Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:32, контрольная работа
В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов. В своем первом сочинении "О согласии католиков" он, кроме того, высказывал сомнение в истинности "Константинова дара", а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для Церкви и государства. В 1433 г. эти идеи он высказывал на Базельском соборе. Но уже к концу собора Николай перешел на сторону папы, видимо усомнившись в возможности осуществления реформы.
современности. Этот богатый политический опыт наряду с изучением древних авторов послужит основой позднейших его трудов в области политической теории. После падения республики в 1512 г. и восстановления власти Медичи Макиавелли оказывается отстраненным от дел. По подозрению в участии в антимедичейском заговоре он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам, а затем сослан в свое деревенское имение. Попытки вернуться к активной политической деятельности ни к чему не приводят, и человек, вынашивающий планы спасения Италии от чужеземного владычества, вынужден оставаться бессильным наблюдателем трагедии своей родины. Только в 1526 г. его призывают для организации обороны Флоренции, он пытается объединить усилия итальянских государств и переживает полное крушение последних надежд. Восстановленная после нового изгнания Медичи республика отказывается от услуг своего бывшего секретаря, и через 10 дней после рокового для него решения Большого Совета Никколо Макиавелли умирает (21 июня 1527 г.).
В годы вынужденного отхода от Политической деятельности им были созданы главные литературные произведения. «Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени». Философские взгляды Н. Макиавелли как составляющая часть философского аспекта в его общественно-политическом учении.
.1 Сущность философского
аспекта в общественно-
Как известно, сам Н. Макиавелли относился к философии достаточно негативно, т.к. считал её бесполезной в управлении гос-вом, порождающей смуту, разногласия среди представителей гос-ной власти [2; C. 20-29]. Он считал, что философия как наука лишена реализма, а значит разума [3; C. 32-36]. Однако его взгляды пропитаны, пронизаны своеобразным пониманием действительности, которое сводилось к пониманию действительности разумом, с рационалистической точки зрения [2; C. 30-33]. Соответственно можно судить, что рационализм как направление философской мысли был характерен взглядам Макиавелли, а значит они были философскими. Таким образом это доказывает то, что философские взгляды Макиавелли составляют сущность философского аспекта в его общественно-политическом учении, благодаря которым Макиавелли даёт политические наставления в своём общественно-политическом учении.
Также влиянием на философский аспект в общественно-политическом учении Макиавелли является то, что, будучи по своей сути практиком, нежели теоретиком, Макиавелли негативно относился к философским концепциям имеющих теоретический характер, иногда невозможных в отображении на практике [11; C. 56-62]. Это доказывает то, что благодаря философскому аспекту, состоящему из практических философских взглядов философа, удалось создать общественно-политическое учение, в котором даётся руководство в управлении на основе практических знаний, опыта приобретённого практикой. Соответственно, негативное отношение Макиавелли к философии, доказывает то, что его общественно-политическое учение и его философские взгляды являются результатом практики, опыта политической деятельности не только исторических личностей, таких как Кир Великий, А. Македонский, Сципион, но и дипломатической, политической деятельности самого Н. Макиавелли [3; C. 58-60]. Известно, что он был лично знаком с авторитетными политическими деятелями того времени, такими как король Франции Людовик XII (1462-1515 гг.), папа Александр VI (1421-1503 гг.), Чезаре Борджиа (1476-1507 гг.), которые делились с ним своим опытом в сфере управления, а также своими взглядами. Также политический, практический опыт Н. Макиавелли имел во время пребывания на должности секретаря канцлера Флорентийской республики [12; C. 139-140]. Т.е. именно руководствуясь в первую очередь практическим осуществлением деятельности, а также практическим пониманием действительности, Н. Макиавелли понимал многие очевидные вещи не с точки зрения религии, а с точки зрения наблюдаемых им на фоне политических процессов [14; C. 103-106]. Соответственно можно сказать, что основой не только общественно-политического учения Макиавелли, но и его философских взглядов является наблюдение, бихевиоризм (поведение), а также рационализм в восприятии действительности. Однако Макиавелли также считал, что эффективная практика не может существовать без теории, заключающейся в правильно продуманном решении [2; C. 46-48]. Поэтому для того чтобы выявить философский аспект в политическом учении Н. Макиавелли, необходимо ознакомиться со специфическим понимаем Макиавелли вполне очевидных вещей, процессов которые и являются в совокупности его философскими взглядами, а значит философским аспектом в его общественно-политическом учении. Таким образом, философским аспектом в общественно-политическом учении Макиавелли следует считать рационалистические философские взгляды основанные на практике, приобретенном опыте, использованных знаниях прослеживающиеся в его общественно-политическом учении.
1.2 Философские взгляды Н. Макиавелли в сфере сущности человека
Для начала необходимо рассмотреть сущность человека, человеческой личности в понимании Макиавелли.
