Философы Др. Мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. Философия - это:

Файлы: 1 файл

философия.теоретич.часть.docx

— 126.91 Кб (Скачать)

Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью  которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел  философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому  вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

«Если мы станем отвергать  все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это  ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у  нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке.»

Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих  трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав  фактически рефлекторную суть психики.

7. Теория познания.

Проблема познаваемости  мира в истории философии.

Древние мыслители представляли сознание иначе, нежели сейчас. Проблема отношения человека к миру была поставлена серьезно. Не вопросы этики, поведения, а вопрос познания мира.

Сознание- всеобщее свойства космоса, свойство природы. Начинает формироваться направления (начиная с Фалеса) гилозоизм. 
Гилозоизм – философское направление, утверждающее, что вся природа одушевлена, вся материя обладает способностью мыслить и ощущать.

Первым проблему познания ставит Гераклит (VI-V вв. до н.э.). Определение  познания не дает, но характеризует. Познание активно. Познание, это, прежде всего  поиск. Природа не лежит на поверхности, она любит скрываться. Необходимо искать внутреннее.

Существует мир, скрытый  от человеческого взгляда. Интеллигибельный мир. Мир связи, закона. Сама природа  – гармония.

Явная – внешняя и скрытая  – внутренняя.

Выводит структуру познавательных способностей, принимаемую и сейчас:

  • Чувственное восприятие мира (видеть и слышать).
  • Размышление (у многих отсутствует).

Необходимо не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и  слышать. В познании важно охватить не все, в количественном плане. Должно быть многомудрие. Необходима глубина знаний.

ПОЗНАНИЕ:

  • Логическое мышление
  • Конкретное д/п

Познавательный  процесс:

  • Подлинное познание (стремление постичь высшую идею). Философскими понятиями, прежде всего.
  • Знание
  • Мнение
  • Незнание (по отношению к материи).

Платон отдает дань научному познанию и создает классификацию  наук.

Аристотель: познание активно, это деятельность.

В средневековье более  актуальной проблемой было соотношение  веры и знания. Что первично, вещи или понятия? Одни веровали, дабы понимать, другие понимали, для того чтобы  верить.

Новое время.Бэкон. Для человека, в процессе познания важно уметь находить истину. Познание непременно должно достигать научного уровня. Основой должно быть конкретно чувственное познание, ибо оно может дать истин. Логическое познание может ввести в заблуждение, оно не может дать истины.

Задача познания – преобразовать природу. Важно владеть методом. Основной метод – индуктивный, от частного к общему. 
Декарт, основатель рационализма. Отдает предпочтение логическому мышлению. Оно может дать истину. Рассуждает о правилах и методах. Можно регулироваться и формировать познавательные способности. Такими регуляторами являются правила и принцип. Процесс познания осуществляется через самосознание.

Немецкая классическая философия. Гегель. Познание это диалектический процесс. Ставит проблему метода. Основа познания – диалектический метод. Познание – развивающийся процесс. В этом развитии важна логика.

Кант. Представитель агностицизма. Агностицизм – философское учение, представители которого частично или полностью отрицают познаваемость мира. Появился еще в Древней Греции, почти одновременно со скептицизмом. Скептицизм – философское учение, ставящее под сомнение возможность достоверного знания.

Доступна познанию только внешняя сторона мира, вещи, явления. Внутренняя сущность не познаваема. Заслуга  Канта в том, что вслед за Аристотелем, говорит, что сознание это деятельность. Для философов же Нового Времени  это пассивный процесс.

Философия марксизма. Познание – активное отрицание. Цель и основа – практика. Практика – критерий истины.

Познание – обусловленный  законами общественного развития и  неразрывно связанный с практикой, процесс отражения объективной  реальности в сознании человека. Учение, рассматривающее проблему познаваемости  мира, называется гносеологией. На западе это также называется эпистемологией.

Свойства познания.

  • Познание это высшая форма отражения. Способность воспроизводить, в идеальной форме (образы  понятия), объективную реальность.
  • Познание своим источником имеет (всегда направлено на) объект.

В широком смысле это объективная  реальность, но идет определенный процесс  познания предметом окружающего  мира.

  • Предмет познания. Свойство сторона или сам объект, вовлеченный в познавательную деятельность.
  • Во взаимодействии объект-субъект, важную роль играет субъект. Познающий человек, группа людей, общество. Играет активную роль в познавательном процессе. Объект выступает первичным в знании, обуславливает его содержание, но субъект отличается активностью.
  • Объект, в целом объективный мир, это система. Мир представлен нам как внешняя данность и имеет внутреннюю сущность (законы, логика развития, принципы). Отсюда процесс познания это тоже система. Познавательная способность включается в себя конкретно-чувственное познание (КЧП) и логическое мышление (ЛМ).
  • Также познание это процесс взаимодействия КЧП и ЛМ.
  • В познании различают формальную логику (построение мысли по форме) и диалектическую (логика движения мысли по смыслу, содержанию). Процесс познания развивающийся.

