Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:58, реферат
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели
Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
Введение.
1. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.
2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.
3. Специфика средневековой схоластики.
4. Ориентации и переориентации религиозной философии.
5. Проблема «доказательства» существования бога.
6. «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии.
Заключение.
Список литературы.
Пожалуй, в наибольшей
степени скорректированы
Аквинский и другие классики религиозной
мысли ранних этапов ее развития стремились
превратить не только философию, но и науку
в служанку теологии, то в новое время
реализация этой установки столкнулась
с серьезными трудностями. Тем в большей
мере это справедливо в отношении нашего
времени, и религиозные идеологи вынуждены
считаться с этим Новый, более гибкий подход
к проблеме науки и религии выражен, например,
в принятом II
Ватиканским собором (1965) документе (конституции)
«Церковь в современном мире», а также
в последующих работах католических идеологов
Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, и роли в современном мире можно кратко сформулировать следующим образом. С одной стороны, признается, что благодаря науке и технике в современном мире уже осуществлены и еще будут осуществлены коренные преобразования. Религиозные философы, занимающиеся проблемами естествознания, в существенной мере ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке. Науке и разуму даже льстят, научные открытия используют для «модернизации» религиозных воззрений.
С другой стороны, в документах и произведениях, о которых идет речь, большую роль занимают критика науки, демонстрация противоричивости научно- технического прогресса. Эта критика бывает до вольно меткой и убедительной, причем нередко говорится и о существенных издержках негуманистического пути использования достижений науки и техники. Однако главная цель критических рассуждений о науке просвечивает вполне определенно все беды, утверждают религиозные авторы, проистекают из того, что сов ременный мир «забыл бога» или, во всяком случае, вспоминает о нем не так часто, как следовало бы.
И вместе с тем религиозная философия все шире и все активнее вовлекает в орбиту своего рассмотрения проблемы общества, человека, науки. Это одна из примет обновления религиозной мысли. “Но выходя к этим проблемам, религиозная мысль делает себя более уязвимой, более открытой для критики — как извне, так и изнутри”.
Извне — когда
нерелигиозные философы и ученые
обнаруживают несоответствие между
проблемами современного мира и предлагаемым
религиозной мыслью пони манием их
сути и путей решения Изнутри — когда
верующие, теологи, религиозные философы
раскалываются на два борющихся лагеря
— догматиков и обновленцев Одни не желают
никаких перемен и приходят в ужас от любой
попытки идейной переориентации, от того,
что церковь якобы слишком
«открывает себя» миру Другие, напротив,
недовольны все еще сохраняющейся догматичностью,
робостью предпринимаемых теоретических
реформ. В таком напряженном состоянии
идейного противоборства — сопротивляясь
переменам и все же идя на них, обновляясь,
но сохраняя традиционалистско-
5.Проблема «доказательства» существования бога
На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и религиозной философии остается проблема бытия бога. Правда, в наше время в адрес религиозной философии все чаще высказывается такой упрек: если бог действительно и несомненно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование? На этом основании иные «новаторы» в самой религии предлагают вообще исключить данную проблематику из теологии и философии. Однако большинство религиозных мыслителей с такими радикальными предложениями не соглашаются. “Они исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих относительное существования бога и опровергать аргументы атеистов относительно его несуществования”. А это особенно нужно, заявляют! религиозные философы, в наш век, когда все подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.
Не следует
упрощать дело и думать, будто вследствие
этого ' современная христианская философия
во всех случаях оказывается простым
повтором ее классических, то есть средневековых
образцов. Такие подходы тоже существуют.
Но как раз наиболее известные
религиозные мыслители наших
дней
— те, кто полагают, что путь к принятию
существования бога надо прокладывать
от самых острых проблем, тревог, забот
современного человечества. Рассуждения
наиболее крупных представителей религиозной
философии XX столетия на все эти темы отнюдь
не беспочвенны и порою проникнуты глубоким
критицизмом, искренним беспокойством
о судьбе человека и мира. Но какими бы
оправданными ни были их критические суждения,
все же главная цель остается прежней
— утвердить догму о существовании бога.
Приглядимся к
тому, как это делается, в чем
тут сходство с традициями религиозной
мысли и каковы новые моменты по сравнению
с ними.
Традиционализм религиозной философии
отчетливо проявляется не только в том,
что доказательства бытие бога, как и много
веков назад, ставятся в центр философии
— и по существу «покрывают» философскую
проблему бытия. В еще большей степени
традиционализм сказывается в том, что
за основу принимаются те традиционные
«схемы» доказательства бытия бога, которые
обосновали для неотомистов Фома Аквинский,
для неоавгустинистов — Августин, для
протестантов — Лютер, Кальвин, Меланхтон
и другие богословы. Покажем это на примере
отношения неотомистов к соответствующим
разделам наследия их идейного вдохновителя
Фомы Аквинского.
По содержанию
«доказательства» бытия бога у Фомы
сведены к пяти главным доводам,
которые изложены им в «Сумме теологии»
и «Сумме против язычников».
1. Если брать движение во всей его полноте,
а не только кик механическое движение,
нельзя не прийти, заявляет Фома, к «перводвигателю»,
то есть к богу. 2. Сходен довод, касающийся
причинности. Если все в мире имеет свою
причину, то должна быть «первопричина»
— бог. 3. Бесчисленное множество возможностей
и случайностей в мире должно управляться,
заявляет Фома
Аквинский, абсолютно необходимой причиной,
то есть богом. 4. Для измерения степеней
совершенства (красоты, блага, истинности)
всего, что есть в мире, должно существовать
абсолютное мерило всех совершенств, те
есть бог. 5. Все существующее в мере обладает
какой-то степенью целесообразности. А
значит, должна, существовать, «последняя»
и главная цель — бог. Несостоятельность
доводов Фомы раскрыта во II главе учебника.
