Философское понимание мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:15, реферат

Краткое описание

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………...………..3
Философское понимание мира: бытие и материя как философские категории………………….……..4
Бытие как философская категория …………………………………………………………………………4
Материя как философская категория………………………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

12.docx

— 27.85 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Мурманский государственный  гуманитарный университет

(МГГУ)

 

 

 

 

 

 

 «Философское понимание мира»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

ХОТиД (заочное отделение)

Специальность «Графический Дизайнер»

-------------

Проверил:

Сауткин А. А.

 

 

 

Мурманск

2012

 

Содержание

 

 Введение……………………………………………………………………………………………...………..3

Философское понимание мира: бытие  и материя как  философские  категории………………….……..4

 Бытие как философская категория …………………………………………………………………………4

 Материя как философская  категория………………………………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………………………………………..11

Список литературы………………………………………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Жизнь с ее сложной  паутиной коллизий, наука и культура  в целом (куда входят все  науки, виды искусства, религия   и, разумеется, философия) с их  гигантскими достижениями требуют  от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой  мысли, утонченной интуиции, широкого  кругозора и мудрости. Мы должны  еще глубже постичь тайны природы,  социальной реальности, тоньше познать  сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение  человека к Богу: у нас эта  проблема вновь стала остро актуальной.

 

     Все знания человечества, как бы они  ни были многообразны  и удивительно  дифференцированы  между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные»  пальцы, которыми человек вторгается  в ткань бытия. Это естественно  и необходимо. Но наряду с этим  дифференцированным подходом нужен  и обобщающе-мудрый взор (как бы  с высокой горы), проникнутый философским  мышлением. Философия осуществляет  это познание с помощью веками  отработанной тончайшей системы  предельно обобщающего категориального  строя разума.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философское понимание мира: бытие  и материя как  философские  категории

   

1. Бытие как философская категория

 

     Один  из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия  – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

 

     Бытие трактуется  как философская категория для  обозначения реально существующего  мира, лежащего в основе всех  вещей и явлений. Другими словами,  бытие охватывает, включает в  себя все многообразие космических,  природных и созданных человеком  вещей и явлений. С введением  в обиход – научный и обыденный  – категории бытия значительно  облегчается процесс понимания  и осмысления основ существующего  мира. Перед конкретным человеком  бытие предстает по крайней мере в двух видах (двояко). Это, прежде всего, космос, природа, мир вещей и духовных ценностей, созданных человеком. Это такое бытие, которое по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

 

     Однако  существует  и другое, обыденное, понимание   бытия, которое обусловлено временным   преходящим существованием человека  и  получает соответствующее  отражение  в его сознании. Это бытие временное, конечное, преходящее. Именно так оно воспринимается  человеком. В строгом смысле  слова категорию бытие нельзя  использовать для обозначения  и характеристики этого образа  существования человека, но поскольку  оно вошло в обиход, то при  характеристике такого бытия  целесообразно подкреплять ее  такими понятиями, как относительное, конечное, преходящее бытие.

 

     В повседневной жизни  человек постоянно  убеждается, что различные целостности, структуры  мира, обладая только им присущими  свойствами и формами, равно  сосуществуют, проявляют себя, и  одновременно взаимодействуют друг  с другом. Космос, природа, общество, человек – это все разные  формы бытия, имеющие свою специфику  существования и функционирования. Но вместе с тем они были, есть и будут взаимозависимы  и взаимосвязаны. Нет необходимости  подробно объяснять, насколько  взаимосвязаны такие “отдаленные”  сущности, как космос и общество. Экологические проблемы, которые  все острее дают о себе знать,  не в последнюю очередь имеют  своей основой человеческую деятельность. С другой стороны, ученые уже  не первое десятилетие убеждают, что только через освоение  космического пространства человечество  в ближайшие столетия, а, возможно, десятилетия сможет решить жизненно  важные для себя проблемы: например, снабжение землян так остро  необходимыми энергоресурсами и  создание высокоурожайных сортов  зерновых культур

 

    

 

 

 

Каково  же содержание философской  категории  «бытие»? Для ее раскрытия  можно  выделить ряд положений:

 

     окружающий  мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий  мир) есть;

 

     окружающий  мир развивается,  имеет внутреннюю причину, источник  движения в самом себе;

 

     материя и дух –  единые, но в то же время   противоположные сущности, реально   существуют; и материя, и дух  есть.

 

     Данные  положения  (признаки) обобщаются понятием субстанции  – самостоятельной сущности, которая  для своего существования не  нуждается ни в чем, кроме  самой себя.

