Философские взгляды Георга Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:37, контрольная работа

Краткое описание

Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чем настаивал Кант, Гегель упрекал его в том, что он пытался представить их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Общим для Гегеля и его предшественников было идеалистическое решение вопроса о соотношении сознания и природы, материи. Различия между ними в этом вопросе — это различия между объективным и субъективным идеализмом.

Оглавление

1. Объективный идеализм Гегеля 3
2. Вклад Гегеля в разработку диалектики. Обоснование им законов диалектики 9
2.1. Взаимный переход количественных изменений в качественные 9
2.2. Единство и борьба противоположностей 11
2.3. Отрицание отрицания 12
Задание 1 15
Задание 2 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

контрольная 8 - философия.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 В реальной действительности, а следовательно и в понятии  общее,  особенное и единичное  также неразделимы,  как тождество  и различие в сущности явлений.  Раскрывая многократность понятия,  единство различных сторон в  самой действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе  в единстве различные, в том числе и противоположные,  стороны реального. В этом смысле  Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда  конкретна. Понятие как единство общего, особенного и  единичного получает  свое необходимое выражение в различных видах суждений и умозаключений, которые изображаются  Гегелем как  обнаружение и  осуществление творческой   мощи  присущей “понятию”  как внутренней основе всех  тех процессов,  которые  наблюдаются в природе и обществе на всем протяжении истории.              

2.3. Отрицание  отрицания

Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория  отрицает другую. В результате возникает  третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. «Становление есть нераздельность бытия и ничто... иначе говоря, такое единство, в котором есть как бытие, так и ничто». Становление - это диалектический процесс возникновения, который уместно называть становлением, представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет. И в этом смысле становление можно считать единством небытия и бытия. «Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный результат.

Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию  становление, а от нее возможен переход  к наличному, т.е. какому-то определенному  бытию. Такова схема, предлагаемая Гегелем.

Каждое понятие, а стало  быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания  и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: ”Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Если диалектический процесс возникновения Гегель стремится  выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения  выражается им при помощи категории  снятие. Необходимо иметь в виду, что немецкий глагол aufheben — снимать  — имеет много значений, в том числе негативных: прекращать, отменять, упразднять, ликвидировать. Но одновременно он имеет и ряд позитивных значений: сберегать, сохранять, обеспечивать. Соответственно существительное aufheben означает и отмену и сохранение. Гегель ссылается и на латинский язык, где глагол tollere имеет два значения: 1) уничтожать, отрицать, убирать и 2) возвеличивать. Философ не случайно использует языковую полисемию. В ней в данном случае выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей.

Каждая категория выражает один какой-либо момент, аспект процесса развития и служит одновременно исходным пунктом для следующей категории, которая отрицает, снимает предшествующую категорию. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.

Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезис — синтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Вся эта конструкция называется триадой.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип, или закон диалектики, но и способ построения системы. Вся архитектоника, структура гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады. В целом философия Гегеля делится на три части: логику, философию природы и философию духа. Это не рядоположенные части, которые можно поменять местами. Это триада, где каждая часть выражает закономерный этап диалектического развития, так считает сам Гегель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Гегель писал: "В существовании развитие является движение вперед от несовершенного к  более совершенному" Как Вы считаете какой признак понятия "развитие" выражает здесь Гегель?

В основе понятия развития Гегеля здесь лежит диалектический принцип развития. Сущность его заключается  в том, что все историческое развитие представляет собой борьбу противоположных  начал: "Развитие ...является движением  вперед от несовершенного к более совершенному, причем первое должно быть рассматриваемо не в абстракции лишь как несовершенное, а как нечто такое, что в то же время содержит в себе свою собственную противоположность"; "изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни".

Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве.  «…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия».

 

 

 

Задание 2

В чем, по Гегелю, смысл мирового процесса? Каково назначение человека и содержание истории?

С точки зрения Гегеля, мировой процесс есть процесс  становления мирового духа. Мировой  дух завершен, т. е. есть то, что он есть, только в знании самого себя, существуя  в нем не только в себе, но и  для себя. Стремясь к завершению, обретению знания самого себя, мировой дух должен перейти в инобытие, обрести предметную форму, которая и делает возможным познание. Процесс этого перехода, тяжкий труд поиска наиболее полного воплощения запечатлен в формообразованиях органической и неорганической природы, через которые прошел дух, воплотившись, наконец, в человеке. Человек — действительность мирового духа. Как и он, человек жаждет самопознания. Выйдя из недр животного мира, познав, что он животное, человек перестает быть только им. Углубляя познание себя, своих связей с мировым целым, человек открывает, что он, как и все сущее, является модусом мирового духа, который и есть субстанциональное начало и субъект всего мирового про­цесса. Это обретенное человеком знание о мировом духе является знанием мировым духом самого себя. Говоря теологическим языком, наше знание о Боге и есть знание Богом самого себя.

Таким образом, наша познавательная деятельность, ее результаты не являются чем-то случайным в мире. Мир, мировой  дух без этого знания не завершены. Только в этом знании они обретают адекватную форму бытия, только здесь они бытийствуют в себе и для себя. Космическое и божес­твенное предназначение человека — быть органом такого познания.

Родовое предназначение человека осуществляется отдельными индивидами, каждый из которых ограничен внешними условиями своего существования, препятствующими формированию спекулятивно-разумного взгляда на мир. Важнейшим из таких препятствий является чрезмерное ограничение личных свобод, не позволяющее вести независимые от авторитетов исследования последних оснований наличного бытия. Обретение таких свобод составляет содержание мировой истории.

По учению Гегеля, народы, на которые расчленяется человечество, вступают в историю тогда, когда  организуются в государства. Уровень свобод, реализуемых в государстве правительством, определяется уровнем осознания необходимости его гражданами быть свободными. Каждый народ, говорил в этой связи Гегель, имеет то правительство, которое заслуживает. Эпохи в истории различаются уровнем осознания свободы.

В деспотических государствах Древнего Востока, где свободным  осознавал себя только один, спекулятивного познания не возникает. Оно появляется в Греции, где некоторые осознают себя свободными, где возникают первые формы демократии, где не было авторитарной жреческой власти. Христианство приносит в мир идею, что все равны перед Богом, что все достойны свободы. Эта идея дает плоды только в Новое время, после Возрождения и Реформации. Представление о сращенности человека с Богом, заключающееся в христианстве, начинает обретать в спекулятивной философии понятийную форму. По мнению Гегеля, государственной формой, которая соответствует уровню осознания свободы в христианстве и которая способствует развитию спекулятивных исследований, является конституционная монархия, подобная той, которая установилась в Англии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев П.В. История  философии: – учеб. – М.: ТК  Велби, Изд-во Проспект, 2009 – 240 с.

2. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 608 с.

3. Голубинцев В.О., Данцев  А.А., Любченко В.С.  Философия для  технических вузов. Серия «Высшее  образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2004 – 640 с.

4. Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005 – 828 с.

5. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2008. – 320 с.




Информация о работе Философские взгляды Георга Гегеля