Благодаря использованию метода наблюдения над человеческой жизнью, деятельностью людей, их пониманием блага, Макиавелли считал людей существами достаточно эгоистическими, во всех своих поступках руководствующееся лишь собственными интересами [1; C. 69-76]. Т.е. мы видим, что природный эгоизм человека заключается в реализации собственных интересов, выдвижении собственного интереса превыше общественного. Т.е. это доказывает, то что у Макиавелли прослеживаются либеральные тенденции, заключающиеся в том, что индивидуальный интерес (человеческий) превыше общественного. Соответственно эгоизм в понимании Макиавелли является явлением очевидным, присущим каждому человеку.
Также Макиавелли считал, что интерес является фактически самым могущественным, единственным стимулом человеческой деятельности [11; C. 72-79]. Т.е мы также видим и то, что интересом может являться и цель, для достижения которой человек посвящает все усилия, иногда прибегает к различным средствам. Также проявлением интереса, в понимании Макиавелли, является сохранение собственности, имущества [11; 80-82]. Также важной составляющей понятия интереса является приобретение новой собственности и нового имущества. Можно сказать, что Макиавелли видел самой важной целью, а также личным интересом поиск источника обогащения. Таким образом рационализм и прагматизм являются неотъемлемыми чертами понимания Макиавелли не только сущности человека, но и интересов человека, которые сводятся к реализации личных потребностей человека.
Также Макиавелли выделял понятие вирту, в которой видел совокупность состоящую из способности к деятельности, в воле, а также стремление к осуществлению больших целей, реализации личных интересов основанная на эгоистическом интересе [1; 96-99]. Можно отметить, что Макиавелли видел в эгоизме качество которое может подтолкнуть человека к достижению каких-либо успехов. А это в свою очередь доказывает то, что эгоизм не понимается философом как негативное качество, а как потенциал для достижения поставленных целей, благодаря осознанию собственного интереса превыше общественного. Это доказывает то, что вирту представляет воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Соответственно обладая знаниями, какими-либо навыками, умениями, а также упорством, человек, а особенно правитель согласно общественно-политическому учению Макиавелли имеет больше шансов реализовать свои политические способности, а также добиться поставленной цели. Он считал, что вирту присуща не всем людям, считал что данная особенность присуща только выдающимся людям, харизматическим личностям. Соответственно, подобной способностью должен обладать государь как эффективный правитель, согласно политическому учению Макиавелли.
Своеобразным являлось понимание свободы, в объяснении которой философ отрицал теологическое понимание о том, что человек во всём подчинён Богу, а также определённой им судьбе. По его мнению судьба являлась т.н. «фортуной», соответственно жизнь человека не может быть полностью определена [2; C. 52-61]. Мы видим, что Макиавелли признавал силу обстоятельств в силу которых человек должен считаться с необходимостью, а также бороться с обстоятельствами, для чего существует вирту как основное средство для осуществления поставленных целей, преодоления обстоятельств. Макиавелли считал, что «фортуна» не может определить жизнь человека. Он считал, что фортуна влияет от половины человеческих поступков, а вторую половину поступков должны определять сами люди, которые могут изменить их благодаря правильным действиям [11; C. 118-122]. Таким образом мы видим, что не отрицая понятия судьбы философ, определяет её как «фортуну» от которой не полностью зависят поступки человека, а сам человек может руководствоваться своими действиями, а значит уметь анализировать ситуацию. Это доказывает то, что благодаря принятию правильных решений человек может избежать какие-либо обстоятельства, а также направить свои действия в необходимое русло.
Таким образом, следует отметить, что реалистическое понимание реальности, очевидных вещей присуще взглядам Макиавелли, его определению, пониманию человека, присущих особенностей каждому человеку.
1.3 Философские взгляды Н. Макиавелли в сфере религии
Достаточно своеобразными были философские взгляды Макиавелли в сфере религии, которые оказали влияние на философский аспект в общественно-политическом учении Н. Макиавелли.
Известно, что Макиавелли считал, не существует влияние Божественной воли на жизнь людей. По его мнению не Бог правит людьми прямо, а на людей воздействуют их собственные религиозные представления [11; C. 126-128]. Можно сказать, что люди сами под влиянием своих религиозных учений настраивают себя на определённый образ жизни, нормы, а также смысл жизни. Однако религии, по мнению Макиавелли, способны меняться с течением времени. На пример философ считал, что религии изменяются два-три раза каждые пять-шесть тысячелетий, причиной чему является деятельность самих людей [7; C. 153-159]. Таким образом можно сказать, что религии являются продуктом творчества самих людей как считал Макиавелли. Также следует сказать, что на примере религии Макиавелли показал нам, что не только религии могут изменяться под воздействием человеческого фактора, но и если исходить из рационалистического понимания окружающих нас политических, экономических, социальных процессов, также могут трансформироваться политические системы, формы собственности, а также социальная структура общества.
