Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг и его философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:56, реферат

Краткое описание

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.Развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.

Файлы: 1 файл

Шеллинг.docx

— 25.33 Кб (Скачать)

Шеллинг, Фридрих  Вильгельм Йозеф фон

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.Развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.

 Общая характеристика  творческих периодов

Переходя от исследования одной области к другой, Шеллинг  обыкновенно заботился о приведении этих различных отделов в гармоническое, освобожденное от противоречий единство. Однако между ними существуют весьма заметные грани.

Первый период в  развитии философии Шеллинга состоит  в исследовании гносеологической (основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным  отношением) проблемы о возможности познания с точки зрения критицизма (понятия без созерцания пусты).

Главной задачей  второго периода является конструирование  природы, как саморазвивающегося духовного  организма.

Система тождества, характеризующая третий период, состоит  в раскрытии идеи абсолютного, как  тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного  и бесконечного.

В четвёртом периоде  Шеллинг излагает свою философию  религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при  посредстве христианства. К этому  же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по читанным Шеллингом лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия, является в то же время философией мифологии и откровения.

Первый период

Прежде всего Шеллинг устанавливает, что основной принцип познания должен отличаться безусловностью и полным единством. Это безусловное и единое можно искать в сферах объективного или субъективного. В первом случае мы приходим к догматическому разрешению проблемы, во втором — к критическому. Ошибка догматизма состоит в том, что он принимает объекты за нечто безусловное, между тем как в действительности каждый объект обусловлен субъектом. Поэтому для обоснования познания необходимо подняться выше обусловленности субъекта и объекта. Таким высшим является безусловный субъект или безусловное «я». Абсолютное «я» есть нечто первоначальное, абсолютно единая причина самого себя — и вместе с тем абсолютная, все производящая сила.

Самую грубую ошибку современных ему кантианцев Шеллинг  видит в признании «вещей в  себе». Понятие это служит источником непримиримых противоречий и приводит критицизм («вещи-в-себе» являются необходимым основанием и материалом нашего знания о мире) к противоположной ему догматической точке зрения. Субъект, которому противостоит абсолютно независимый объект в виде непознаваемой «вещи в себе», не может быть свободным. Лишь в том случае, если объект всецело и без остатка выводится из субъекта, может идти речь о свободе и может быть установлено понятие абсолютного субъекта. Но и в сфере чисто теоретической «вещь в себе» должна быть признана понятием недопустимым. Познание есть совпадение представления и познаваемой вещи. Предмет, совершенно независимый от познания и абсолютно чуждый деятельности представления, никак не может согласоваться с представлением, а потому и не может быть познан. Таким образом понятие познания не допускает существования абсолютно чуждого познанию объекта, то есть «вещи в себе».

Второй период

Обращение к натурфилософии вытекало не только из философских  проблем: оно требовалось также  развитием эмпирических наук и вообще отвечало всем интеллектуальным интересам  того времени. Неясные и загадочные явления электричества, магнетизма и химического сродства привлекали в конце XVIII в. общее внимание. В  это же время обнародовал свое открытие Гальвани, учение о флогистоне сменилось кислородной теорией Лавуазье и в медицинском мире Германии распространилась теория возбудимости Броуна. Все это требовало объединения и общего объяснения.

Сначала внимание Шеллинга обращено было преимущественно на конкретные и чувственные проявления природы. Здесь пантеизм (пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны) Шеллинга имеет натуралистический и даже антирелигиозный характер. Шеллинг нападает на туманную религиозность некоторых и исповедует свою религию, которая видит Бога только в том, что осязаемо — и действительно, обнаруживает Его в дремлющей жизни камней и металлов, в прозябании мха и растений.

Задачей Шеллинга было проследить развитие природы от её низших ступеней до высших проявлений сознательной жизни. Вся природа  для Шеллинга есть дремлющая интеллигенция, приходящая к полному пробуждению  в человеческом духе. Человек есть высшая цель природы.

Основной принцип  натурфилософии Шеллинга

Основным принципом  натурфилософии Шеллинга является единство. С точки зрения этого принципа вся природа представляет как  бы один бесконечно разветвляющийся  организм. Внутренние силы, обуславливающие  развитие различных частей этого  организма, всюду одни и те же. Только путем взаимного осложнения и  комбинаций они дают столь разнообразные  внешние проявления природы. Между  неорганической и органической природой нет резких границ. Неорганическая природа сама производит из себя органическую. Источником этого процесса является мировая душа, оживляющая всю природу. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие существует лишь там, где встречаются противоположные силы. Поэтому эту противоположность или двойственность следует признать и в том, что составляет основу жизни, то есть в мировой душе. Но эту двойственность не следует понимать как абсолютное начало; напротив, она коренится в единстве мировой души и вечно стремится к синтезу или примирению, что и осуществляется в полярности.(отличие от эмпирического изучения—исследование природы изнутри)

Задача натурфилософии—конструирование материи из внутренних сил природы. В основу динамического процесса он полагает две самые общие и первоначальные силы: притяжение и отталкивание. Шеллинг категорически отрицает атомистическую или корпускулярную теорию. В самом конструировании материи он отмечает три момента. Первый состоит в равновесии двух противоположных сил в одной точке; в обе стороны от этой точки идет возрастание противоположно направленных сил. Такое соотношение сил есть магнетизм. Вторым моментом является разделение сил, связанных в одной точке. Такое разделение делает возможным распространение сил притяжения и отталкивания. Этим моментом обуславливается образование второго измерения. Ему соответствует сила электричества. Если магнетизм следует назвать линейной силой, то электричество есть сила поверхностная. Синтез магнетизма и электричества образует третий момент, в котором линия магнетизма пересекает поверхность распространения электричества. В результате конструируются все три пространственные измерения.

