Философские взгляды Аврелия Августина

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:22, контрольная работа

Краткое описание

Августин хорошо знал античную философию и культуру. Он говорил об античной философии как о пестром скоплении противоречивых мнений, где «одни утверждали, что мир один, другие — что миров существует бесчисленное множество; одни — что этот единственный мир имеет начало, другие — что он его не имеет; одни — что он будет иметь конец; другие — что он будет существовать вечно; одни говорили, что души бессмертны, другие — смертны» и т. д. За всем этим Августин видел пустые словопрения, спровоцированные дьяволом и имеющие целью смешать ложь с истиной. Нужно идти христианским путем веры, ведущей к истине без всякого исследования, а потому и без ошибок.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА …………………………4
2. СОЧИНЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА .……………. 5
3. ФИЛОСОФИЯ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА .………………………….…. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .…………………………………………………………….…15
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………….……… 16

Файлы: 1 файл

Философия. К.р. Философские взгляды Аврелия Августина.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

       Парадоксальным  представляется его понимание настоящего: «Настоящим можно назвать только тот момент во времени, который невозможно разделить хотя бы на мельчайшие части, но он так стремительно уносится из будущего с прошлое! Длительности в нем нет., Если бы он длился, в нем можно было бы отделить прошлое от будущего; настоящее не продолжается». 10

       Как понимать существование вещей? Существовать, по Августину,— значит быть в настоящем, быть в наличии. Но тогда возникает  сомнение в существовании времени вообще. Ведь время складывается из прошлого, настоящего и будущего. Но того, что прошло, уже нет, а того, что будет, с обеих сторон прошлым и будущим. Таким образом, можно сделать вывод, что при отсутствии прошлого и будущего настоящее сводится к нулю.

       Вспоминая о прошлом, о детстве, мы переживаем не сами события, а их образы. Наблюдая утреннюю зарю, мы предсказываем восход солнца; но мы при этом не видим самого солнца, а имеем только некоторый воображаемый образ. Отсюда Августин делает вывод: «Время существует только в нашей душе. Прошлое — в памяти, будущее — в ожидании. Его можно предвидеть по некоторым признакам, существующим уже в настоящем. Сущность настоящего времени составляет созерцание (intuitus)».

       Условие существования времени — строение нашей души, в которой имеются  три разные установки: ожидание, устремленное к будущему, внимание, прикованное к настоящему, и память, направленная на прошлое.

       Выяснение природы времени Августин считает  великой, но вряд ли неразрешимой задачей. Сам он, однако, принимает время как нечто реальное. Он говорит об истории как необратимом непрерывном процессе. Августин выступает против идеи цикличности существования мира; цикличность предполагала бы, что Христос жил не один раз, что нелепо.

       Но  главная проблема в творчестве Августина  — это не космос, не природа, а  человек. Августин исходит из догмата о творении человека по образу и подобию Бога. Он говорит о том, что душа человека создается Богом и после этого существует вечно.

       Человек состоит из души и тела. Главное  в человеке — душа. «Что есть душа? Мне кажется, это некоторая субстанция, причастная разуму, которая приспособлена к управлению телом». Августин говорит о сложности строения души и ее проявлений. «Поскольку душа оживляет тело и наполняет его жизнью, она называется душой; поскольку проявляет желания — волей; поскольку вспоминает — памятью; поскольку рассуждает и различает — разумом; поскольку отдается созерцанию — духом; поскольку получает способность чувствовать — душа есть чувство».

       Душа  управляет телом. Но «способ, каким  соединяются души с телами, весьма поразителен и решительно непонятен  для человека, а между тем это и есть сам человек».

       Способности души — разум и волевая деятельность. Разум устремлен к познанию истины. «По ту сторону нашего ума есть некий закон, который называется истиной, и нет сомнений, что эта неподверженная изменениям природа, превышающая душу человеческую, существует... Человеческий интеллект, следовательно, находит истину в виде объекта, выше себя. С ее помощью он судит, и сам оценивается ею. Истина — мера всех вещей, и тот же интеллект измерен и оценен Истиной».   

       Познать истину может не всякая душа, «но лишь та, что чиста и свята, т. е. имеет око чистое, святое и покойное, коим только и можно увидеть идеи». Познать истину — значит познать в себе образ Бога. «Не ищи ничего вне себя... вернись к самому себе; истина в глубине человеческой, а если обнаружишь изменчивость природы своей, не страшись перешагнуть через самого себя. Впрочем, превозмогая себя, преодолей и суетные искушения рассудка»11.