 Таким образом, бытие – это реально  существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

 

     Мир как повседневная  реальность и мир как трансцендентальность  предстают перед человеком как  целостное явление, как всеобщее  единство, включающее в себя огромное  множество разнообразных вещей,  процессов, состояний человеческих  индивидов, природных явлений.  Это то, что мы называем всеобщим  бытием.

 

     Основными формами  бытия являются:

 

     материальное  бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

 

     идеальное бытие –  существование идеального как  самостоятельной реальности в  виде индивидуализированного духовного  бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

 

     человеческое  бытие  – существование человека как  единства материального и   духовного (идеального), бытие человека  самого по себе и его бытие  в материальном мире;

 

       социальное бытие,  которое включает  бытие человека  в обществе  и бытие (жизнь,  существование,  развитие) самого  общества.

 

    

 

 

Среди бытия также выделяются:

 

     ноуменальное  бытие  (от слов «ноумен» - вещь сама  по себе) – бытие, которое реально  существует независимо от сознания  того, кто наблюдает его со  стороны;

 

     феноменальное бытие  (от слова «феномен» - явление,  данное в опыте) – кажущееся  бытие, то есть бытие, каким  его видит  познающий субъект.

 

     Практика  доказывает, что, как правило, ноуменальное  и феноменальное бытие совпадают.

 

     Категорией, противоположной  бытию, является небытие. Небытие  – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

 

     Небытие – состояние,  единое с бытием (так  же  реально) и противоположное ему.

 

     Предметы, явления окружающего  мира могут находиться как  в бытии (быть в наличии), так  и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Материя как философская   категория

 

     Понятие "материя"  формировалось прежде всего в ходе развития материализма. Еще философы милетской школы поняли, что первооснова вещей не может быть ни чем-то  однокачественным, ни чем-то  бескачественным: в обоих случаях она рано или поздно пришла бы в равновесное состояние, т.е. оказалась бы всюду одинаковой, однородной и потому - не способной порождать многообразие  изменяющихся вещей. Где нет различия, обратим внимание, не может быть и движения. Поэтому субстанция (первооснова вещей) должна быть многокачественной и многокомпонентной. Но мыслить материю (субстанциальную основу вещей) как совокупность электронов, протонов, нейтронов, квантов каких-либо полей (и тому подобного) не следует: в этом случае она окажется чем-то конкретно-определенным, что рано или поздно придет в равновесное состояние... Поскольку в качестве  первоосновы всего существующего она должна обладать способностью самодвижения, постольку разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической)

 

     В философии существует  несколько  подходов к понятию  (категории) «материя»:

 

     материалистический  подход, согласно которому материя   есть основа бытия, а все  иные бытийные формы – дух,  человек, общество – порождение  материи; по утверждению материалистов,  материя первична и представляет  собой наличное бытие;

 

     объективно-идеалистический  подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

 

     субъективно-идеалистический   подход – материи как самостоятельной   реальности не существует вообще, она  лишь продукт (феномен  – кажущееся  явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только  в виде сознания человека) духа;

 

     позитивистский  –  понятие «материя» ложно, поскольку   его нельзя доказать и полностью   изучить при помощи опытного  научного исследования.

 

     В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

 

    

 

 

Элементами  структуры материи  являются:

 

     неживая природа;

 

     живая природа;

 

     социум (общество).

 

     Каждый  элемент материи  имеет несколько  уровней.

 

     Характерными  чертами  материи являются:

 

     наличие движения;

 

     самоорганизация;

 

     размещенность в пространстве и времени;

 

     способность к отражению.

 

     Движение  – неотъемлемое  свойство материи. Выделяются:

 

     механическое  движение;

 

     физическое  движение;

 

     химическое  движение;

 

     биологическое движение;

 

     социальное  движение.

 

     Движение  материи:

 

     возникает из самой  материи (из заложенных в   ней противоположностей, их единства  и борьбы);

 

     всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);6

 

     постоянно (существует  всегда; прекращение одних форм  движения замещается возникновением  новых форм движения).

 

     Материя имеет способность  к самоорганизации  – созданию, совершенствованию, воспроизводству   самой себя без участия внешних   сил.

 

     По  поводу расположенности  материи  во времени и пространстве  философами выдвигалось два основных  подхода:

 

     Сторонники  первого  – субстанционального (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

 

     Сторонники  второго  – реляционного (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

Информация о работе Философское понимание мира