В этом случае логика мира, его  связи и развития, становится логикой  мышления.

  • Цель познания истина (адекватное отражение реальности, достоверное знание).
  • Критерий правильности познания – практика.

Структура познания

  • КЧП
    • Ощущение
    • Восприятие
    • Представление
  • ЛМ
    • Понятия
    • Суждения
    • Умозаключения

КЧП – непосредственное отражение предметного мира, его пространственно-временных связей с помощью органов чувств.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов или явления (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные, вкусовые). Ощущение источник познания.

Восприятие – синтез ощущений, некий целостный образ.

Представление – образ  предмета или явления, сохраняющийся  в сознании после прекращения  воздействия данного предмета (невозможно без воздействия). Дает содержание и  предмет нашим знаниям. Без них  размышление было бы невозможным.

ЛМ – опосредованное, обобщенное отражение внутренних связей, законов, сущностей мира, отношения предметов и явлений в форме понятий, суждения, умозаключений.

Понятия – отражения существенных внутренних существенных свойств, предметов и явления.

Суждение – мысль, в которой осуществляется связь понятий. Отрицание либо утверждение чего–либо.

Умозаключение – форма мышления, рассуждение, в ходе которого из двух или трех суждений выводится следующее. 
«Мысль без содержания пуста, содержание без мысли слепо» (с) Кант.

Необходимо уметь увидеть  и услышать что-либо.

«Под управлением разума наши знания должны представлять не отрывки, а систему» (с) Кант.

Огромное значение для  построения системы играет логика. Она развивает ум. Ум приобретает  привычку к мышлению. Голова, занимающаяся логикой, наполняется мыслями.

Мышление - это деятельность, активность.

Для того чтобы уметь читать этот мир необходимо уметь постигать  смысл.

Смысл – содержание, сущностные связи, концептуальность образа и понятия.

Значение – субъективное отношение к предмету в данный момент времени.

Наивный реализм. Мир таков, каким мы его воспринимаем.

Процесс размышления – процесс подведения единичного акта под общее и под всеобщее (под принцип, закон).

Истина

Знание должно быть достоверным.

Истина – знание, содержание которого не зависит от человека. 
Истина – адекватное отражение объективной реальности. 
Истина – правильное знание. 
Истина это процесс, и поэтому она включает в себя:

  • Относительные знания.

Знания, изменяющиеся, дополняющиеся, уточняющиеся. Носят относительный  характер.

  • Абсолютные знания.

Знания, которые в  пределах определенного времен не изменяются, не уточняются.

Процесс развития есть процесс  единства ОЗ и АЗ. ОЗ в своей основе содержит звено АЗ

Истина одна (объективная истина) и всегда конкретна.

Критерием истины, целью  и основой познания является практика.

Практика – материальная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование природы. Включает в себя производственную деятельность, социально-политическую, эксперимент.

Творчество – психическая и практическая деятельность человека, связанная с созданием качественно новых духовных и материальных ценностей.

Кант рассматривает сознание как систему. Систему, связанную  по необходимым законам. Связь есть действие рассудка.

Сознание это информационная система; информация, здесь, понимается как «мера организованности систем»  и как структурная организация.

Особенности творческого  процесса

1 этап 
Объект, внешний мир, передает нашему сознанию связь (способ организации) и упорядоченность (правило организации).

2 этап (осознание  увиденного) 
Происходит рассуждение с помощью понятий. Осознание смысла. Правило превращается в принцип (основание) нашего мышления. Происходит понимание и осмысление происходящего.

3 этап 
Становление необходимости нашего мышления, закона. Мы не просто понимаем мир, мы его объясняем. Творчество, прежде всего, связано с системной и упорядоченной организациями знаний. Творческий процесс опирается на правила и законы, следовательно, творчество является высшим проявлением активности.

Закон становится логикой мышления, логикой системного построения мысли, логикой смыслового построения мысли. Закон обладает предсказательной силой. Является основанием имманентной (внутренней, органично присущей) активности мыслительной деятельности. 
Логика лежит в основе творческой активности.

Интуиция – постижение истины без предварительного логического осмысления (без доказательств и обоснований)

 

8. Теория рационализма.

 

(лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с т. зр. Р., не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в. – Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.— Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р.— в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. подвергнута критике марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму. 2. В богословии Р.— направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.

Информация о работе Философы Др. Мира