Фиософия антропологии.Философия Шеллера, Гелена

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:48, доклад

Краткое описание

Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к царству природы (неорганический мир, растения, животные) и к основе всех вещей; его метафизическом сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; силах и властях, которые движут им и которыми движет он; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития. Антропология должна служить основой для всех наук, которые имеют дело с человеком - медицины, археологии, этнологии, истории и др.

Файлы: 1 файл

филос антропология.docx

— 34.71 Кб (Скачать)

1.Виды и особенности  антропологической философии.

Философская антропология - наука  о сущности и сущностной структуре  человека; его отношении к царству  природы (неорганический мир, растения, животные) и к основе всех вещей; его метафизическом сущностном происхождении  и его физическом, психическом  и духовном появлении в мире; силах  и властях, которые движут им и  которыми движет он; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического  и социального развития. Антропология должна служить основой для всех наук, которые имеют дело с человеком - медицины, археологии, этнологии, истории и др.

   И. Кант считал, что философия  всегда стремится ответить на  четыре вопроса: что я могу  знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?  что такое человек? В сущности, полагал он, три первых вопроса  можно свести к четвертому, а  все науки - к антропологии. Антропология - это фундаментальная философская  наука.

    Философское познание  человека есть по своей сути  самосознание человека, а человек  может осознавать себя лишь  при том условии, что познающая личность, т.е. философ, занимающийся антропологией, осознает себя как личность. Эта индивидуализация - основополагающий факт, ядро и основа антропологии. Но тот факт, что мыслитель осознает в себе, вовсе не делает его выводы субъективными. Антрополог должен уловить живую целостность своей личности, конкретное "я", а для этого недостаточно знать только себя. "Вокруг всего того, что обнаружит в себе осознающий себя философ, должно строиться и кристаллизоваться, дабы стать подлинной антропологией, и все то, что он найдет у людей настоящего и прошлого - у мужчин и женщин, у индейцев и жителей Китая, у бродяг и императоров, у слабоумных и гениев"

Философская антропология становится фундаментальной и центральной  философской наукой тогда, когда  человек становится проблемой, когда  начинают задумываться над вопросами: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ. М. Бубер различал эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной, как дома, в эпоху бездомности - как в диком поле, где и колышка для палатки не найти. В античности человек мыслился находящимся в мире, мир же в человеке не находится. Человек - просто часть мира, вещь, наряду с другими вещами, вид наряду с другими видами. Человек - обладатель собственного угла в мироздании, правда, не в самых верхних его этажах, но и не в нижних, скорее, где-то в средних, вполне сносных по условиям проживания.

2.Антропоцентрическая концепция  философии Шеллера.

М. Шелер формулирует предмет  философской антропологии С его  точки зрения, философская антропология - это наука о сущности и структуре  сущности человека.

Характеризуя вклад М Шелера в создание и осмысление философской  антропологии, обратим внимание на два важнейших положения его  учения:

   Во-первых, для М. Шелера  первичным в системе "человек-общество" является человек как некий  центр, в котором пересекаются  его различные связи с миром.  Он пытается найти и определить  сущность этого центра - персонального  бытия человека, понять единичность  (уникальность), самоопределяемость (свободу) и саморегуляцию (целостность) человека как центра мира. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, с его точки зрения, выступает любовь (любящее бытие).

   Во-вторых, антагонизм личности  и общества, равно как и саморазорванность личности определяют шелеровское представление о человеке как существе, в котором пересекаются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибутами, составляющими сущность человека, являются: "порыв" - некое витальное ядро (это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух", как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание - все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения. давления от органической жизни).

   М. Шелер считал, что качество, которое делает человека человеком,  находится вне жизни в широком  смысле этого слова. По мнению  М. Шелера, - это дух. Дух противостоит  всему, ибо дух сверхприроден, он происходит от Бога. Иначе говоря, человек у М. Шелера - это духовно" существо, связанное с Богом. Благодаря слову содержали" Божественного духа превращается в достояние индивидуального сознания. Нетрудно во всем этом видеть аналогию с известным евангельским изречением: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Фиксируя сущность человека с помощью  двух его атрибутов: порыва и духа в их бесконечной форме, философская  антропология М. Шелера преодолевает конечность эмпирических определений человека. "Дух", как то, что делает человека человеком наслаивается на иррациональный стержень - "порыв", как проявление "все - жизни". М. Шелер говорит о давлении "порыва", росте жизненных инстинктов, бунте страсти, а следовательно, о вытеснении "духа" так называемой "все - жизнью". Именно поэтому, личность - это конкретное единство, пересечение ценностей. При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности, но исходит от Бога. Основную особенность человека М. Шелер видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по М. Шелеру, является святой.