Однако несмотря на то, что религии, если следовать мнению автора, подчинены людям, Макиавелли не считает их ненужными, как философию. Он создал этическую иерархию, в которой создатели религии занимали первое место. Затем шли основатели монархий, республик, а также учёные. Также создателей религии, основатели монархий, республик, учёных философ считал доблестными людьми [9; C. 268-275]. На наш взгляд это объясняется тем, что создатели религии, основатели монархий, республик, учёные являются созидателями, теми кому удалось реализовать поставленные цели, а значит обладающие вирту. Однако помимо созидателей, автор также выделял разрушителей религий, ликвидаторов республик, монархий, врагов добродетели, знания. Разрушителей Макиавелли называл гнусными людьми [1; C. 106-112]. Это в свою очередь объясняется тем, что для разрушения чего-либо не нужны воля, качества, упорство, поэтому у разрушителей отсутствует вирту.
Известно, что, по мнению Макиавелли, религия должна играть в гос-ве важную роль. Однако не следует понимать роль религии по мнению Макиавелли буквально. Он не считал, что религия является истиной, однако видел в ней общественную связь [1; C. 120-129]. Это объясняется тем, что религия как единая идея объединяет всех представителей общества, независимо от социального класса для консолидации не только в масштабах гоc-ва, но и для отражения внешней агрессии, достижения какой либо национальной цели. Примером может послужить ислам, представители которого не способны к духовной ассимиляции с другими культурами, а также исламские гос-ва достаточно сложно завоевать из-за маловероятности раскола среди мусульман, если в гос-ве не имеется представителей различных ответвлений ислама, которые зачастую находятся в состоянии гражданской войны. Также данная религия создавалась Мухаммедом для консолидации разрозненных арабских племён, а также для распространения своей власти над всем Аравийским п-вом. Таким образом религия в понимании Макиавелли не путь к спасению, а идея способная консолидировать общество, сохранить его для от вражеской агрессии. Также религия может использоваться правителем для более удобного управления гражданами. На пример согласно христианству, царь является помазанником божьим на земле, соответственно имеет неограниченную власть, может спекулировать Божьей волей в ходе принятия каких-либо решений. Поэтому все граждане гос-ва обязаны выполнять его волю, что являлось неотъемлемой чертой абсолютизма.
Таким образом, религия имеет рационалистическое объяснение и реализуется как практическое средство управления гос-вом, консолидации общества. Поэтому его философские взгляды в сфере религии также можно считать частью философского аспекта общественно-политического учения Макиавелли.
1.4 Философские взгляды Н. Макиавелли в сфере политики
макиавелли философ религия политический
Известно, что в политической сфере Макиавелли был против вмешательства церкви в гос-ные дела, а был приверженцем светской формы правления.
Также как и в других сферах Макиавелли, считал, что для достижения политических целей необходимо тщательно, непредвзято изучить конкретную политическую ситуацию, убедиться в правильности тактики достижения политической цели, которая должна быть хорошо продумана, а также пригодной для практической реализации [15; C. 186-188].
Что касается форм правления, то Макиавелли считал, что формы правления сменяются циклически. К примеру, монархия сменяется олигархией. Затем олигархия сменяется на республику. На смену республики приходит тирания как единоличное правление [6; C. 28-33]. Причиной данных изменений в формах правления Макиавелли считал противоречивость интересов, а также конфликты малых, больших социальных групп [5; C. 15-18]. На наш взгляд смена форм правления может совершаться в связи с доминированием в обществе какой-либо социальной группы с конкретными интересами, убеждениями, а также ситуации в зависимости от которой действует правительство.
Интересным является то, что понятия «мораль», «добродетель» понимаются Макиавелли по-своему. Макиавелли считал, что мораль является средством политической стратегии. Именно гос-венная политика обладает моральным и нормативным ядром, для обеспечения стабильности общества [4; C. 22-29]. Таким образом, Макиавелли подчиняет мораль политике. Это заключается в том, что мораль может существовать у самого народа, либо устанавливаться правительством для общества, его стабильного развития. Следует сказать, что для правительства, по мнению философа, целью морали является обеспечение стабильности государства [4; C. 30-32]. А это значит, что мораль может использоваться для более лёгкого управления обществом. Также утвердив на законодательном уровне мораль, которая может являться нормой права, правительство может обеспечить стабильность общества. Ибо в связи с нарушением морали может последовать какого либо рода наказание, нежелание проходить которое становится стимулом для сохранения порядка в гос-ве самими гражданами, недопущения нарушения морали. Таким образом, мораль, по мнению Макиавелли, является средством управления гос-вом. А это ещё раз доказывает рациональное понимание им достаточно абстрактных, философских понятий, таких как мораль, а также эффективное использование их как средство управления гос-вом.
Таким образом, мы видим, что рационалистические философские взгляды Макиавелли также основаны на практическом знании, в основном они сводятся к пониманию политических процессов как средств управления.