Философское учение Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

Целью написания данного реферата является знакомство с творчеством, учениями и личностью Сократа.
1. Биография Сократа
Сократ родился в Афинах и общепринятой датой его рождения считается месяц Фаргелион (май-июнь) 469 г. до н. э. Отец Сократа –Софроникс был бедный афинский ремесленник-ваятель из весьма древнего и знатного рода, возводящего свою генеалогию к Дедалу; мать - Фенарета, повитуха, которая была уже раз замужем до того и имела от первого брака сына Патрокла.

Оглавление

Введение
1. Биография Сократа
2. Философия в понимании Сократа
3. Философский метод Сократа
4. Этическое учение Сократа
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сократ.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается  сложным.  Существует много удовольствий и  существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий.  Кроме того,  нет строгой границы между удовольствиями  и  страданиями,  одно сопряжено  с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между  удовольствиями и страданиями. Соответственно  встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием — граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взвешивающий разум.

«Раз у нас выходит, - спрашивает Сократ собеседника, - что  благополучие нашей жизни зависит  от правильного выбора между удовольствием  и страданием, между обильным и незначительным, большим и меньшим, далеким и близким, то не выступает ли тут на первое место измерение, поскольку оно рассматривает, что больше, что меньше, а что между собой равно? А раз  здесь  есть измерение,  то  неизбежно  будет также  искусство  и знание».

Этот вывод Сократа  является безупречным, если принять  первоначальную посылку, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям, пользе, счастью. Человек  выбирает для  себя лучшее. Такова его природа. И если тем не менее он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение — он ошибается. Человек, совершающий зло, ясно понимая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть знание добра, и это в принципе делает его способным к добру. Если же человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Такой человек наглухо закрыт для добрых дел. Между мудростью и благоразумием Сократ не находил различия: он признавал человека вместе и умным, и благоразумным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководится этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его.

Философия как любовь к мудрости в сократовской трактовке  предстаёт как любовь к божественной мудрости. Знание божественно и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Большинство же людей, считал Сократ, чурается знаний и руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами.

Человек по Сократу, был  бы вообще лишен разума и знания, если бы в нём, на ряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Бессмертие души, по мысли Сократа, со всей очевидностью показывает, что только разумная и добродетельная жизнь целесообразна и соответствует божественной гармонии вселенной. Отсутствие бессмертия души, замечает Сократ, было бы счастливой находкой для дурных людей: со смертью души они легко избавлялись бы от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела.

Космос, по Сократу, служит местом обитания богов. Сюда – то, судя по его рассказу, и направляются души философов. Воздаяние им состоит, следовательно, в том, что их души высвобождаются из вечного круговорота и переселения душ, избавляясь окончательно от необходимости новых телесных перевоплощений и связанных с этим мук. Только для истинного философа, к числу которых Сократ, конечно, относил и себя, смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. Души же прочих людей будут мучаться до тех пор пока не станут чище, совершеннее, умереннее, разумнее. Главным на этом пути избавления от мук является забота о душе: пренебрежение телесными удовольствиями, которые, скорее, приносят вред, чем пользу и украшение души подлинными добродетельными плодами познания - истины, справедливости, свободой, мужеством, воздержанностью.

 

Заключение.

Итак,  рассмотрев основные вопросы философии и учений Сократа, мы понимаем, что философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание – есть добро, любое зло, порок совершается от незнания. Главной  целью   Сократа  было  обнаружить  нравственную  основу отдельных  случаев  человеческого  поведения.  Достижению этой цели  служила специфическая  индукция. Она  должна  была на  основе  выявления  общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Тенденция   постоянно   обнаруживать   противоречия   в   утверждениях, сталкивать их  и приходить таким образом к новому  (более надежному) знанию стало источником развития понятийной  (субъективной) диалектики. Рассмотрев деятельность Сократа, можно выяснить её историческое значение. Оно заключается в том, что Сократ способствовал распространению знаний, просвещению граждан; философ искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.; Сократ открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; он ввёл диалогический метод нахождения истины – путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; Сократ воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых  "сократических школ ".

Таким образом, философия  Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.

 

 

Список литературы:

 

1. Алексеев А. С.  Всемирные хроники. От первых  фараонов до Конфуция и  Сократа. – М.: Вузовская книга, 2005. – 548 с.

2. Горбачев В.Г. Основы  философии. – М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2002. –  352 с.

3. Гросс Рональд. Путь  Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с.

4. Кожевникова Е.Д., Козлова  В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие – М.: РИО СГА, 2006. – 214 с.

5. Митрошенкова О.А.  Философия: Учеб. пособие – М.: Гардарики,   2002. – 655 с.

6. Пол Стретерн. Сократ  за 90 минут. – М.: Астрель, 2003. –  176 с.

1 Горбачев В.Г. Указ. соч. – С. 221.

 


Информация о работе Философское учение Сократа