Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:43, реферат
Сам Сократ, активно вступавший в различные собеседования, ничего не писал. В диалоге Платона "Федр" Сократ выступает против египетского Тевта (Тота), которому египтяне приписали изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же, благодаря письменности знания доступны всем и всякому. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем понаслышке, знаем главным образом от учеников его - историка Ксенофонта и философа Платона. Ксенофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения "Апология Сократа" и "Воспоминания о Сократе"
Содержание............................................1
Сократ. Биография ..............................2-3
Философия по Сократу........................4-7
Афоризмы...............................................8-9
Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Но он беседует с укрощенным "знатоком", спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. "Спрашивая тебя, - говорит Сократ собеседнику, - я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его". Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству - профессии его матери. Подобно тому как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл майевтикой - повивальным искусством.
Что значит знать? Знать - это значит знать, что это такое. Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета - определение, понятие. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания.
Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Например, в диалоге "Лахес" Сократ спрашивает двух афинских полководцев, что такое мужество. Устанавливается какое-нибудь предварительное определение. На вопрос Сократа один из военачальников Лахес отвечает, не задумавшись: "Это, клянусь Зевсом, не трудно [сказать]. Кто решился удерживать свое место в строю, отражать неприятеля и не бежать, тот, верно, мужествен". Однако затем обнаруживается, что в такое определение не вмещается весь предмет, а лишь какой-то его аспект. Затем берется какой-то противоречащий случай. Разве скифы в войнах, спартанцы в битве при Платее не проявили мужества? А ведь скифы бросаются в притворное бегство, чтобы разрушить строй преследующих, а затем останавливаются и поражают врагов. Аналогично поступили и спартанцы. Затем Сократ уточнял постановку вопроса. "У меня была мысль, - говорил он, - спросить о мужественных не только в пехоте, но и в коннице, и вообще во всяком роде войны, да и не о воинах только говорю я, но и о тех, которые мужественно подвергаются опасностям на море, мужественны против болезней, бедности". Итак, "что такое мужество, как одно и то же во всем?. Иначе говоря, Сократ ставил вопрос: что есть мужество как таковое, каково понятие мужества, которое выражало бы существенные признаки всевозможных случаев мужества? Это и должно быть предметом диалектического рассуждения. Гносеологически пафос всей философии Сократа в том, чтобы найти понятие. Поскольку никто этого еще не понимал, кроме Сократа, он и оказался мудрее всех. Но так как сам Сократ до таких понятий еще не дошел и знал об этом, то он и утверждал, что ничего не знает.
Познать самого себя - это значит найти и понятия нравственных качеств, общие всем людям. Аристотель потом в "Метафизике" скажет, что "две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательство через наведение и общие определения". Было бы, правда, наивным искать такие определения в диалогах Платона. В ранних, сократических диалогах Платона определений еще нет, ибо диалоги обрываются на самом интересном месте. Главное для Сократа процесс, если он и ничем и не оканчивался.
Убеждение в
существовании объективной
Вопрос об идеализме Сократа не прост. Стремление к понятийному знанию, к мышлению понятиями - само по себе еще не идеализм. Однако в методе Сократа была заложена возможность идеализма. Если "о текучем знания не бывает", а предметом понятия должны быть какие-то вечные и неизменные вещи, существующие вне мира, "если есть знание и разумение чего-то, то помимо чувственно воспринимаемого должны существовать другие сущности, постоянно пребывающие" (Аристотель. Метафизика).
Кроме того, возможность идеализма исходила от Сократа и в связи с тем, что его деятельность означала изменение предмета философии. До Сократа (от части и до софистов) основной, предмет философии - природа, внешний по отношению к человеку мир. Сократ же утверждал, что он непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается задача философии.
-Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
-Ничто не способно повредить
доброму человеку, ни в жизни,
ни после смерти.
-Доброта не приходит от
-Подобно тому как один человек
получает наслаждение от заботы о своей
земле, другой - от заботы о своем коне,
так и я каждый день наслаждаюсь тем, что
становлюсь лучше.
-Загляните в свои собственные
души и найдите в них искру
правды, которую боги поместили
в каждое сердце и из которой
только вы сами сможете раздуть пламя.
-Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь
в стремлении стать совершеннее.
-Часто, глядя на множество
выставленных на продажу вещей,
Природа наделила нас двумя ушами, двумя
глазами, но лишь одним языком, дабы мы
смотрели и слушали больше, чем говорили.
Совершенство человека - это состояние
души.
Знание - это добродетель.
Существует лишь одно добро - знание. Существует
лишь одно зло - невежество.
Человек как мыслящий есть мера всех вещей.
Если ты мыслишь – ты свободен!
Как много, однако, существует такого,
в чем я не нуждаюсь.
Есть много путей преодоления опасностей,
если человек хоть что–то готов говорить
и делать.
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы
есть.
Человеку, который спросил, жениться ему
или не жениться, Сократ ответил: <<Делай,
что хочешь, - все равно раскаешься>>.
<<Ты умираешь безвинно>>, - говорила
ему жена. Сократ возразил: <<А ты бы
хотела, чтобы заслуженно?>>.
Добрым людям следует доверяться словом
и разумом, а не клятвой.
Если ты будешь любознательным, то будешь
многознающим.
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он
сам. (ЗДОРОВЬЕ-САМОЧУВСТВИЕ)
Злой человек вредит другим без всякой
для себя выгоды.
Как нельзя приступить к лечению глаза,
не думая о голове, или лечить голову, не
думая о всем организме, так же нельзя
лечить тело, не леча душу.
Какой человек, будучи рабом удовольствий,
не извратит своего тела и души.
Лучше мужественно умереть, чем жить в
позоре.
Любви женщины следует более бояться,
чем ненависти мужчины. Это - яд, тем более
опасный, что он приятен.
Людям легче держать на языке горячий
уголь, чем тайну.
Молодым людям следует почаще смотреться
в зеркало: красивым, чтобы не срамить
своей красоты, безобразным - чтобы воспитание
скрасить безобразие.
Наслаждение, роскошь - вот что вы называете
счастьем, а я думаю, что ничего не желать
- вот блаженство богов, и потому нуждается
лишь в небольшом есть приближение к этому
высшему счастью.
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.
Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.
Распаляется пламя ветром, а влечение
- близостью. (СЕКС)
Хороший советник лучше любого богатства.
То, что я понял, - прекрасно, из этого я
заключаю, что и остальное, чего я не понял,
- тоже прекрасно.
Богатство и знатность не приносят никакого
достоинства...
В одежде старайся быть изящным, но не
щеголем; признак изящества - приличие,
а признак щегольства - излищество.
Воспитание - дело трудное, и улучшение
его условий - одна из священных обязанностей
каждого человека, ибо нет ничего более
важного, как образование самого себя
и своих ближних.
Высшая мудрость - различать добро и зло.