   М. Шелер признает, что  все ценности (религиозные, философские,  эстетические, научные и т. п.) даны человеку постольку, поскольку  он находится в обществе. Однако  способ их восприятия человеком  М. Шелер никогда не объясняет  социологически - воздействием общества  Он полагает, что эти ценности "наслаиваются" на извечное  антропологическое ядро индивида, первичное по отношению к его социальности.

   М. Шелер критикует западно-европейское общество за то, что моральные, философские, да во многом и религиозные ценности, отодвигаются людьми на задний план И рекомендует придать им то значение, которое они некогда имели. В этом, по мнению М. Шелера, выход из кризисной ситуации, в которой оказалось общество.

   Таким образом, человек,  занимая центральное место в  философии М. Шелера, является  духовным существом, а основными  принципами бытия человека выступают  могущественный, но слепой жизненный  порыв и все постигающий, но  немощный дух. 

3. Биологический подход  Гелена и Лоренца

Биологическая, или натуралистическая  методология изучения человека занимает видное место в современной философской антропологии Данный подход характеризуется тем, что при рассмотрении родовой сущности человека гипостазируются закономерности присущие его поведению складывающиеся исключительно в процессе филогенеза. На этом основании делается вывод о неизменной биологической природе человека. Поскольку философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса, то в соответствии с их взглядами сущность человека не в том что человек в первую очередь разумное существо а в том, что он - существо биологическое, инстинктивное Человек, согласно такой остановке, - это всею лишь высокоразвитое существо, наделенное рядом отличительных особенностей, а человечество - этап в грандиозном эволюционном процессе.

  Натурализм следует двум  основным положениям - человечество  есть живой вид, качественно  гомогенный с остальной биологической  реальностью, но имеющий осознанную  самоорганизацию; - человечество есть  вид, в природе которого заложен  конфликт между началом самоор1анизации (недавно приобретенным сознанием  и социальностью) и базисным бессознательно-витальным началом.

   Одним из самых авторитетных  сторонников данного подхода  был известный немецкий философ  Арнольд Гелен (1904-l976) Л Гелен в своей философии исходит из положения, что человек - это животное биологическая неспециализированность которого делает его "ущербным существом потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование а ею интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически.

    Ущербность объявляется  источником человеческой активности  деятельности, которая есть компенсация  изначальной биологической неполноценности  неспециализированности человека. Человек может проявить свою активность (жизнесиисоиность) всюду на экваторе на полюсе в воде на суше под землей в космосе. Границей жизни для животных является eго сpеда обитания, а у человека это - культура. Именно культура компенсирует-считает А. Гелен - природные недостатки человека При этом культура в его понимании - нe есть нечто внутреннее неотделимое от человека это всею лишь фон, нечто внешнее эрзац существующий сам по себе неподлинный мир компенсирующий человеческую ущербность. Так, например, А. Гелен рассматривает технику. С его точки зрения, техника- это гигантский человек требующий жизни и ее разрушающий. Техника компенсирует ущербность человека в его от ношении к природе.

   Чтобы определенным образом  обосновать такое свое представление  о культуре, А. Гелен вводит понятие "культуроформирующей энергии", то есть биологический фактор, который определяет появление культуры как искусственно обработанного и приспособленного человеку мира. В результате у Гелена получается, что культура - это как бы итог биологического овладения человеком естественной природой, а сама человеческая биология характеризуется при этом некой витальной "хаотичностью" и иррациональной неопределенностью.

    Специфическая человеческая  биология делает человека открытым  миру. Чтобы выжить, человек, по  Гелену, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Множество инстинктоподобных импульсов, считает Гелен, витально определяют плюрализм нравственных и правовых норм. Мотивы же человеческого поведения упираются в биологические механизмы Важнейшую роль в них, по мнению Гелена, играют инстинкты агрессивности и взаимности. Поскольку человек в силу своей ущербности является нестабильным существом, то по природе он неизменно враждебен другому человеку. Культура (государство и другие социальные институты) снимает избыток побуждений человека, отчасти нейтрализуя эту враждебность человека к другим людям. А. Гелен развивает мыель о том, что человек обременен потребностью вырваться uз под давления извне (мира культуры), эта потребность заложена в ядре о конституции. Однако мир культуры (разного рода социальные институты) решающим образом противоздействует этому.