         Августин различает мудрость и знание. «Мудростью следует называть знание вещей божественных, тогда как термин «знание» приложим к знанию человеческих вещей». Если истина принадлежит к «божественным вещам», то у Августина отсюда следует, что «истину знает только Бог, и, может быть, узнает душа человека, когда оставит это тело, то есть эту мрачную темницу».

       Августин  рассматривает проблему свободы  воли и зла. Он выделяет три вида зла: онтологическое, моральное и  физическое. В онтологическом аспекте  Августин утверждает, что существуют различные ступени бытия и его совершенства. Зло — низшая ступень, отсутствие блага. Оно необходимо для гармонии целого; зло допущено Богом как часть всеобщего порядка и служит украшению целого. Без контраста добра и зла добро не имело бы своей цены.

       Достойный человек — любящий человек. Ценность человеческой личности определяется способностью любить: любить Бога, любить других, ближних и дальних, любить вещи как образы Бога. «Люби, и тогда делай, что хочешь».

       Много внимания Августин уделяет проблеме веры. Вера понимается им не только как  вера религиозная (fides religiosa), но и как доверие, уверенность, приверженность и т. п. (credere). Вера — особого рода мышление, а именно — мышление с согласием, одобрением.

       Если  возникает конфликт между верой  и разумом, то права вера. Эта позиция  была присуща большинству христианских теологов — от Августина до Фомы Аквинского. Но в ее рамках существовало несколько подходов.

       Согласно  одному из них, вера обладает превосходством в том смысле, что именно благодаря  ей становится возможным мышление: credo иt intelHgam (верую, чтобы понять). Это означает, что без откровения и веры люди были бы слепы по отношению к важнейшим аспектам жизни Августин придерживался этого подхода.

       Другой  подход состоял в том, что вера действительно обладает приори-тетом, но только в отношении основных христианских истин. В основном же как вера на основе откровения), так и разум (на основе опыта) являются независимыми и обладают одинаковым статусом.

       В конечном счете Августин стремится  поставить разум на службу вере, а науку — на службу религии. Науки, прежде всего такие, как история, логика, языкознание, должны содействовать разъяснению и проповедованию Писания. Очень важна наука о числах, которая способствует раскрытию тайны священных чисел Библии.

       После смерти Августина на латинском Западе наступил продолжительный период застоя в религиозной философии. Во время нашествий варваров было не до теоретических изысканий.

       Важнейшие концепции патристики были восприняты последующей христианской философией. Перечислим основные из них:

       -   Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

       -   Креационизм. Мир (бытие) сотворен Богом «из ничего».

       -   Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей, людьми. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. В истории сначала произошло грехопадение, отчуждение человека от Бога, а затем — восхождение человека к Богу.

       -   Персонализм Человек создан по образу и подобию Бога.

       -   Сотериологизм (лат. soter — «спаситель»). Ориентация всей жизнедеятельности человека на «спасение души». Достижение «Царства Божия» — конечная цель и смысл человеческого существования.

       -   Ревеляционизм (лат. revelatio — «откровение»). Бог передает через апостолов и пророков свои «тайны», которые нужны для спасения., Познание истины состоит в постижении смысла Священного писания; также оно достижимо через мистическую интуицию.12                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Августин  стоит у истоков фундаментальной  идеи средневековой христианской философии: природа есть божественное творение, ее созерцание полезно, если его целью является не наслаждение ею самой, а наслаждение ее Творцом.

    Августиновское  понимание взаимосвязи христианских истин веры и мирского знания заключается  в том, что некоторые явленные истины могут быть постигнуты с помощью разума, тогда как другие превосходят человеческое понимание. В то же время ни одна истина веры не может в конечном счете противоречить разуму, если им правильно пользоваться. Августин полагал, что к числу явленных истин, которые мы можем постичь, относятся утверждения о существовании Бога и бессмертии человеческой души.

    Августин  создал целостное (хотя и не оформленное  систематически) учение, которое на тысячу лет стало образцом для  мыслителей Запада и до сих пор конкурирует с томизмом, находя приверженцев среди католических богословов. Концепция предопределения постужила вдохновляющей основой для протестантизма Лютера и Кальвина, а персоналистские религиозно-психологические мотивы составили другую линию влияния, ведущую через Паскаля к Кьеркегору и экзистенциализму.

    В православии Августин — блаженный, католической же церковью он канонизирован  как святой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Гуннар Скирбек Нилс Гилье История философии. - М.: Владос, 2003.
  2. Ильин В.В.История философии. - СПб.: Питер, 2003.
  3. Иовчук М. Т. Краткий очерк истории философии.- М.: Мысль, 1971.
  4. Фролов И.Т.Философский словарь. - М.: Издательство политической литературы, 1986.
  5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

Информация о работе Философские взгляды Аврелия Августина