Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:15, реферат
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.
Введение……………………………………………………………………………………………...………..3
Философское понимание мира: бытие и материя как философские категории………………….……..4
Бытие как философская категория …………………………………………………………………………4
Материя как философская категория………………………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………………………………………….12
Федеральное агентство по образованию
Мурманский государственный гуманитарный университет
(МГГУ)
«Философское понимание мира»
Выполнила: студентка 1 курса
ХОТиД (заочное отделение)
Специальность «Графический Дизайнер»
-------------
Проверил:
Сауткин А. А.
Мурманск
2012
Содержание
Введение………………………………………………………
Философское понимание мира: бытие и материя как философские категории………………….……..4
Бытие как философская категория …………………………………………………………………………4
Материя как философская категория………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Жизнь с ее сложной
паутиной коллизий, наука и культура
в целом (куда входят все
науки, виды искусства,
Все знания человечества,
как бы они ни были
Философское понимание мира: бытие и материя как философские категории
1. Бытие как философская
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Бытие трактуется
как философская категория для
обозначения реально
Однако существует
и другое, обыденное, понимание
бытия, которое обусловлено
В повседневной жизни
человек постоянно убеждается,
что различные целостности,
Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
окружающий мир развивается,
имеет внутреннюю причину,
материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения
(признаки) обобщаются понятием
Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Мир как повседневная
реальность и мир как
Основными формами бытия являются:
материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
идеальное бытие –
существование идеального как
самостоятельной реальности в
виде индивидуализированного
человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Среди бытия также выделяются:
ноуменальное бытие
(от слов «ноумен» - вещь сама
по себе) – бытие, которое реально
существует независимо от
феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает,
что, как правило,
Категорией, противоположной
бытию, является небытие.
Небытие – состояние,
единое с бытием (так же
реально) и противоположное
Предметы, явления окружающего
мира могут находиться как
в бытии (быть в наличии), так
и в небытии (совсем не
2. Материя как философская категория
Понятие "материя" формировалось прежде всего в ходе развития материализма. Еще философы милетской школы поняли, что первооснова вещей не может быть ни чем-то однокачественным, ни чем-то бескачественным: в обоих случаях она рано или поздно пришла бы в равновесное состояние, т.е. оказалась бы всюду одинаковой, однородной и потому - не способной порождать многообразие изменяющихся вещей. Где нет различия, обратим внимание, не может быть и движения. Поэтому субстанция (первооснова вещей) должна быть многокачественной и многокомпонентной. Но мыслить материю (субстанциальную основу вещей) как совокупность электронов, протонов, нейтронов, квантов каких-либо полей (и тому подобного) не следует: в этом случае она окажется чем-то конкретно-определенным, что рано или поздно придет в равновесное состояние... Поскольку в качестве первоосновы всего существующего она должна обладать способностью самодвижения, постольку разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической)
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:
материалистический
подход, согласно которому материя
есть основа бытия, а все
иные бытийные формы – дух,
человек, общество –
объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;
субъективно-идеалистический
подход – материи как
позитивистский –
понятие «материя» ложно,
В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.
Элементами структуры материи являются:
неживая природа;
живая природа;
социум (общество).
Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
Характерными чертами материи являются:
наличие движения;
самоорганизация;
размещенность в пространстве и времени;
способность к отражению.
Движение – неотъемлемое свойство материи. Выделяются:
механическое движение;
физическое движение;
химическое движение;
биологическое движение;
социальное движение.
Движение материи:
возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);6
постоянно (существует
всегда; прекращение одних форм
движения замещается
Материя имеет способность
к самоорганизации – созданию,
совершенствованию,
По поводу расположенности
материи во времени и
Сторонники первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.