    Важное место в антропологической  теории А.Гелена сводится к вопросу о том, как выживает человек. С его точки зрения жизнь человеческих сообществ регулируется несколькими основными инстинктами. (Он называет их такжe социальными peгyляторами). Эти инстинкты есть и у животныx и у людей и они поддаются обьективному биологическому описанию. А. Гелен выделяет три основных регулятора-инстинкта

- инстинкт заботы о потомстве; 

- инстинкт восхищения перед  цветущей жизнью и сострадание  перед жизнью гибнущей;

- инстинкт безопасности.

   В результате воздействии  этих инстинктов у человека  формируется три этоса биологического происхождения которые предопределяют солидарность или конфликтность общественной жизни людей Так, например, из инстинкта заботы о потомстве (детеныше) вырастает идеология гуманизма, а из инстинкта восхищения и сострадания - эти потребительства. Из инстинкта (потребности) безопасности возникает государство, формируется этика "закона и порядка".

   Социальное положение человека  у А. Гелена во многом определяется ролью того или иного инстинкта, его развитием. Так, например, порожденная инстинктом восхищения, этика потребительства первоначально была свойственна только буржуазии, теперь же ее приняли практически все другие социальные группы, а из синтеза идеологии гуманизма - взглядов интеллектуалов и этики потребительства - возникает идея социализма.

   Таким образом, в философско-антропологической  теории А. Гелена можно видеть как "биологическая ущербность" человека предопределяет и его самого и его социальную жизнь.

 

Подобные идеи о человеческой сущности развивает и известный австрийский  этолог и философ, лауреат Hoбелевской премии Конрад Лоренц (1903-1989).

   К. Лоренц исходит из  биологической природы человека, определяемой его инстинктами.  Система инстинктов представляет  собой более или менее целостную  систему взаимодействии между множеством независимых переменных - питание, размножение, половой инстинкт и т. п. Будучи неизменными по форме каждый инстинкт имеет свою особенную власть над всем организмом и в своих действиях не зависит от целого. Вот почему, подчеркивает К. Лоренц, человек - это как бы корабль, которым командует множество капитанов. У человека все эти капитаны могут находиться на капитанском мостике одновременно, и каждый волен высказать собственное мнение. Иногда они приходят к разумному компромиссу и тогда имеет место наилучший вариант решения проблемы, но порой придти к соглашению не удается и тогда корабль, как говорится, плывет "без руля и без ветрил".

   К. Лоренц считает, что подлинным первичным, направленным на сохранение вида, инстинктом является агрессия (нападение, применение силы, злость) - естественное генетически врожденное свойство, которое присуще и жиротным, и человеку Интересно, что, по Лоренцу, агрессия коренится и проявляется в социальных связях людей, ибо любой общественный ритуал - это переориентированный, сохраняющий их вид, инстинкт агрессии По Лоренцу, любое отклонение от принятых форм общения вызывает агрессию и потому члены группы вынуждены выполнять установленные социальные нормы.

Он утверждает, что по сравнению  с животными у современного человека имеет место фатальное возрастание  его агрессивных инстинктов, поскольку  социальные условия, в которых сейчас живет человек все более провоцируют  его на нее И хотя агрессивность подавляется, тем не менее она постоянно требует выхода, проявления

     Главная опасность  инстинкта, в том числе и  инстинкта агрессии, с точки зрения К Лоренца, состоит в его спонтанности Если бы инстинкт, указывает Лоренц, был лишь реакцией на определенные внешние условия, то положение человека не было бы так опасно, как в действительности. Однако агрессия - это не только реакция на определенные (конкретные) внешние условия (объекты): на скучен. ность в общественном транспорте, грубость окружающих людей, глупость политиков Наиболее серьезную опасность грозящую человечеству в современных условиях культурно-исторического и технологического развития представляет собой, по Лоренцу, его внутривидовая агрессия. Последняя связана еще и с тем, что человек обладает средствами, которые многократно могут усиливать мощь проявлений агрессивного инстинкта. Так, например, корень проблемы войны и мира, по Лоренцу, лежит в генотипе человека Наличие атомного оружия и склонность к агрессии навсегда лишило общество точки опоры. Очень велика вероятность того, что человечество покончит с собой. И, если это будет не атомная смерть, то медленная смерть вследствие отравления окружающей среды и ее уничтожения всякими недальновидными действиями человека.

Информация о работе Фиософия антропологии.Философия Шеллера, Гелена