Философское учение Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. Поэтому изучение его трудов – необходимый этап в понимании философии времен средневековья. Его учение было попыткой объяснить повседневные явления с религиозной точки зрения, систематизировать имеющиеся знания и объяснить научный прогресс в религиозном контексте. Целью данной работы является обобщение идей, выдвинутых Фомой Аквинским и их систематизация.
Задачи, которые послужили основой для написания работы:
- выявление предпосылок возникновения учения Фомы Аквинского;
- обобщение теории бытия, изложенной Аквинским;
- обобщение теории познания Аквинского;

Оглавление

Введение. 3
1. Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского 4
2. Метафизическая теория бытия 7
3. Теория познания 9
4. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского 13
5. Этика 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Фома Аквинский.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина  производящая что-либо. Так как ничто  не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной  всего — это Бог.

Доказательство через необходимость  — каждая вещь имеет возможность  как своего потенциального, так и  реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

Доказательство от степеней бытия  — четвёртое доказательство говорит  о том, что люди говорят о различной  степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

Доказательство через целевую  причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

5. Этика

1. Проблема зла. Теодицея

Традиционная тема христианской философии - защита совершенства бога и того, что  им сотворено, перед лицом существующего  в мире зла - занимает много места  в работах Аквинского. Обращение  его к этой проблеме и широкое  ее рассмотрение диктовались историческими  и доктринальными потребностями  церкви.

В средневековье действовали различные  еретические секты, учения которых  имели ярко выраженный антифеодальный и, следовательно, антицерковный характер. Томистская теодицея была прежде всего направлена против идеологии катаров и других еретических сект. Катары провозглашали, что материальный мир по своей природе есть зло, продукт злого духа, а поскольку человеческое тело является его составной частью, следовательно, оно по своему происхождению есть зло и достойно презрения. Соединение тела и души для последней не благодеяние, а, напротив, наказание, оковы. А если так, то Христос не мог воплотиться в человека. Из этих принципов следовало отрицание необходимости церкви, осуждение ее как собственника материальных богатств.

Перед христианской философией была поставлена важная дилемма: если бог - творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Из необходимости ответить на этот вопрос, возникла особая область христианской философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства бога и того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.

Исходным пунктом теодицеи Фомы была предпосылка, что зло не является позитивным явлением и не существует само по себе, как добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра. Понятие зла Фома выводит  из понятия добра, исходя из теоретико-познавательной предпосылки о том, что одна противоположность  познается через другую, как например, темнота через свет. Это относится  также к добру и злу.

Второй тезис томистской теодицеи выражается в утверждении, что "добро является субъектом зла". Фома утверждает, что все, а следовательно, и зло, имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие бытия, а следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может выступать в роли какой бы то ни было причины. В таком случае остается принять, что субъектом или источником зла является добро. Исходной точкой для Аквинского являются слова Августина: "Бог не является создателем зла, ибо не он причина стремления к небытию". Развивая эту мысль, Фома напоминает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения, которое в свою очередь следует из несовершенства морального субъекта. А если бог - это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной морального зла.

Несколько иначе обстоит дело с  естественными вещами. Здесь зло  основано просто на их порче и распаде. В замыслах же творца каждая форма  была задумана как благо мироздания, как его совершенство, которое  требует, чтобы "в вещах существовало определенное неравенство, чтобы осуществлялись все степени добра" . Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом, и наоборот. Таким образом вырисовывается третий тезис томистской теодицеи: некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно.

Для обеспечения порядка вселенной  необходим также порядок справедливости, который требует существования как грешников, так и хороших людей. Здесь "бог является творцом зла как наказание, а не как вины". Это четвертый тезис теодицеи Фомы.

2. Свободная воля человека  и милость Божья

Фома помещает человека на границе  между миром животных и миром  чистых духов, между животными, с  одной стороны, и ангелом - с другой. В сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно  более низким и несовершенным. В  свою очередь в иерархии телесных созданий человек находится на самом  высоком месте как совершенное  животное. Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы, нематериальной разумной душой и  свободной волей. Благодаря последней человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом. Чтобы могли существовать грех и добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие свободной воли.

По мнению Аквинского, свободная  воля человека и связанные с нею  произвольные решения выбора имеют  свой источник в интеллектуально-познавательных органах, точнее, корнем всякой свободы  является разум. Поскольку Фома провозглашает  примат интеллекта над волей, его  позиция в вопросе о свободе  человека получила название этического интеллектуализма. Она основана на том, что достаточно иметь подлинное  знание о добре и зле, чтобы  поступать морально. Фома признает, что воля иногда может выполнять  по отношению к интеллекту функцию  производящей причины, как бы побуждая его к познанию, и в этом смысле она более совершенна, чем интеллект.

Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в  соответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как естественных причин, так и свободных человеческих решений. Фома говорит, что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения.

Согласно Аквинату и всей католической этике, человек заслуживает осуждения за неморальный поступок. Но плохой поступок также основывается на свободном решении и не может быть совершен без поддержки бога. Поэтому бог в первую очередь и заслуживает адских мук.

Заключение

Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит систему  порядка материального мира. Формы  вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной  иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального  мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и  работающие физически. Каждый человек  выполняет определенную функцию  в жизни общества, и все творят определенное благо.

Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях, выполняемых  людьми, являются результатом не общественного  разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие антагонистических  производственных отношений, а отражение  иерархии форм в вещах. Все это  по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы.

Философия Фомы Аквинского не сразу  получила всеобщее признание среди  схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников  в ордене доминиканцев, среди некоторых  представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась.

Список использованной литературы

 

1. Антология мировой философии т. 1 - «Мысль», Москва, 1968

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. — Москва, 1966. (2-е изд.: М., 1975).

3. Соколов В.В. Средневековая философия - Москва «Высшая школа» 1979

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

5.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/FOMA_AKVINSKI_SV.html?page=0,1

 


Информация о работе Философское учение Фомы Аквинского