Фмлософия Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Сам Сократ, активно вступавший в различные собеседования, ничего не писал. В диалоге Платона "Федр" Сократ выступает против египетского Тевта (Тота), которому египтяне приписали изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же, благодаря письменности знания доступны всем и всякому. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем понаслышке, знаем главным образом от учеников его - историка Ксенофонта и философа Платона. Ксенофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения "Апология Сократа" и "Воспоминания о Сократе"

Оглавление

Содержание............................................1
Сократ. Биография ..............................2-3
Философия по Сократу........................4-7
Афоризмы...............................................8-9

Файлы: 1 файл

Сократ.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что  ничего не знает. Но он беседует с укрощенным "знатоком", спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые  вопросы. "Спрашивая тебя, - говорит  Сократ собеседнику, - я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его". Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству - профессии его матери. Подобно тому как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл майевтикой - повивальным искусством.

Что значит знать? Знать - это значит знать, что это  такое. Менон, красноречиво говоря о  добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета - определение, понятие. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания.

Метод Сократа  преследовал также достижение понятийного  знания. Это достигалось посредством  индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Например, в диалоге "Лахес" Сократ спрашивает двух афинских полководцев, что такое мужество. Устанавливается какое-нибудь предварительное определение. На вопрос Сократа один из военачальников Лахес отвечает, не задумавшись: "Это, клянусь Зевсом, не трудно [сказать]. Кто решился удерживать свое место в строю, отражать неприятеля и не бежать, тот, верно, мужествен". Однако затем обнаруживается, что в такое определение не вмещается весь предмет, а лишь какой-то его аспект. Затем берется какой-то противоречащий случай. Разве скифы в войнах, спартанцы в битве при Платее не проявили мужества? А ведь скифы бросаются в притворное бегство, чтобы разрушить строй преследующих, а затем останавливаются и поражают врагов. Аналогично поступили и спартанцы. Затем Сократ уточнял постановку вопроса. "У меня была мысль, - говорил он, - спросить о мужественных не только в пехоте, но и в коннице, и вообще во всяком роде войны, да и не о воинах только говорю я, но и о тех, которые мужественно подвергаются опасностям на море, мужественны против болезней, бедности". Итак, "что такое мужество, как одно и то же во всем?. Иначе говоря, Сократ ставил вопрос: что есть мужество как таковое, каково понятие мужества, которое выражало бы существенные признаки всевозможных случаев мужества? Это и должно быть предметом диалектического рассуждения. Гносеологически пафос всей философии Сократа в том, чтобы найти понятие. Поскольку никто этого еще не понимал, кроме Сократа, он и оказался мудрее всех. Но так как сам Сократ до таких понятий еще не дошел и знал об этом, то он и утверждал, что ничего не знает.

Познать самого себя - это значит найти и понятия  нравственных качеств, общие всем людям. Аристотель потом в "Метафизике" скажет, что "две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательство через наведение и общие определения". Было бы, правда, наивным искать такие определения в диалогах Платона. В ранних, сократических диалогах Платона определений еще нет, ибо диалоги обрываются на самом интересном месте. Главное для Сократа процесс, если он и ничем и не оканчивался.

Убеждение в  существовании объективной истины означает у Сократа, что есть объективные  моральные нормы, что различие между  добром и злом не относительно, а  абсолютно. Сократ не отождествлял счастье с выгодой подобно некоторым софистам. Он отождествлял счастье с добродетелью. Но делать добро нужно лишь зная, в чем оно. Только тот человек мужествен, кто знает, что такое мужество. Знание, что такое мужество, делает человека мужественным. И вообще знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо. Зло - результат незнания доброго. Нравственность, по Сократу, следствие знания. Моральная теория Сократа сугубо рационалистична. Аристотель потом возражал Сократу: иметь знание о добре и зле и уметь пользоваться этим знанием - не одно и тоже. Люди порочные, имея такое знание, игнорируют его. Люди невоздержанные делают это невольно. Кроме того, знание надо уметь применять к конкретным ситуациям. Этические добродетели достигаются путем воспитания, это дело привычки. Надо привыкнуть быть храбрецом.

Вопрос об идеализме  Сократа не прост. Стремление к понятийному  знанию, к мышлению понятиями - само по себе еще не идеализм. Однако в методе Сократа была заложена возможность идеализма. Если "о текучем знания не бывает", а предметом понятия должны быть какие-то вечные и неизменные вещи, существующие вне мира, "если есть знание и разумение чего-то, то помимо чувственно воспринимаемого должны существовать другие сущности, постоянно пребывающие" (Аристотель. Метафизика).

Кроме того, возможность  идеализма исходила от Сократа и  в связи с тем, что его деятельность означала изменение предмета философии. До Сократа (от части и до софистов) основной, предмет философии - природа, внешний по отношению к человеку мир. Сократ же утверждал, что он непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается задача философии.

Афоризмы

-Чем меньше у  меня желаний, тем ближе я к богам.

 
-Ничто не способно повредить  доброму человеку, ни в жизни,  ни после смерти.

 
-Доброта не приходит от владения  многими вещами; наоборот, лишь доброта  превращает владения человека  в достоинство. 

 
-Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой - от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.

 
-Загляните в свои собственные  души и найдите в них искру  правды, которую боги поместили  в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.

  
-Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

 
-Часто, глядя на множество  выставленных на продажу вещей,  он говорил себе:<<Как много  есть на свете вещей, без  которых я могу обойтись>>.  
 
 
Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.  
 
Совершенство человека - это состояние души.  
 
Знание - это добродетель.  
 
Существует лишь одно добро - знание. Существует лишь одно зло - невежество.  
 
Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!  
 
Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь.  
 
Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать.  
 
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.  
 
Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, Сократ ответил: <<Делай, что хочешь, - все равно раскаешься>>.  
 
<<Ты умираешь безвинно>>, - говорила ему жена. Сократ возразил: <<А ты бы хотела, чтобы заслуженно?>>. 
 
Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.  
 
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.  
 
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. (ЗДОРОВЬЕ-САМОЧУВСТВИЕ)  
 
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.  
 
Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу.  
 
Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.  
 
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.  
 
Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это - яд, тем более опасный, что он приятен.  
 
Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.  
 
Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитание скрасить безобразие.  
 
Наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать - вот блаженство богов, и потому нуждается лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.  
 
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает. Распаляется пламя ветром, а влечение - близостью. (СЕКС)  
 
 
Хороший советник лучше любого богатства.  
 
То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.  
 
Богатство и знатность не приносят никакого достоинства... 
 
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излищество.  
 
Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.  
 
Высшая мудрость - различать добро и зло.

Информация о работе Фмлософия Сократа