарных коллизий, землетрясений, изменения температурных режимов, возможные изменения конфигурации материковых плит, передвижений океанов и морей. Остается проблемой и сохранение на Земле белково-нуклеинового живого вещества. Все это проблемы настоящей и, несомненно, будущей науки, если человечество сможет проникнуть в эти тайны, особенности эволюции Вселенной. В 1928 г. К.Э. Циолковский в своей работе «Воля Вселенной, неизвестные разумные силы»2 пишет: «Наша условная воля создана вселенной. Истинная же абсолютная воля и власть принадлежат космосу – и только ему одному. Он единый наш владыка. Но мы должны жить так, как будто тоже имеем волю и самостоятельность, хотя и то и другое не наше. В противном случае получится лень, фанатизм, бессилие и ничтожество. Но мы должны помнить, что, помимо нашей условной воли есть высшая власть вселенной. Потому-то наша воля, устремления, желания, как бы они прекрасны ни были с нашей точки зрения, частенько не осуществляются. Они натыкаются на препятствия, которые мы не в силах одолеть. … И далее: «Власть вселенной проявляется ярче всего организациею живых разумных существ. Но и она ограничена, как бы ни была высока и могущественна. На Земле имеем власть человека. Но как она еще слаба ! Космос то и дело ставит ему преграды». Эти же идеи о могуществе и воле космоса К.Э. Циолковский повторяет и развивает в разных направлениях, начиная с 1903 г.

     Задача современной футурологии состоит не в том, чтобы дать количественную оценку и детальную хронологию глобальным процессам, а в том, чтобы выявить вектор долгосрочного планетарного развития, т.е. отразить качественную специфику грядущего. Функция футурологии заключается не в угадывании будущего, а в определении его картины на основе объективно существующих тенденций.

     Уже в ХХI веке в человеческий мозг могут  быть внедрены интеллектуальные наноблоки. Станет ли это столбовой дорогой  эволюции или наоборот будет ее тупиковой ветвью?

     Киборги как симбиоз человека и компьютера, этакие техноантропоиды (полулюди-полумашины), телесная оболочка которых наполнена  электроникой и искусственными объектами, конечно же, появятся. Это вызвано  расширением либо восстановлением функций тех органов и систем, которые были утрачены конкретным субъектом в ходе аварий и катастроф, либо вследствие оперативного (хирургического) вмешательства как ликвидация врожденных пороков или приобретенных заболеваний.

     По  своей сути цивилизация уже в настоящее время является человеко-машинной или техногенной. Посредством искусственных систем (машин, механизмов, робототехники и технологических процессов) реализуются тысячи видов деятельности многократно эффективнее человека. Все большее количество профессий осваивается роботами и компьютерами. Что свидетельствует о вытеснении людей из различных сфер их функционирования вплоть до интеллектуальной.

 

3. Выбор модели эволюции

     Планетарная эволюция – явление сложное и  многоаспектное. Когда мы рассматриваем ее модели, то выделяем одну из них, доминирующую в рациональном познании и обыденных представлениях, а именно – линейную. Здесь события происходят поочередно друг за другом, как бы нанизываясь на ось, направленную из прошлого в будущее. Главное в этой модели – необратимость времени. Каждый из развивающихся объектов имеет свою собственную индивидуальную линию времени, ограниченную сроком его существования (жизни). Вместе с тем проявляется и суммарный вектор эволюции системы, состоящей из однотипных объектов, например, конкретного биологического вида. Этот вектор подобен канату, сплетенному из множества различных нитей, отражающих индивидуальные линии времени отдельных объектов, образующих систему.

     Достижения  современной науки показывают: реальность выглядит несколько сложнее. Эволюцию глобальных систем, оказывается, нельзя свести только к образу прямой линии. В природе проявляется свойство ветвления, когда одна система может порождать несколько разнокачественных систем, выходящих на новые, совершенно различные линии эволюции. Такие точки называют бифуркациями. В данном случае земная материя подобна древу – из единого ствола отходят ветви. В некоторых из них развитие консервируется на длительный срок и системы сохраняются практически неизменными в течение длительного времени. В других заходит в тупик и гаснет – наблюдается исчезновение тех или иных видов. В-третьих, наоборот, развитие получает мощный импульс и та или иная система сама начинает ветвиться, порождая качественно новые объекты. Так человеческая цивилизация порождает три новых ветви:

      1) искусственные органические системы,  получаемые путем генных модификаций, 

     2) искусственные неживые (технические)  системы, составляющие техносферу

     3) искусственную или виртуальную  реальность.

Информация о работе Футурологические прогнозы о развитии человеческой цивилизации