Автор: Анастасия Зубарь, 06 Октября 2010 в 14:00, контрольная работа
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако, нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого.
Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним.
I.Формы общественного сознания 3
1.1.Политическое сознание. 5
1.2. Правовое сознание. 6
1.3. Нравственное сознание 6
1.4. Эстетическое сознание 7
1.5. Религиозное и атеистическое сознание. 8
1.6. Естественно-научное сознание. 9
1.7. Экономическое сознание. 9
1.8. Экологическое сознание. 10
II. Нравственное сознание 11
III. Эстетическое сознание 13
Список использованной литературы 19
Концептуальный уровень религиозного сознания - это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами. В этот уровень сознания входят религиозно- этические, религиозно-эстетические, религиозно-правовые, религиозно- экономические, религиозно-политические концепции, основанные на принципах религиозного мировоззрения. И, наконец, к концептуальному уровню религиозного сознания присоединяется религиозная философия, находящаяся на стыке философии и теологии.
Естественно-научное
сознание. В эпоху НТР оно активно
вторгается во все сферы жизни общества,
становится непосредственной производительной
силой. При всей сложности содержания
науки следует помнить, что наука - явление
духовного характера. Наука - это система
знаний о природе, обществе, о человеке.
Научное знание - это продукт духовного
производства, по природе своей оно идеально.
В науке критерий рационального освоения
мира занимает главное место и из триединства
- истина, добро, красота - в качестве ведущей
ценности в ней выступает истина. Наука
- это исторически сложившаяся форма человеческой
деятельности, направленная на познание
и преобразование объективной действительности,
такая область духовного производства,
которая имеет своим результатом целенаправленно
отобранные и систематизированные факты,
логически выверенные гипотезы, обобщающие
теории, фундаментальные и частные законы,
а также методы исследования.
Таким образом,
наука - это и система знаний, и их производство,
и практически преобразующая деятельность
на их основе. Наука, как и все другие формы
освоения человеком действительности,
возникает и развивается из необходимости
удовлетворения потребностей общества.
Роль и социальное значение науки не ограничиваются
ее объяснительной функцией, ибо основная
цель познания - это практическое применение
научных знаний. Итак, формы общественного
сознания и в их числе естественно научное,
эстетическое и нравственное сознание
определяют уровень развития духовной
жизни общества.
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. В структуре экономического сознания следует, прежде всего, выделить такой элемент, как экономические знания, на основе которых совершается практическая деятельность. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально- экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения различных социальных групп. В экономическом сознании отражены условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями.
В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология2 (от греч. o'iros - жилище и водоучение) - это наука, изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания. Термин "экология" впервые ввел в 1886 году немецкий ученый-биолог Эрнст Геккель. В процессе длительной эволюции в живой природе была создана развивающаяся динамическая система - биосфера - земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая своеобразной физико-химической и геологической организованностью. Биосфера является основой жизни человека и предпосылкой создания материального производства как фундамента существования общества. С возникновением общества и развитием производства, техники, наука биосфера переходит в ноосферу (сферу разума), часть планеты, охваченную разумной, осознанной человеческой деятельностью. В результате своей деятельности человечества вступило в острое противоречие со средой обитания. Возник экологический кризис, выразившийся в резком отрицательном изменении биосферы. Произошло ухудшение среды обитания, нарушен экологический баланс- равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов.
Экологическое
сознание - это ценностная форма общественного
сознания, в которой отражены взаимоотношения
человека с природой и оценки общественной
деятельности. Экологическое сознание
предполагает выделение человеком самого
себя как носителя активного и творческого
отношения к природе. Экологическое сознание
отражает действительный мир в форме таких
понятий, как "экологическая обстановка",
"экологический баланс", "экологический
кризис", "зона экологического бедствия"
и другие. Экологическое сознание имеет
познавательную, воспитательную и практическую
функции. Экологическое сознание взаимосвязано
и взаимодействует с другими формами общественного
сознания - с такими, как нравственное,
эстетическое, правовое, политическое,
экономическое. Современная экологическая
обстановка требует от человека нравственного
и эстетического отношения к природе во
имя сохранения жизни на Земле. Сущностью
экологического сознания является гуманное
отношение к природе, понимание человеком
себя как частицы природного мира.
Критерием развитости экологического
сознания служит сформированная духовная
потребность, в бережном отношении к природе,
в стремлении не только сохранить, но и
приумножить природное богатство и красоту.
Нравственное сознание, как мы уже сказали, включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.
Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающее из него сознание вины и покаяния. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности, которые формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.
Нравственные нормы, принципы и оценки, в конечном счете, выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.
Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Первично нравственность выражалась в том, как фактически вели себя люди, какие поступки они позволяли себе и другим, как они оценивали эти поступки с точки зрения их полезности для коллектива. Нравственное выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ «правильных» действий.
Нравственность
в историческом развитии обладает известной
преемственностью, относительной
Добро
и зло, долг, совесть и счастье.
Исходными категориями
Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы регрессии и разрушения именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества. Однако диалектика истории внутренне противоречива. Зло, по Г. Гегелю, может выступать как форма, в которой проявляется не только тормозящая, но и движущая сила истории. И.В. Гете отмечал, что зло выступает и как отрицание, сомнение, как необходимый момент дерзкого движения человеческого разума к познанию истины, как ирония над человеческими иллюзиями. Всякий новый шаг вперед в истории является протестом против старых “святынь” и оценивается современниками как зло.
Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов той общественной группы, к которой он принадлежит, и своих обязательств по отношению к ней. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья родины так же остро, как свои собственные, успех своего коллектива, как свой собственный, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг.
В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение. Мерилом человеческого достоинства является общественно полезный труд.
Эстетическое сознание формируется в
процессе эстетической деятельности и
определяется как эмоционально насыщенное
отражение действительности. Объективной
основой эстетического сознания является
природная и социальная действительность
и общественно-историческая практика.
В процессе трудовой деятельности формируются
духовные способности человека, к числу
которых относится и эстетическое сознание.
С разделением труда, обособлением искусства
от других видов общественной деятельности
человека происходит окончательное формирование
эстетического сознания.
Особенностью
эстетического сознания является то, что
взаимодействие человека с реальным миром
воспринимается, оценивается и переживается
индивидуально на основе существующих
идеалов, вкусов, потребностей.
Эстетическое сознание - один из способов
отражения, осознания мира и воздействия
на него. Оно возникает на основе материально-производственной
деятельности человека, и с развитием
этой деятельности формируются чувства
человека, освобождаясь от инстинктивной
формы, возникают специфические человеческие
потребности, которые, в свою очередь,
оказывают обратное влияние на все стороны
жизни человека. Элементами эстетического
сознания являются эстетический вкус
и идеал, выступающие регуляторами оценки
человеком объектов эстетического восприятия
и собственной деятельности.
Эстетический
вкус - это умение понимать и оценивать
прекрасное и безобразное, возвышенное
и низменное, трагическое и комическое
в жизни и в искусстве.. Эстетический вкус
выступает как способность личности оценить
достоинства (или недостатки) эстетически
значимых явлений на основе ее представлений
о прекрасном и возвышенном, об идеале
и объективизировать эти представления
в конкретной деятельности, Особенность
эстетического вкуса в том, что он проявляется
непосредственно, как эмоциональная реакция
человека на то, с чем он взаимодействует.
По мысли И.Канта, вкус - это "способность
судить о красоте". В единстве с эстетическим
вкусом как важный элемент эстетического
сознания выступает эстетический идеал,
выполняющий также регулятивные функции,
но на более высоком уровне. Он содержит
в себе понимание сущности прекрасного,
отражает лучшие черты личности, является
образцом, на которой ориентируются люди,
он не только отражает прошлое и настоящее,
но и обращен в будущее.
Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство — это просветленное чувство наслаждения красотой мира. “Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии”3. Эмоционально-эстетическое отношение человека к жизни есть всегда раскрытие (подчас логически до конца не оформленное) каких-то существенных сторон, связей реальности. Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности своего предметного содержания эстетические чувства подразделяются на конкретные (например, чувства к тому или иному художественному произведению) и абстрактные (чувство трагического, возвышенного). Начиная от чувства умеренного удовольствия человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.
Эстетическое чувство развивалось и совершенствовалось, открывая перед человеком все новые и новые стороны действительности — прекрасные и безобразные, комические и трагические, возвышенные и низменные. Это чувство настолько глубоко дифференцировало духовный мир человека, что со временем даже определенные устойчивые эстетические представления приобрели огромное количество оттенков. Так, объективно-комическое в системе эстетического восприятия получило такие свои оттенки, как чувство юмора, сарказма, трагикомического и т.д. В отличие от сатирического восприятия действительности чувство юмора — это способность человека добродушно подшучивать над тем, что ему дорого, проявляя в этом глубоко эстетическое отношение к этому дорогому для него объекту.
В формировании эстетического сознания
большую роль призвано играть искусство,
оно открывает широкие возможности приобщения
к духовным ценностям, формирует взгляды
на нравственные и эстетические ценности,
помогает превращению знаний в убеждения,
развивает эстетический вкус чувства,
развивает творческие способности личности,
влияет на практическую деятельность.
Искусство - это специфическое явление:
особый вид духовного, практического освоения
объективного мира. Искусство есть средство
отражения и выражения жизни в форме художественных
образов. На искусство влияет политическое
сознание. Но особенность искусства в
том, что оно оказывает идейное воздействие
благодаря своим эстетическим достоинствам.
Произведения искусства оказывают влияние
на все формы общественного сознания,
особенно на политическое и нравственное
сознание, на формирование атеистического
или религиозного мировоззрения. Через
общественное сознание искусство влияет
на практическую деятельность, на создание
материальных и духовных ценностей. В
то же время искусство само испытывает
на себе влияние общественных условий
и потребностей. В искусстве как в специфической
форме общественного сознания отражается
система общественных отношений, складывающихся
в процессе материального и духовного
производства, преломляясь в идеалах,
потребностях, вкусах. Важнейшей функцией
искусства является воспитательная.
Отражая мир в его эстетическом своеобразии,
показывая прекрасное или безобразное,
трагическое или комическое, возвышенное
или низменное, искусство облагораживает
эмоциональный мир человека, воспитывает
чувства, формирует интеллект, пробуждает
лучшие стороны души человека, вызывает
ощущение эстетической радости. Эстетическое
сознание и его высший продукт - искусство
являются необходимым элементом общественного
сознания, обеспечивающим его целостность
и направленность в будущее.