Процессы эти недоступны опыту, так как они предшествуют образованию материи.

Переход от неорганической к органической природе

В гальванизме (- отрасль учения об электричестве) Шеллинг видел центральный процесс природы, представляющий переходный феномен от неорганической к органической природе. Соответственно трем основным деятельностям неорганической природы (магнетизм, электричество и химизм) Шеллинг устанавливает три основные деятельности органической природы: чувствительность, возбудимость и производительную силу.

Под несомненным  влиянием Шеллинга в 1820 г. Эрстедом был  открыт электромагнетизм.

Третий период

Система трансцендентального  идеализма(в учении Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания) делится, наподобие трёх критик Канта, на три части:

в первой, теоретической—воспроизведение разумом природы объктивного;

во второй, практической, — создание объективного в свободном действии;

в третьей, эстетической, — процесс художественного творчества, теоретическое и практическое начало находит свой высший синтез.

Органом трансцендентального  исследования Шеллинг считает интеллектуальную интуицию, то есть способность к  внутреннему усмотрению своих собственных  актов. В развитии объективного Шеллинг различает три эпохи, в которых интеллигенция последовательно переходит от смутного и связанного состояния к свободному волевому акту.

Первая эпоха начинается с возникновения ощущения. Ощущение, сознанное как внешний объект, явственно различаемый от субъекта, превращается в продуктивное созерцание, знаменующее собой вторую эпоху. Третью эпоху составляет рефлексия, то есть свободное рассмотрение продуктов созерцания, обращающееся по произволу от одного объекта к другому.

Философия тождества

Это самый туманный и малопонятный отдел его философии. Попытка связать и объединить основные идеи величайших философов в одно целое. Абсолютное тождество является у Шеллинга принципом, примиряющим два основных и вместе с тем противоположных воззрения: догматизм и критицизм. В первом природа признается независимой от познания; во втором она всецело понимается как продукт познания и вместе с тем теряет свою объективную реальность.

В основе природы  действительно лежит познание, но не относительное, человеческое, а абсолютное познание или, точнее, самопознание. Развитие мира идет по степеням дифференцирования  объективного и субъективного. Объективное и субъективное присуще всем конечным вещам, как необходимые факторы. Они относятся друг к другу как взаимно отрицательные величины, а потому увеличение одного связано с уменьшением другого. Сущность каждой конечной вещи всецело определяется преобладанием того или другого фактора. Все конечные вещи образуют различные формы или виды обнаружения абсолютного тождества, содержащие определенные степени субъективного и объективного. Эти виды Шеллинга называет потенциями (2 основных ряда потенций: один, с преобладанием субъективного, имеет идеальный характер, другой, с преобладанием объективного, — реальный. (схема магнита))

Четвёртый период

Вопрос о возникновении  конечного из недр бесконечного относится уже к философии религии. Вопрос состоит в том, как понимать отношение низшей, то есть материальной природы к Богу. Материальное может быть противопоставлено Богу как совершенно самостоятельное начало или выводиться из сущности Бога через посредство понятия эманации (обратно совершенствованию), как у неоплатоников. Шеллинг отрицает оба эти способа.

Первое, дуалистическое, понимание противоречит монизму (рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего) его философии, понятие же эманации противоречит его абсолютному. В абсолютном могут быть только абсолютные же сущности, но не конечные вещи. Между ними не может быть также никаких постоянных переходных ступеней, как это предполагается понятием эманации.

Остается третье решение, которое и принимает  Шеллинг: чувственный мир конечных вещей происходит вследствие отпадения  его от Божества. Отпадение есть причина конечного мира, целью которого является возвращение к Богу. Единство мира и Бога должно быть восстановлено. К этому единству ведет и в нём завершается откровение Бога.

Вопрос о происхождении  зла

Следующим основным вопросом философии религии является происхождение зла, в связи с  проблемой человеческой свободы.

Проблема отношения  зла к Богу может иметь дуалистическое разрешение — в котором зло понимается как самостоятельное начало, — и имманентное. В последнем случае виновником зла является сам Бог. Шеллинг примиряет обе эти точки зрения. Высшая степень просветления состоит в разуме или универсальной воле (Universalwille), приводящей все космические силы к внутреннему единству. Этой универсальной воле противостоит частная или индивидуальная воля отдельных творений, коренящаяся в отличной от Бога его основе. Обособленная воля индивидуальных существ и универсальная воля представляют два моральных полюса. В преобладании первой над последней и состоит зло. Источником зла является темная природа в Боге. Ей противостоит идеальное начало в Боге или разум, — в объединении этих двух начал и состоит личность Бога.

Позитивная философия  Шеллинга

Позитивная философия  Шеллинга представляет, по его собственному признанию, завершение его предыдущей негативной философии.

Положительная философия направляет свое внимание на те области человеческого сознания, в которых истина получается иррациональным путем, а именно на религиозно-художественное созерцание и откровение. Соответственно этим двум источникам положительной истины, положительная философия состоит в философии мифологии и философии откровения. Здесь Шеллинг повторяет высказанную ранее теорию трёх основных моментов или потенций в бытии Бога.

Этим трем потенциям  соответствуют три Лица божественной природы:Бог Отец,Бог Сын и Бог Дух.

Из всех конечных существ один лишь человек находится  в непосредственном взаимодействии с Богом. Взаимодействие это выражается в религии.

В религии откровения, главным лицом которой является сам Христос, Шеллинг видит три стадии: предсуществование, вочеловечение и примирение.

Вообще теория происхождения  зла и его отношения к Богу является одним из наиболее ценных и глубоко продуманных отделов  системы Шеллинга, имеющим непреходящее значение для философии религии.

Информация о работе Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг и его философия