Здесь же нам важно ответить на вопрос:
как относились и относятся к «доказательствам»
Фомы Аквинского неотомисты?
Картина этого
отношения довольно причудлива. С
одной стороны, неотомисты, относя доказательства
бытия бога к сердцевине католической,
да и вообще религиозной философии, объявляют
выкладки Фомы по этому вопросу недосягаемым
образцом. А отсюда — превалирование в
писаниях официальных теологов и философов
католичества сочинений комментаторского
типа, содержащих новые и новые догматические
и апологетические разъяснения того, что
писал и что имел в виду Фома Аквинский.
С другой стороны, признается необходимость
как-то модернизировать стиль и методы
доказательства Фомы.
Что же именно следует принять и что следует
отвергнуть? Тут нет единого ответа. “Одни
считают «несовременным» вслед за Фомой
настаивать на том, что некоторые догмы
христианства недоказуемы и полагают
необходимым давать доказательства всех
сколько-нибудь существенных принципов”].
Другие, напротив, склонны «освободиться»
от необходимости доказывать и те догмы,
которые объявлял доказуемыми Фома и которые
он, а также его последователи пытались
доказывать. Нет единства и в отношении
того, как и в какой мере при решении вопроса
о бытии бога использовать данные современной
науки.
Одни томисты
пытаются поставить достижения современной
науки на службу религии и полагают необходимым
укрепить «союз веры и разума». Другие,
напротив, видят путь усиления позиций
веры и теологии в том, чтобы не заигрывать
с разумом, а прямо апеллировать к «необъяснимому»,
«таинственному», «мистическому» в человеческом
опыте.
По-разному решается и вопрос о том, на
чем следует сделать акцент в попытках
— с учетом реалий современного мира —
решать проблему бытия бога.
Одни философы-томисты,
поддерживая Фому, стремятся идти главным
образом от истолкованных в соответствующем
духе данных естествознания о строении
мира, считают, что путь «космологических
доказательств», как их именовали в истории
мысли, особенно предпочтителен в наш
век, когда познание мира в его космической
целостности обладает в глазах людей таким
большим авторитетом.
И потому они связывают дальнейшее движение
религиозной философии с более тщательной,
чем у Фомы, работой над космологией, теорией
познания, логикой.
Другие философствующие томисты, возражая
«космологам» и «гносеологам», стремятся
в данном вопросе, как и в других вопросах
религиозного миросозерцания, выдвинуть
на первый план проблему человека и тем
самым актуализировать философско-антропологические
моменты классического томистского наследия.
Томистская философия в конечном счете
отдала предпочтение последнему варианту
и на этом пути претерпела
«антропологическую» переориентацию.
Почему «антропологический поворот» происходит
в религиозной философии именно в XX веке?
В чем он выражается и как связан с традициями
религиозного миропонимания?
6.«Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии.
Проблема человека
занимала заметное место в классической
религиозной философии. Августин, Фома
Аквинский и другие классики религиозной
философии неизменно включали в
свои философские системы раздел
о человеке. Вместе с тем догматически
установленная религиозной
(запечатленная в различных «священных»
текстах и документах церквей, например
христианских) никогда не отводила человеку
первое место. Теологи и философы христианства
издавна объявляли его проблемой второстепенной
по сравнению с вопросами о боге, его существовании,
богопознании.
Что касается неотомизма
наших дней, то в нем тенденции
антропологизации получили довольно широкое
распространение и пользуются поддержкой
папы
Иоанна Павла II, профессионального философа,
который в 70-е годы, еще будучи кардиналом
К. Войтылой, написал книгу «Действующая
личность». В свою очередь, антропологическая
линия религиозной философии обновленческой
ориентации покоится на тех формах отчасти
реформированной религиозной философии,
которые зародились в первой половине
нашего столетия, а сейчас уже стали своего
рода «классикой».
Если в свое
время антропологические учения
М. Шелера, Ж. Маритена, Г.
Марселя, П. Тиллиха, Э. Мунье, Тейяра де
Шардена принимались ортодоксами с опаской,
а то и просто осуждались, то сегодня многие
идеи названных философов широко используются
сторонниками «антропологического поворота»
внутри религиозной мысли и вне ее.
Заключение.
Безусловно, «антропологический поворот»
в религиозной мысли
Но в их взглядах есть и много общего. Мы
и рассмотрим их в определенной типологической
обобщенности.
«Антропологический поворот» связан с решимостью философов-реформаторов в определенном смысле пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем религиозной философии. Если традиционная религиозная философия сводила все вопросы философии, включая и вопрос о человеке, к проблеме бога, то религиозная философская антропология XX века, как видим, ставит в центр именно широко понятую проблему человека. И хотя отношение человека к богу философы этого направления считают необходимым также «подтянуть к центру», все же переориентация по сравнению с религиозной классикой происходит заметная и немаловажная.
Происходят перемены
и в том, как именно анализируется
вопрос о человеке, какие ценности
жизни и поведения людей
Августина» в XX веке стал мощным стимулом
для переориентации в направлении философской
антропологии.
Cписок литературы:
1. Боргош Юзеф. Фома
Аквинский М.,1975. – 504с.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и
средневековой философии. М..1991.-
603с.
3. Соколов В.В. Средневековая философия.
М., 1979. – 623с.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.
– 589с.
5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой
культуры. М., 1981. – 530с.
Информация о работе Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики