Философское знание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то по­зволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

Оглавление

1 Введение(что такое философия)

2 Философское знание

3 Предназначение философии

3 Функции философии

4 Заключение

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

 

Становление философии как самостоятельной  науки связано с окончательным  размежеванием философии и частных  наук. Философия и частные науки  обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

 

 

 

Научив человека подлинным ценностям, философия изменит мир. Величайшее открытие – возможности слова.

 

Наука ли философия?

 

 

В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно  прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.

 

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие  аргументы:

 

- философские воззрения не нуждаются  в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т. е. не удовлетворяют критерию научного знания;

 

- утверждения философии эмпирически  (т. е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть  утверждение, что в основе развития  природы лежит саморазвитие духа);

 

- в философии никогда не было  положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему.

 

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие  ненаучность методов, проблем, языка  философии.

 

Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятйная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются.

 

Философы, считающие философию  наукой, по-разному определяют ее предмет, Так, в отечественной литературе распространены определения онтологического  типа:

 

философия — это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления; философия — наука о всеобщем в отношении человека и мира;

 

философия — это наука о всеобщих началах сущего.

 

Другой тип определений —  антропологического типа. Так, русский  философ-экзистенциалист Н. А. Бердяев  определил философию как - науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.

 

ФИЛОСОФИЯ — буквально любовь к  мудрости. Философия — это систематическое  критическое исследование способа  наших суждений, оценок и действий, имеющее целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя и таким образом стать лучше.

 

 

Вольф: Философия — это деятельность, руководящий принцип которой  — разум и цель которой —  критическое самопонимание.

 

Лосев: философия – сознание вслух

 

Витгенштейн : перейти от замаскированной чепухи к чему-то вроде чепухи очевидной.

 

О чем размышляли и размышляют философы?

 

 

О природе. Об этом говорят и названия многих философских трудов: Лукреций «О природе вещей»; Д. Бруно «О бесконечности  вселенной и мирах»; .П. Гольбах  «Система природы»; Гегель «Философия природы».

 

О разуме. Кант «Критика чистого разума»  и «Критика практического разума»; Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума».

 

О человеке и мире. Т. Гоббс «О человеке»; Гельвеций «О человеке»; Шопенгауэр «Мир как воля и представление».

 

Об общественной жизни. Платон «Государство»; Аристотель «Политика»; Гоббс «О гражданине»; Руссо «Общественный договор».

    продолжениеКаковы функции  философии в сложном комплексе  общественно-исторической жизни  людей?

 

1. Мировоззренческая. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Немецкий философ нашего времени М. Хайдеггер определил философию как «вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос». Категории философии — это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области (животное, язык); но «они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия». К ним относятся такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, изменение, развитие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и т.д.

 

Категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Так, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседнев­ной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. Поэтому категории называются предельными основаниями и универсальными формами культуры. Их называют также вечными формами «чистого» разума.

 

Мировоззрение как представление  о целом имеет свою структуру: философское учение о бытии—онтология (от греч. ontos — сущее и logos — учение); философское учение о познании мира — гносеология (от греч. gnoses — познание) и философское учение о ценностях (от греч. axios — ценный) — аксиология.

 

Можно назвать эту функцию функцией экспликации (т. е. выявления) «универсалий», целого.

 

 

 

 

2. Функция рационализации и систематизации, теоретического выражения результатов  человеческого опыта во всех  его формах. Так, атомистика Демокрита  берет начало из простого обыденного  опыта и его обобщения: наблюдение пылинок в солнечном луче, растворение вещества в жидкостях и т.д. Повседневные наблюдения служили толчком к открытию закономерностей,

 

 

 

 

3. Критическая функция. Основа  — ориентация на рационализм  философской мысли, неприятие всякого рода заблуждений и ошибок, предрассудков и стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и деятельности. Особое неприятие у философов во все времена вызывал догматизм (религиозный и др.), филистерство.

 

 

 

 

4. Обращенность к будущему. Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, обладает всеми возможностями творческого формирования новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропониманий, системы Для будущего. Таковыми могут считаться «планетарная философия и этика», или «русский космизм» Вернадского, Циолковского, Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса.

 

Далее мы обратимся к истории  философии и посмотрим, какую  школу жизни прошло человечество и как оно размышляло о мире и о себе самом,

 

 

 

 

5. Велика роль философии в качестве методологической функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия методов можно выделить такие, которые ис­пользуются только одной наукой. Эти методы называют частнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее уни­версальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкрет­ных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания.

 

 

 

6. Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти понятия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала философию с учением о категориях.

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Форма общественного сознания,

 

направленная на выработку целостного взгляда на мир

 

и место в нем человека

 

 

 

основные функции

 

 

мировоззренческая                                         методологическая

 

 

- гуманистическая – проблемы  человека              - эвристическая – содействие

 

                                                                                появлению новых знаний

 

- социально-аксиологическая – о ценностях       – координирующая – координа-

 

об общественных идеалах                                      ция методов научного           

 

                                                                                   исследования

 

- культурно-воспитательная  - формиро-             - интегрирующая – объединение в

 

вание у человека важных качеств  культурной      в целое  каких-либо частей

 

личности                                                                     - логико-гносеологическая - обоснование

 

- отражательно-информационная –  категории,   понятий и теоретических  структур 

 

общие принципы, законы, отражающие                   научного познания

 

действительность

 

 

 

 

 

Заключение:

 

 

Нынешнее время — время масштабных задач и больших свершении — требует высоко профессионально подготовленных специалистов, способных к продуктивному труду в самых разных сферах народного хозяйства. Вместе с тем современный специалист — это не просто грамотный исполнитель спускаемых откуда-то сверху указаний и решений. Еще совсем недавно, каких-то 5-10 лет назад, этого казалось вполне достаточно: сегодняшняя действительность предъявляет к специалисту, да. впрочем, и к каждому труженику, более высокие требования - ему необходимо осмысленно или, выражаясь (философским языком, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами других. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнении, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки .зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

 

Но, как мы знаем, способность к  разумному мышлению у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться: при этом лучшая школа разумного мышления — усвоение высших достижений философской культуры.

 

Философия порой понимается как  некое абстрактное знание, предельно  удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к

 

действительности. Изучение философии - это школа, которая позволяет  воспитывать культуру разумного  мышления — умение свободно оперировать  понятиями, выдвигать, обосновывать и  подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности. а значит — видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.

 

Следует, однако, иметь в виду. что  культура разумного мышления, которую  несет с собой философия, не может  быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой культурой, но даже и не приблизился к ней.

 

В критические, переломные моменты  своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

 

Дело заключается также в  одной характерной особенности  тех проблем, которые больше всего  интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».

 

Представителей разных профессий  философия может волновать, как  минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки, медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного ноля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем первое.

Информация о работе Философское знание