Функции политической
системы согласно Габриэ́лю
Алмонду
- Габриэ́ль
Алмонд— американский политолог, специалист
в области общетеоретической и сравнительной
политологии. Приобрёл популярность благодаря
своим работам по теориям политической
системы и политической культуры. Широко
использовал концепцию «входа и выхода»
в анализе политических систем и уделил
много внимания изучению соответствующих
функций.
- Габриэль Алмонд
родился 12 января 1911 г. в
Иллинойсе, в семье
эмигрантов из России.
- Политическую
систему Алмонд определяет как существующую
во всех самостоятельных обществах
систему взаимодействия, которая
выполняет функции интеграции и
адаптации (внутри общества, вне его
и между обществами) посредством
применения или угрозы применения более
или менее легитимного физического
принуждения.
Политическая система,
по его мнению, является легитимной,
поддерживающей порядок и преобразующей
системой в обществе. Это узаконенная
сила, пронизывающая все «входящие» и
«исходящие» факторы общества и придающая
ему особые свойства и смысл, обеспечивающая
его сплоченность как системы.
- Согласно Алмонду,
входящие и исходящие факторы политической
системы следует анализировать с точки
зрения функций, заложенных в недрах системы.
Он ставит вопрос: кто? (т.е. какие структуры),
какие функции выполняет? и каким образом?
- Многие известные
политологи пытались выделить функции
политической системы, однако в современной
политологии наиболее полно, детально
и последовательно анализировал
функции политической системы Алмонд.
Он
утверждает, что все
системы выполняют
два базовых набора
функций:
функции «ввода»
функции «вывода»
Алмонд
выделяет четыре функции
«ввода»:
1) политическая
социализация и привлечение к участию;
2) артикуляция интересов;
3) агрегирование
интересов;
4) политическая коммуникация;
Также
он выделяет три функции
вывода:
1) разработка норм-законов;
2) применение норм;
3) контроль над соблюдением
норм.
- Функции «ввода»
осуществляются преимущественно не-правительственными
подсистемами, функции «вывода» —
прерогатива правительства.
- Функция
«политическая социализация
и привлечение
к участию», которая способствует
распространению «духа участия» среди
членов общества, свойственна всем современным
политическим системам. Но если в демократических
странах эту функцию выполняют неправительственные
органы, хотя и там очевидно влияние государственных
структур на процесс социализации, то
в тоталитарных обществах эта функция,
фактически, — прерогатива государства,
ибо все агенты политической социализации
находятся под контролем государства
и культивируют «дух участия» строго в
соответствии с господствующей идеологией.
- Артикуляция
интересов — это первый функциональный
шаг в ходе политической конверсии, который
осуществляют группы интересов. В странах
с демократическим режимом, для которых
характерно официальное уважение общественного
мнения и приверженность доктрине свободы
ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться
как связующие звенья между гражданами
и государством.
.
По мнению Алмонда,
политическая система, которая в состоянии
артикулировать интересы, способна и
агрегировать их, т.е. превращать требования
в альтернативы государственной политики
- Политическая
коммуникация — это процесс передачи
информации и убеждений. Сам акт коммуникаций
американский политолог Лассуэл описал
следующим образом: «Кто? Что сообщил?
Кому? С каким результатом?» Посредством
этой функции обеспечивается связь между
различными структурами политической
системы. Для руководства и реализации
политики обычно требуется вертикальный
поток информации от народа к правительству
и от правительства к народу. Кроме того,
необходим и горизонтальный поток информации
между уровнями и органами власти. Благодаря
коммуникационному процессу стихийные
действия по овладению властью облекаются
в определенную форму взаимоотношений
между людьми, формируется уважение к
власти, создается государственность.
Разработка
норм-законов:
В результате нормотворчества
разрабатываются законы, которые определяют
поведение граждан в обществе. Обычно
процесс нормотворчества включает ряд
этапов: выработку политики и выбор общих
целей, разработку решений и конкретных
правил для достижения целей. Данную функцию
выполняют законодательные, а также исполнительные
и судебные органы.
Государственная политика
не исчерпывается принятием законов. Важным
аспектом политики и процесса принятия
решений является функция «применения
норм», которую выполняют не только исполнительные
органы и административная бюрократия,
но нередко также законодательные и правовые
структуры.
- Контроль
за соблюдением норм — это интерпретация
законов и действия с целью определения
факта нарушения данного закона и наложения
соответствующего наказания. Контроль
— это, в основном, компетенция судебных
органов, хотя исполнительные и законодательные
органы иногда играют значительную роль
в судебных процессах.
- Габриэль Алмонд
внес неоценимый вклад в изучении
политологии.
Спасибо
за внимание!